Цели:
- Продолжать знакомить с произведениями о Великой Отечественной войне.
- Работать над развитием техники чтения (осознанность, правильность).
- Расширять кругозор учащихся; обогащать словарь.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Оснащение: ребус, фотографии военной хроники, карточки-словари, карточки-тексты; карточки-вопросы; кроссворд.
Структура:
I. Оргмомент.
Разгадывание ребуса (см. Приложение п.1)
Какая дата здесь зашифрована?
Какое событие связано с этой датой?
Сколько лет Победе отмечают в этом году?
II. Сообщение темы, целей.
Сегодня вы узнаете ещё одну из страниц истории окончания ВОв. Мы послушаем сообщения ребят и прочитаем рассказ С.П.Алексеева “Победа”. И в конце урока вы мне ответите на вопрос: В чём героизм советских солдат?
III. Вступительная беседа (сообщения ребят).
1-й ученик: 16 апреля 1945 года в 5 часов
утра началось советское наступление на Берлин.
Несмотря на ожесточённое сопротивление немцев,
Берлин был окружён.
2-й ученик: И вот советское знамя, Знамя
Победы, начинает развеваться на крыше одного из
главных зданий Берлина – Рейхстага.
3-й ученик: А вечером 30 апреля Гитлер
покончил жизнь самоубийством. Он понимал, что ему
предстоит ответить перед всем миром за то, что он
начал войну, принёс много боли и страданий всему
человечеству. Он испугался дать ответ, потому и
убил себя.
4-й ученик: 2 мая Берлин сдался, но война
всё ещё продолжалась. И вот наконец в ночь с 8 на 9
мая 1945 года в берлинском пригороде представители
немецкого командования подписали акт о
безоговорочной капитуляции (проигрыше) всех
вооружённых сил Германии.
5-й ученик: Советский Союз встречал
Победу праздничным салютом, который в память о
ней гремит каждый год 9 мая в День этой самой
Великой Победы.
Что нового вы узнали о ВОв из рассказа ребят?
IV. Первичное чтение учителем с нацеливающим вопросом.
Сейчас я вам прочитаю рассказ С.П.Алексеева “Победа” (см. Приложение п.2)
Вы будете меня внимательно слушать. И потом ответите на мой вопрос: Что являлось символом непобедимости советского оружия?
V. Словарная работа.
Разбор трудных слов (записаны на доске и даны на индивидуальных карточках-словарях (см. Приложение п.3)).
VI. Чтение учащимися.
1. Дочитать до тех строчек, где говорится о тревоге бойцов за своих товарищей.
- Почему волновались бойцы за своих товарищей?
- Как звали героев? (Слабые)
- На какое здание нужно было установить знамя?
(Слабые)
(“Слабый” ученик во время чтения отрывка подчёркивает то выражение, которое ему непонятно).
Какое выражение ты подчеркнул? – “взяли под козырёк”. Как понимаете?
- Легко ли было водрузить это знамя на Рейхстаг? Свой ответ докажите.
2. Чтение по цепочке (по законченным частям).
Разбор содержания по вопросам, трудных выражений по ходу чтения.
- Чему радовались бойцы?
- Куда водрузили знамя Егоров и Кантария?
- Чем являлось Знамя Победы?
- Чем закончилась ВОв?
- Где состоялся Парад Победы?
- Мимо какого здания проходили сводные полки?
- Что несли солдаты?
- Куда полетели фашистские знамёна?
- В честь чего был салют?
Как вы думаете это было на самом деле?
Можно назвать этих людей героями? Почему?
VII. Составление фильма.
А теперь давайте смонтируем документальный фильм о том, как проходили действия в рассказе. И в этом нам помогут фото тех лет.
(Учащимся предлагаются увеличенные фотоматериалы из которых они должны выбрать три кадра, подходящих к содержанию рассказа).
Найдите в рассказе строчки, которые могли бы стать титрами к этим кадрам.
(В титрах к четвёртому кадру учитель объясняет, почему “проходили мимо ленинского Мавзолея”).
Как вы думаете, а достаточно кадров для нашего фильма? Можно использовать эту репродукцию (П.Кривоногов “Победа”) Куда её поместим? И какие титры мы к ней сделаем?
А теперь достаточно кадров?
Учитель обращает внимание ребят на вопрос,
который был задан в начале урока: В чём героизм
советских солдат?
VIII. Домашнее задание.
Составить сценарий к нашему документальному фильму, используя фото.
IX. Разгадывание кроссворда (если останется достаточно времени) (см. Приложение п.4)
X. Итог.
Что интересного вы узнали сегодня на уроке?
XI. Оценки.
Благодарю за урок.