Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный
Цели урока:
Образовательные: Дать представление об алгоритмах, познакомить с их свойствами, способами описания и типами, научить определять тип алгоритмов.
Развивающие: Развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
Воспитательные: Формирование познавательного интереса как компонента учебной мотивации;
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический.
Средства обучения: авторская презентация; учебник (Информатика.5-6 класс./Под ред. Н.В.Макаровой); технические (компьютер, интерактивная доска).
Ход урока
1. Организационный момент
Начинаем мы урок
Будем думать и решать!
На все вопросы отвечать,
Чтоб получить оценку «пять»
2. Мотивационное начало урока
Сегодня на уроке мы рассмотрим: “Алгоритмы. Способы описания алгоритмов”. Основные определения и понятия. Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, где в реальной жизни мы с ним встречаемся, что значит выражение “исполнитель алгоритма”. Также познакомимся с типами алгоритма и его свойствами. Узнаем способы представления алгоритмов.
Для достижения цели нашего урока, мы воспользуемся Мультимедийной презентацией, поработаем в графическом редакторе “Paint”.
3. Объяснение темы урока
При объяснении новой темы осуществляется демонстрация слайдов презентации на экране.
Алгоритм – точное предписание исполнителю совершить последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.
Учителям приводятся примеры алгоритмов. По определённому алгоритму осуществляется массовое изготовление обуви и пошив одежды, сборка автомобилей на конвейере, выпечка хлеба и плавка металлов, таким образом, алгоритм можно рассматривать как инструкцию из отдельных предписаний.
Типы алгоритмов. Учителем даётся определение линейного, разветвлённого и циклического алгоритма. Рассматривается алгоритм “Пешеходный переход”. Ученики приводят свои примеры линейных, разветвлённых и циклических алгоритмов.
Свойства алгоритма. Учитель на примерах объясняет пять свойств алгоритма: понятность; дискретность; определённость; результативность; массовость
Исполнители. Это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д.
4. Обобщение и систематизация знаний
Учащимся предлагается поработать с созданием алгоритма (индивидуальные карточки).
5. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три наклониться
Четыре, пять и на месте поскакать,
На носки, затем на пятки,
Лень отбросить и опять
На вопросы теста отвечать,
И настроенье рисовать!
6. Этап закрепления изученного материала.
- Учащимся предлагается выполнить в графическом редакторе “Paint” задания из учебника Н. В. Макаровой “Информатика 5-6”. Алгоритм создания орнамента (§2.14, задание 2.24) или алгоритм построения основы крыльев бабочки (§2.15, задание 2.25).
- Тестирование по теме урока.
7. Рефлексия урока.
Ребята, нарисуйте в графическом редакторе “Paint” свое настроение на уроке.
8. Домашнее задание.
Решить задачу и написать алгоритм. Крестьянину необходимо перевезти через речку волка, козу и капусту, с левого берега на правый. В лодке может поместиться один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить на берегу волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как должен действовать крестьянин, чтобы перевезти свой груз через речку в целости и сохранности?
Используемая литература:
- Информатика. 5-6 класс. Учебник под редакцией профессора Н.В. Макаровой, «Питер», 2008г.
- Современные открытые уроки информатики. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжиков, «Феникс», 2003г.