Цель изучения:
- Закрепить и развить навыки сравнения натуральных чисел, выполнения арифметических действий с натуральными числами.
- Развитие умений решения текстовых задач и логических задач.
- Гендерный подход к решению логических задач.
Оборудование: презентация, жетоны с изображением Буратино (выдаются за правильный ответ).
Форма проведения урока: сказка
Ход урока
… Сегодня у нас необычный урок повторения темы “Натуральные числа”, урок-сказка, участниками которого будете вы. Познакомлю вас с правилами состязания.
“Натуральные числа”
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Думаю, что вам хорошо известна сказка Алексея Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, но я вас познакомлю с математической версией этой сказки. Надеюсь, вы поможете Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает. Итак, каморка папы Карло…
На стене висит холст с изображением очага, перед ним сидят Буратино и Сверчок.
Устно.
Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, надо правильно ответить на вопросы, которые, оказывается, записаны на холсте. Буратино – мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь.
Задание 1.
1 ряд. Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками.
Ответ:
а) **** > ***;
б) 32** > 31**.
2 ряд. Угадайте корни уравнения.
Ответ:
а) х = 0;
б) y = 4.
3 ряд.
Найдите значение выражения.
Ответ:
а) 0;
б) 57.
Выполнено первое задание, и вам открывается тайна – за холстом есть потайная дверь. (Холст убирается, под ним – закрытая дверь, сделанная из ватмана). А что за этой дверью – не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у старой черепахи Тортилы. Узнав об этом, Буратино решил утром отправиться на поиски ключика. Внимание!
Задание 2.
Для мальчиков.
Буратино лег спать пораньше, в семь часов вечера, предварительно заведя будильник на восемь часов с тем, чтобы встать утром. Сколько часов он проспал, пока его не разбудил будильник?
Отвечать будет: 1 час.
Дождавшись утра, Буратино отправился в путь. Дорога предстояла трудная и далекая. На окраине города внимание Буратино привлекла харчевня “Три пескаря”. Проголодавшийся Буратино решил подкрепиться. Войдя в харчевню, он увидел Карабаса Барабаса, лису Алису и кота Базилио. На вертеле готовилось фирменное блюдо – жарилась утка. У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку. Если Буратино правильно ответит на вопрос, то он его не только накормит, но даст еще 20 золотых монет в придачу. Если же Буратино неправильно ответит на вопрос, то его кинут в огонь для приготовления очередного фирменного блюда. Вот какой вопрос задал Карабас Барабас.
Для девочек
Одна утка на вертеле жарится до готовности один час. За сколько часов зажарятся на одном вертеле сразу две утки?
Ответ: 1 час.
Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с золотыми монетами продолжил путь. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди нее – маленький домик. В нем жила Мальвина – девочка с голубыми волосами. За ее домиком дорога разветвляется на три части. Мальвина рассказала Буратино о том, что вдоль каждой дороги написан пример. Нужно решить и по указателю направлений определить путь, ведущий к пруду черепахи Тортилы.
Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием. Все участники соревнования решают примеры в тетрадях. Будьте готовы помочь представителю своей команды.
Задание 3.
Ответ: 125(1000)
Ответ:3000
Ответ: 1254(4000)
К пруду Тортилы вел указатель с числом 300, поэтому Буратино пошел по второй дороге.
Оказывается, лиса Алиса и кот Базилио были свидетелями всего происходящего. Они решили заманить Буратино в Страну Дураков. Как вы знаете, лиса Алиса и кот Базилио убедили Буратино зарыть свои монеты в землю.
Они ему посоветовали вырыть три ямки, в первую ямку положить 20 монет, во вторую – на 14 монет меньше, чем в первую, а в третью – на 43 монеты больше, чем во вторую. Сколько было монет?
Задание 4.
Решить задачу , и запишите в тетрадях.
Ответ: 75 монет.
Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. Они направили на него сыщиков, и он, бросив свои монеты, бежал из Страны Дураков. Чтобы вернуться на правильный путь, ведущий к пруду, Буратино пришлось идти через топкое болото. Если вы хотите узнать, чем это путешествие закончилось, вам придется последовать за Буратино по математическим кочкам. Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте.
Задание 5.
Ответ: 55 259
Очередное препятствие преодолено, хотя некоторых оступившихся пришлось вытягивать из болота.
Наконец-то, Буратино подошел к пруду, в котором живут черепаха Тортила и много-много зеленых лягушек. Квакушки со всех сторон окружили Буратино и рассказали ему о своей мечте.
Задание 6.
В окрестностях пруда четыре болота. В каждом болоте по 58 кочек, а на каждой кочке живет по шесть лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой-путешественницей. Сколько нужно уток, чтобы осуществилась их мечта? Надеюсь, вы не забыли способ передвижения лягушки-путешественницы по воздуху!
Ответ: 4 * 58 * 6 * 2 = 2784 утки.
Благодарные лягушки на кувшинке довезли Буратино до черепахи. Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе.
Задание 7.
Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зеленую. На красной коробочке было написано “Здесь лежит золотой ключик”, на синей – “Непустая коробочка”, на зеленой – “Здесь сидит змея”. Тортила прочла надписи и сказала: “Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – змея, а одна коробочка пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он твой”.
Так где же лежит золотой ключик?
Ответ: в 3 коробочке.
Получив ключик, довольный Буратино вернулся домой.
С какими результатами каждый пришел к концу путешествия? (Подводятся итоги).
Преодолев так много испытаний, Вы оказались у дверей в Мир Знаний. “Входите в нее!” – говорю я всем
За помощь Буратино всем большое спасибо!
Участники набравшие большее количество жетонов получают “5” за урок.
Домашнее задание:
1. Решить примеры:
А) 25678+ 123-234
Б) 1234-(234+123)
В) (1236+ 124) – 124
Г) 12345 + 1241 – (125+ 34)
2. Задача.
В первом вагоне 25 человек, а во втором на 23 больше, а в третьем на 10 меньше. Сколько всего было пассажиров?