Урок физики для учащихся 8-х классов. Решение задач по теме "Количество теплоты"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • Закрепить знания учащихся по теме;
  • Продолжить работу по формированию навыков самопроверки и взаимопроверки выполненных заданий.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить знания учащихся по теме;
  • Продолжить работу по обобщенному плану характеристики правильности решения задачи;
  • Продолжить работу по формированию работы с графиками зависимости температуры от времени при изменении агрегатного состояния вещества;
  • Сформировать навыки расчета количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.

Развития мышления:

  • Формировать умения проводить доказательство на основе данных;
  • Формировать умения обобщать известные данные на основе выделения главного;
  • Продолжить работу по формированию умений делать вывод и обобщения по графику.

Воспитательные:

  • Раскрыть значение количественного описания фактов и явлений для изучения сложных систем;
  • Способствовать воспитанию взаимовыручки и терпения пор отношению к слабому ученику;
  • Продолжить работу по формированию навыков самопроверки и взаимопроверки выполненных заданий.

Ход урока

Структурные элементы урока Приемы работы учителя и учащихся Деятельность учителя и учащихся
Постановка цели урока.

 

 

Выявление имеющихся знаний.

 

 

 

Проверка выполнения домашнего задания.

 

 

Актуализация ранее усвоенных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 


Контроль за усвоением знаний.

 

Формирование умений применять знания

Организация работы дома.

Обращается к классу с тем, что сегодня продолжится работа по решению задач на эту тему на применение формул, характеризующих процессы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое и выполнение соответствующих процессов перехода с помощью графиков.

Учитель выявляет отношение учеников к работе дома, ответственные ученики докладывают по итогам проверки, кто выполнил работу и каковы причины невыполнения.

 

 

 

Проверка выполнения домашней работы. Вызываются два ученика по желанию для решения задач на доске. Три человека получают карточки для индивидуальной работы.

 


Весь класс работает по графикам, изображенным на доске. Два ученика по очереди дают характеристику графика изменения агрегатного состояния вещества.

Весь класс слушает ответы двух учащихся по решению домашних задач.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики обобщают и выделяют правильные и неправильные элементы ответов своих одноклассников с помощью обобщенного плана оценки правильности решения задачи.

Работа ведется по сборнику задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой, задачи № 1009, 1084, 1090, 1122.


Учитель задает домашнее задание.

Слушают учителя. Записывается дата и тема урока в рабочих тетрадях “Решение задач”.

 

 


А) Усвоению и закреплению знаний помогает взаимопроверка домашних заданий, что повысило количество и качество выполненных домашних задач. В каждом классе выбрано по 3 человека (по своему ряду), которые перед началом каждого урока проверяют домашние задачи в тетрадях и отмечают выполнение в специальном списке класса. Учителю это намного облегчает работу, так как он уже может увидеть по этому списку, кто не выполнил домашнюю работу, у кого можно взять тетрадь на проверку.

Б) Проверка выполненных домашних задач у доски, рабочие тетради сдаются учителю, а задачи решают на доске по сборнику задач № 650, 658.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Какие превращения происходят с веществом на каждом участке графика?
  2. Сколько времени длится каждый процесс?
  3. Какая температура плавления и кипения у вещества?
  4. Что это за вещество?
  5. Какие участки графика соответствуют росту температуры?
  6. Какие участки соответствуют росту внутренней энергии?

Класс следит внимательно за ответами этих учащихся и выставляет им оценки в зависимости от замечаний, данных по окончанию их ответов. Два ученика сразу получают оценки.

План оценки правильности решения задачи:

  1. Верно ли записано условие задачи;
  2. Записаны ли дополнительные данные из таблиц;
  3. Верно определена неизвестная величина и верно ли указаны единицы измерения этой величины;
  4. Верно ли переведены единицы измерения в столбике СИ, если это необходимо;
  5. Верно ли записана формула для расчета неизвестной величины;
  6. Верно произведены математические расчеты;
  7. Верно произведена проверка единиц измерения;
  8. Верно записан ответ;
  9. Верно выполнен график изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от времени.

По этому плану два ученика оценивают правильность решения задачи и ставят им оценки.

Три ученика сдают карточки индивидуальной работы на стол учителю, оценки будут поставлены в конце урока.

 

 

Учащиеся решают задачи: по одному человеку вызываются к доске, а остальные выполняют работу в тетрадях. Кроме этого обязательно дается оценка правильности решения задачи учеником у доски по обобщенному плану и выставляется оценка сразу.

Задание № 4 на стр.51 (выборочно).

Всем: № 661,658 из сборника задач А.В. Перышкина.

В приложении 1 имеется презентация к этому уроку (PowerPoint)