Цель: продолжение изучения темы “Сложносочиненные предложения”.
Задачи:
- Познакомиться с противительными союзами;
- Научиться находить противительные союзы; различать противительные и соединительные союзы.
- Составлять предложения с противительными и соединительными союзами;
- Различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения;
- Определять смысловые отношения между частями в ССП;
- Расставлять знаки препинания в ССП.
Дидактический материал: Учебник по русскому языку для 9-кл под ред. С.Г.Бархударова, карточки с индивидуальным заданием, таблицы, доска.
Ход урока
I. Оргмомент.
Форма: урок-изучение нового
материала (продолжение темы).
Метод: комбинированный.
II. Повторение.
1. Какое предложение называется сложным?
(Сложное предложение имеет две и более
грамматические основы).
2. Как отличить простое предложение от
сложного? (В простом – один деятель и одно –
несколько действий; несколько деятелей и одно
действие).
1) С чего начинается Родина?
2) Покраснела рябина, посинела вода.
3. Когда при союзе И ставится запятая?
В простом предложении:
1) Листья закружились и полетели.
2) Надо человеку и знать, и любить, и беречь
свою землю.
В сложном предложении:
3) Мы прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.
- Найдите союзы в этих предложениях.
- Что это за союз? (Соединительный).
- Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Явления следуют друг за другом).
4) Последние тени сливались, да мгла синела.
- Что это за союз? (Соединительный = и).
- Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Действия происходят одновременно).
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником: чтение правила (определение противительных союзов) – стр.9
Так какие еще союзы могут связывать однородные члены предложения и простые предложения?
В простом предложении:
1) Приют наш мал, но спокоен.
2) Я пойду в школу, а не гулять.
- Что это за союз? (Противительный).
- Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Одно явление противопоставляется другому).
В сложном предложении:
1) Звезды еще сверкали, а небо на востоке уже стало светлеть.
- Что это за союз? (Противительный).
- Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Одно явление противопоставляется другому).
IV. Закрепление.
1. Карточки (индивидуальное задание – см. Приложение).
2. Работа с учебником.
Упражнение 13 (2).
1) …и остановился / …и пассажиры вышли из
вагона.
2) …и удалился/ …и мы поблагодарили его.
3) …и душно/ …и мы открыли окно.
4) …и смеялись/ …и проводник сделал пассажирам
замечание.
3. Творческая работа: составить сложное предложение, используя соединительный или противительный союзы.
V. Домашнее задание.
§ 4, упражнение 13 (закончить), составить два сложных предложения, используя сочинительные союзы.
VI. Итог.
Оценочная деятельность.