“Школьное обучение никогда не начинается с
пустого места, а всегда опирается на определенную
стадию развития, проделанную ребенком”.
Л.С. Выготский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием не теряет своей актуальности, и поиск путей реализации преемственности продолжает оставаться важнейшей задачей системы образования. Использование потенциала музыкального искусства может стать одним их механизмов главного перехода из детского сада в школу.
Пробуждать интерес к музыке – одна из главных задач педагога. Решая её, он добивается того, что работоспособность ученика повышается: увеличивается сосредоточённость, усиливается слуховой контроль и, как следствие, художественная сторона исполнения становится более осмысленной, выразительной и яркой.
Занимаясь интересующим их делом, дети преображаются, делаются целеустремлёнными, инициативными, даже внутренне они становятся более содержательными. Каким образом это достигается? Прежде всего горячей любовью педагогов к своему предмету: дети видят, как животворно и одухотворяюще соприкосновение с искусством. Это создаёт в классе подлинно художественную атмосферу и увлекает учеников. Пробуждению интереса к музыке способствует посещение музыкальных театров, концертов, просмотр музыкальных фильмов, прослушивание качественных записей, чтение книг о композиторах и музыкантах – словом, всё то, что расширяет кругозор ученика в области искусства.
Работая с начинающими, педагог приступает к возведению своего рода музыкального фундамента, на котором будет всё дальнейшее обучение. Именно в это время ребёнок начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно проявлять себя в области музыки. Уже в первые годы обучения закладывается основа понимания музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных образов. Всё это оказывает существенное влияние на последующую работу, да и вообще на стабильный интерес ребёнка к музыке.
Правильное построение урока – залог успешности занятий. “Тонус” урока, особенно при работе с младшими школьниками, должен быть бодрым, оживлённым. Необходима не только активность, заинтересованность педагога в занятиях с каждым учеником, нужно уметь добиться активности и от самого ученика.
Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего гармоничного развития личности ребёнка, учитывающие его психологические особенности, поэтому в учебно – воспитательной работе школы и нашего дошкольного учреждения, обеспечивающие необходимую подготовку детей к обучению осуществляется преемственность по всем направлениям, в том числе по музыкальному развитию.
Наша цель – формирование системы непрерывного музыкального образования и обеспечения преемственности между детским садом и школой. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Создание необходимых условий для базового музыкального образования детей.
- Способствование развитию у детей эстетического отношения к музыке, к искусству в целом и через него ко всему окружающему.
- Развитие эмоционального отклика на музыку, творческое осмысление музыкальных явлений.
Система непрерывного музыкального образования реализовывается в 4 этапа:
- Открытие нового знания - с 2 до 5 лет;
- Расширение нового знания – с 5 до 7 лет;
- Погружение в новое знание – с 7 до 11 лет;
- Принятие нового знания - 11до 14 лет.
Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания на этапе дошкольного детства, имея в виду, прежде всего, самый общий план психического развития ребенка, то это – задача развития его эмоциональной сферы. В развитии музыкальных способностей детей мы используем технологию психолога и музыканта Б. М. Теплова, который определил понятие музыкальности как комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Он выделил 3 основные музыкальные способности:
- Чувство лада (способности чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения);
- Музыкально-слуховые представления (способности произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение);
- Чувство ритма (способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма).
Ядром музыкальности Б. М. Теплов считал эмоциональный отклик ребенка на музыку, поэтому задача развития детей культуры слушания музыки, способности сопереживать и адекватно откликаться на чувство настроения, переданное в ней, является одной из основных задач музыкального развития.
Основной формой работы с детьми, также как при традиционном бучении, являются музыкальные занятия. Они проводятся два раза в неделю по 30 минут каждое. В процессе музыкальных занятий осуществляется разнообразная музыкальная деятельность детей. Это прежде всего восприятие слушания музыки, исполнительские виды музыкальной деятельности певческая, музыкально-ритмическая, игра на детских музыкальных инструментах, в которых достаточно ярко может развиваться детское творчество. На музыкальном занятии мы развлекаем, увлекаем, заинтересовываем ребенка новой информацией, активной познавательной и творческой деятельностью, предоставляя ему возможности для личностного развития. Каждое занятие, несмотря на все его своеобразие, нестандартность, хорошо продумано и обязательно содержит цели, задачи, программное содержание, определенную структуру, средство и методы обучения. Занятия становятся для ребенка неповторимыми. Этому способствует мастерство педагога, творческий подход в применении проблемно-поисковых и игровых методов обучения, широкое использование наглядности, технических средств.
Начальная школа обеспечивает максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предполагавшей в дошкольном учреждении, к учебной школьной модели. Здесь важна не столько преемственность знаний, умений и навыков, сколько преемственность методов и приемов работы с детьми при переходе с детского сада в школу и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступени дошкольного образования. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детском саду, найдет свое отражение в дальнейшей жизни детей. Не все останется в их детской памяти, но, наверняка, они запомнят, какой интересной была подготовка к 60-летию Победы и встреча с ветеранами в нашем детском саду и многие другие праздники, такие как “Авангардная мода” музыкальный спектакль “Волк и семеро козлят на новый лад”, “Сагаан
hарын дангина”, “Гэсэр”, отчетные концерты на сцене сельского дома культуры, при полном аншлаге, участие на районных, окружных выставках, олимпиад, районный семинар музыкальных работников и многое другое. Также наши дети и выпускники нашего детского сада часто выступают вместе на одной сцене, дают вместе концерты, спектакли. В школе провели выпускной вечер в 4 классе “Наши достижения”, праздник “Золотая осень”, “Новогодний Бал Золушки” и т.д. Наши выпускники и в школе отличаются коммуникативностью, очень активные, легко входят в коллектив очень много лидеров в классе. Много детей школьников начальных классов ходят в музыкальную школу по классу баян, народные инструменты, фортепиано. Только в одном пятом классе учатся два лауреата районных и окружных конкурсов “Оюун бэлигээ Ага нютагтаа”. Это Дашипылов Дондок и Цыбенова Бэлигма. Также хочется отметить активного участника школьных и районных конкурсов Доржиева Баярто. Аюшиев Болот после окончания школы поступил в Улан-Удэнский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского на фольклорное отделение. Выпускник нашей школы Дашипылов Дамдин окончил Улан-Удэнский музыкальный колледж им П. И. Чайковского и в данное время учится в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, на вокально-режиссерском факультете. Составляется индивидуальная образовательная программа для одаренных детей.Обеспечить ребенку необходимую поддержку на этапе перехода с детского сада в школу призвана особая педагогическая деятельность, выстроенная в рамках интегративного (непрерывного) компонента стандартов дошкольной школы. На музыкальных занятиях в детском саду закладываются основы музыкальной и общей культуры ребенка. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого по словам Гетте, расходятся пути по всем направлениям. Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему решающие в его музыкальном и общекультурном развитии.
К числу основных музыкальных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей системы музыкальных способностей, вкуса, создания условий для широкой ориентировки в музыке и накопление музыкальных впечатлений.
Мы убеждены, что реальных результатов в построении действенных моделей осуществления преемственности нельзя добиться только управленческими решениями. Они появятся только тогда, когда педагоги смогут найти взаимопонимание и оценить усилия своих коллег, взаимно обогатить свой педагогический опыт.
Литература:
- Хаустова Ю.П. Проблема формирования музыкального интереса у детей. Начальная школа, 2005 г.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образование. Л., 1973.
- Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М., 1990, с. 319