Цели урока:
- Знакомство с одним из простейших способов сравнения плоских фигур;
- Развитие геометрической интуиции, изобразительных навыков;
- Обобщение с использованием элементов исследования, развитие математической речи;
- Воспитание интереса к оперированию геометрическими понятиями и образами.
План урока:
- Повторение ранее изученного материала. Ответы на вопросы по домашнему заданию .
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала. Контроль усвоения материала (письменный опрос).
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Теоретический опрос по вопросам 4-6 (стр. 25).Разбор нерешенных домашних задач.
2. Сообщение темы и цели урока. Слайд 2, слайд 3.
- В геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей. Среди окружающих нас предметов встречаются такие, которые имеют одинаковую форму и одинаковые размеры. Приведите примеры.
Слайд 4
-Как можно назвать такие фигуры? Правильно, такие фигуры называют равными.
-Как можно сравнить две фигуры? (Фигуры вырезаны из картона и внешне почти равны)
Чтобы сравнить эти фигуры, надо один наложить на другой. Если из-за верхнего прямоугольника виден нижний, то верхний меньше нижнего и наоборот. А если они совместятся, то данные прямоугольники равны.
Слайд 6.
-Как можно сравнить две фигуры, изображенные на доске или на бумаге? (Внешне фигуры почти равны)
Чтобы проверить это, необходимо скопировать одну фигуру на кальку и наложить на другую.
Слайд 5.
-Какие две геометрические фигуры можно назвать равными? ( Две геометрические фигуры называются равными, если их можно совместить при наложении)
Слайд 7.
Сравните отрезки АВ и СД, изображенные на рисунке (рисунок на доске), с помощью линейки без делений.
Решение:
а) наложить линейку на отрезок АВ и отметить начало и конец данного отрезка:
б) наложить линейку на отрезок СД так, чтобы отмеченное начало отрезка АВ совпало с точкой С, если отмеченный конец отрезка АВ совпадает с точкой Д, то отрезки АВ и СД равны, пишут АВ=СД.
Если отмеченный конец отрезка АВ будет лежать на отрезке СД, то отрезок АВ меньше отрезка СД, пишут АВ < СД (СД > АВ).
- Сравните отрезки АС и СВ (рис. 21 учебника). (АС=СВ). Как назовем точку С?(Точка С – середина отрезка АВ).
-Как с помощью шарнирной модели угла можно сравнить два угла?
Решение:
а) Зафиксировать с помощью модели один из углов;
б) наложить зафиксированную модель на другой угол таким образом, чтобы у них совпали вершины и по одной стороне, а две другие оказались по одну сторону от совместившихся сторон. Если вторая сторона модели угла совместиться со второй стороной другого угла, то данные углы равны. Если же эти стороны не совместятся, то меньшим считается тот угол, который составляет часть другого.
- Сравните углы, изображенные на рисунке 22 а) ( / 1 < / 2. )
-Какие углы являются неразвернутыми? Сравните развернутый и неразвернутый углы.
- Кто скажет, как называется луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла?
(Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется биссектрисой.)
- С помощью какого инструмента можно построить биссектрису угла? ( Учащиеся знакомы с понятием – «биссектриса угла» с 5 класса и знают, что построить ее можно с помощью транспортира.)
- Постройте углы АОВ и СМД, равные соответственно 120° и 56° и их биссектрисы.
3. Закрепление изученного материала.
Слайд 8.
Решить задачи в рабочей тетради № 17, 18, 19, 22,24 самостоятельно с последующим обсуждением решения.(Приложение)
4. Подводятся итоги, выставляются оценки.
Домашнее задание
§3, вопросы 7 – 11. Решить задачи. I уровень – № 20, 21, 23 из рабочей тетради.
II уровень - № 18, 19, 21, 23 из учебника.
Литература:
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б, Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия, 7 – 9.Учебник для общеобразовательных учреждений – 15 –е изд. – М.:Просвещение,2005.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии : 7 класс. - 2-е изд., перераб. и доп. – М .:ВАКО, 2009.