Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Надежная защита организма"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить детей с понятием “кожа” и её функциями;
  • Учить беречь органы чувств;
  • Обосновывать основные правила ухода за кожей и убедить учащихся в необходимости их выполнения;
  • Учить наблюдательности;
  • Развивать воображение и умения делать выводы.

Оборудование: кроссворд, лупы, таблица “Кожа”, карточки со словами, памятки.

Ход урока

I. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

“Здравствуйте!” – говорят при встрече, желая здоровья. Вот и я приветствую вас, дорогие ребята, словом “Здравствуйте!”. И желаю вам здоровья, благополучия, добра.

II. Актуализация знаний.

1. Психологическая поддержка.

- Ребята, давайте встанем с вами в наш круг дружбы. Посмотрите друг на друга и ласково, нежно улыбнитесь. Как приятно, как тепло сразу стало! Давайте пожелаем друг другу добра.

Я желаю тебе добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу.

Меня любят мои родители. Я нужен им. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я прощаю всех, кто обидел меня, даже своих врагов. Я прощаю самого себя. У меня все хорошо.

- Сели все на свои места. Разогрели ладошки, закрыли ими глаза. Почувствовали тепло своих рук.

(Включаю музыку).

- Представьте, что наступило лето. Красота окружает нас повсюду. Она в каждом цветке, в ярких солнечных бликах, на воде. Природа вызывает восторг в вашей душе. Она вливает в вас силы. Вы обретаете покой, радость. Вы любуетесь природой, чувствуете, что вы – частицы природы. Вы прекрасны. Куда бы вы ни обратили взор, всюду видите красоту. Красота жизни находит отклик в вашей душе.

(Музыка продолжает звучать секунд 10).

Медленно открываем глаза. Настраиваемся на хорошую плодотворную работу.

(Музыка выключается).

2. Повторение изученного материала о здоровье.

А) Знакомство с девизом урока.

- Девизом нашего урока будут слова, записанные на доске:

“Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья, то и буду выполнять”

Б) Чтение сказки.

В одной сказочной стране на берегу синего моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, они отвечали взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто болели.

Правитель пригласил во дворец мудрых людей и спросил: “Почему люди болеют? Что сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?”

Мудрецы долго совещались, самый старый из них сказал: “Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудную минуту”.

- Как вы понимаете слова мудреца?
- Назовите шесть признаков здорового и закаленного человека.

(- Очень редко болеет.
- Имеет хороший сон.
- Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
- Живет не менее 80 лет.
- Может без одышки пробежать 5 километров.
- Если заболел, то быстро поправляется).

Выберите слова для характеристики здорового человека (красивый, сильный, ловкий, румяный, статный, стройный, крепкий, подтянутый).

3. Повторение об органах чувств.

Когда рождается на свет ребенок
В руках у матери ему спокойно и тепло,
Но в голове его уже с пеленок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день, и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познает чудесный мир,
В котором вы живете, дети.

- С помощью чего человек познает окружающий мир?
- Какие органы чувств человека вы знаете?

4. Сообщение темы и цели урока.

А) Разгадывание кроссворда.

  1. С помощью какого органа отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от соленой?
  2. Кожа – это не просто покрытие человека, это активный … с многообразными функциями.
  3. Повреждение кожи по воздействием высокой температуры.
  4. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод называется … .

- Кто назовет тему нашего урока?

- Сегодня мы на уроке продолжим изучать организм человека. О коже мы говорим как об органе осязания. Сегодня мы будем рассматривать орган, который защищает наш организм. Будем говорить о том, как за кожей ухаживать и как ее сохранить.

III. Формирование новых знаний.

1. Вводное слово учителя.

- Ребята, а вы никогда не думали о том, что хорошо приобрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же она не выцветала, не мялась и ее можно было носить хоть сто лет.

А такая одежда есть! Наша кожа. Это своеобразная, естественная рубашка. Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями.

2. Практическая работа.

- Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? Какая она? (Упругая, мягкая, эластичная, прочная).
- Какого цвета?
- Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Для чего нужны эти отверстия? (Через поры выделяется жир и пот).

Физ. минутка.

Вы, наверное, устали
Ну, тогда все дружно встали.
Вновь у нас физкультминутка.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперед и назад)

Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтобы думать и читать
И совсем не уставать

(Рывки руками перед грудью)

Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два,
Думай, думай, голова.

(Вращение головой)

Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

3. Работа по таблице “Строение кожи”.

- Ребята, а теперь я вам расскажу, из чего состоит кожа.

Представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры. И вот что мы там увидим.

(Вывешивается таблица).

Кожа человека состоит из трех слоев.

  1. Наружная оболочка. Это очень тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые кожа дышит.
  2. Кожа – более толстый слой. Его толщина 1-2 мм. В этом слое находятся потовые, сальные железы, кровеносные сосуды, нервы.

Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой.

По всей поверхности расположены потовые железы. Кто видел пот? На что он похож? (На капельки воды). Пот выделяется всегда. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

3) Подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

КОЖА 1. Наружная оболочка
2. Кожа
3. Подкожный жир

Кожа – надежная защита. Кожа водонепроницаема, поэтому человек не высыхает в жару и не “тает” во время дождя. Она сохраняет тепло. Когда надо, охлаждает тело. Поддерживает постоянную температуру внутри него.

С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.

4. Правила ухода за кожей.

(Учащиеся рассказывают о способах ухода за кожей).

- Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею. Нельзя все время умываться холодной водой, так как суживаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Но нельзя все время умываться и горячей водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов. Тогда кожа становится слабее, на лице появляются участки покрасневшей кожи. Кожа становится вялой. Надо умываться то горячей, то холодной водой. После умывания надо тщательно вытирать лицо, иначе кожа будет обветриваться и шелушиться.

5. Обобщение.

Сейчас вы расскажете, как надо следить за кожей, а дома перескажете всем членам семьи все то, что узнали на уроке.

- Ребята, еще очень важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.

Какие повреждения кожи вы знаете?

(Ушибы, раны, обморожения, ожог).

- Что необходимо сделать при небольших повреждениях кожи?
- Как возникают ушибы?
- Как определить, что ушиблись?
- Как поступить при ушибе?

6. Знакомство с правилами лечения при ожогах.

(Чтение памяток).

IV. Формирование умений и навыков.

  1. Работа в тетрадях на печатной основе.
  2. Работа по вопросам учебника.

V. Итог урока.

- Какое значение имеет кожа для человека?
- Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа?
- Как нужно ухаживать за кожей?
- Какие бывают повреждения кожи?

VI. Д/З