Цель: Организация взаимосвязи и осуществление преемственности в обучении и воспитании учащихся младшего и среднего звена.
Задачи:
- Сформировать представление о почве как плодородном верхнем слое земли, на котором растут растения;
- Развивать познавательную активность, умение анализировать, наблюдать, делать выводы, высказывать своё мнение;
- Воспитывать бережное отношение к почве, как к “Земле-кормилице”, чувство уверенности в себе, уважение друг к другу и к окружающим, аккуратность во время выполнения практической работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: диалогический и частично – поисковый.
Приемы: эвристическая беседа, рассказ, лабораторная работа, индивидуальная работа с карточками.
Оборудование: карточка с указанием условных обозначений полезных ископаемых; мини-карта РТ (раздаточ. материал); черные гелевые стержни; материал для опыта: салфетка, почва, горелка, сухое горючее, стаканы с водой на парту, одноразовые ложечки, фарфоровое блюдце, стекло; таблица “Типы почв”; карточки: красные, зеленые, желтые.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня наш урок необычный, а необычный потому, что вести его будут два учителя:
Учитель биологии: И начнем мы урок как обычно, с проверки домашнего задания, с прогноза погоды за прошедшую неделю. (Ответ учащихся).
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые). Вот и проверим, как вы усвоили и закрепили эту тему.
- Перед вами листочки, приготовимся к словарному диктанту. Узнайте полезные ископаемые по признакам, запишите их названия через запятую.
а) Словарный диктант.
- Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит
подстилкой для скота, удобрением. (Торф)
- Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая,
состоит из мелких, плотно соединенных зерен.
(Железная руда)
- Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в
воде, горюч. (Каменный уголь).
- Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового,
красного цветов. Состоит из зерен нескольких
минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит).
- Обычно белый или серый камень, образовался
из остатков морских организмов. (Известняк).
- Темная маслянистая жидкость, горит, из нее
получают бензин, керосин, мазут. (Нефть).
- Образовался при разрушении гранита,
используется в строительстве и при производстве
стекла. (Песок).
- Обладает пластичностью, используется в
строительстве и гончарном деле. (Глина)
- Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового,
красного цветов. Состоит из зерен нескольких
минералов. (Гранит)
- Проверим, какие полезные ископаемые вы
записали? (Взаимопроверка)
(Учитель зачитывает ответы, а дети ставят +, если ответ верен и – если неправильный).
б) Самостоятельная практическая работа с картой Республики Татарстан.
Учитель: Перед вами лежит листок с изображением карты РТ, также листок и условными обозначениями и названием месторождений полезных ископаемых нашей республики. Вам нужно будет за 2 минуты нанести эти условные обозначения на карту. Работа будет проверена и, оценки за нее вы узнаете на следующем уроке.
Торф:
г. Аксубаево,
г. Альметьевск,
г. Зеленодольск.
Каменный уголь: г. Нижнекамск, недалеко от Чистополя.
Нефть и горючий газ:
г. Альметьевск,
г. Лениногорск,
г. Нурлат.
Известняк: г. Лениногорск.
3. Изучение новой темы (приобретение новых знаний, умений, навыков)
а) Сообщение новой темы.
Учитель: Тема урока “Почва”. Наша задача сформировать представление о почве как плодородном верхнем слое земли, на котором растут растения и почему землю называют “Кормилицей”. Кто же скажет, как называется верхний слой земли? (Почва)
(На доске карточка со словом ПОЧВА).
б) Работа в тетрадях.
Учитель Абызова Т.А.- Откройте тетради, запишем число, классная работа и тему урока – ПОЧВА.
- Какое понятие человек употребляет чаще
“земля” или “ почва”? Что мы называем землей? (Ответ
учащихся).
- Можно ли почвой назвать каменистые россыпи гор,
песчаные пространства пустынь? Почему? (Ответы
детей).
- Одинаковые ли выражения “Я шагаю по Земле” и “
Я посадил в землю семена?” (Ответы детей).
- Почему посеянные семена в почву прорастают и из
них вырастают растения, а в каменистых россыпях
нет?
Вывод: - ПОЧВА – это верхний рыхлый, плодородный слой земли. А из чего состоит почва, мы сейчас узнаем, проведя небольшой опыт. Но сначала проверим все ли имеются необходимые принадлежности для опыта.
в) Лабораторная работа.
- Наша лабораторная работа пройдет в форме игры “Лаборатория ученых почвоведов”. Ознакомимся с лабораторным оборудованием на ваших столах и на моем столе:
- Подставка (лоток) для опыта;
- Стаканы с водой;
- Салфетки белые;
- Почва;
- Горелка;
- Сухое горючее;
- Стекло, щипцы.
г) Практическая часть – опыт. По ходу опыта ведется беседа, объяснения, задаются вопросы ученикам, выслушиваются мнения, ответы. Постепенно вывешиваются таблички с указанием состава почвы, по мере проведения опыта.
1-й опыт: - Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
- О чем это говорит? (В воде есть воздух)
Вывод: в состав почвы входит воздух. (Вывешивается табличка со словом воздух в схему).
2-й опыт: - Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).
Вывод: в почве есть вода. (Вывешивается табличка со словом вода в схему).
3-й опыт: - сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? (Вода стала мутной). Что вы видите на дне стакана? (Ответы детей).
Вывод: в составе почвы есть песок и глина. (Вывешивается табличка со словами песок, глина в схему).
4-й опыт: - Следующий опыт буду проделывать я, а вы будете наблюдать. Беру немного почвы и нагреваю ее немного. Что вы видите и чувствуете? (Ответ детей). Неприятный запах, появляется дымок, как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей: горят остатки листьев). Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?
Вывод: в составе почвы есть перегонной – гумус. (Вывешивается табличка со словом гумус в схему).
5-й опыт: - Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что видите? (Вода испарилась, и появился осадок белый). На стекле образовался белый налет. Что это такое? Это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
Вывод: в почве есть соли. (Вывешивается табличка со словом соли в схему).
Учитель биологии: Посмотрим на схему и прочитаем, из чего же состоит почва? (Ответ учащихся). Какая же часть почвы придает ей плодородие, т.е. условия для жизни растений? (Гумус).
д) Работа в тетрадях.
- Запишем схему в тетрадь.
е) Работа с картой “Почвы России”.
- Посмотрим с вами на таблицу “Типы почв”. В нашей республике преобладают почвы:
- Серые лесные;
- Черноземы;
- Дерново-подзолистые. А наука о почвах – почвоведение.
Учитель: - А сейчас я хочу вам расскажу сказку о волшебной кладовой.
Сказка.
“Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она, - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры. И, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи”.
- Понравилась вам сказка? Что же называют волшебной кладовой? (Землю). А почему? (Ответы детей). Что издавна делает земля-матушка? (Ответы детей). Землю можно назвать кормилицей? (Ответы детей). Но и она – наша кормилица - нуждается в защите. - А стоит ли человеку заботиться о почве? (Ответы детей).
- Да, действительно стоит заботиться, потому что:
1 см почвы – образуется за 250-300 лет.
20 см почвы – за 5-6 тыс. лет.
- От чего нужно охранять почву? Как человек может помочь почве?
ж) Словарная работа.
Есть такие два слова: (вывешиваются карточки со словами)
- Дима Макаров заглянул в словарь С.Ожегова, и сейчас скажет, что обозначают эти слова (Дима Макаров).
Эрозия – полное или частичное разрушение
поверхности почвы, влияние ветра и воды,
характерна для степных районов.
Снегозадержание – искусственное задержание
снега на полях для сохранения влаги и защиты
растений от замерзания.
Вывод: - Да, почву нужно охранять, чтобы не мешало влияние ветров и вод, сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, не выпасать скот в одном и том же месте. А когда вмешивается человек и зимой проводит снегозадержание, то это тоже защита.
4. Закрепление изученного.
Учитель биологии: Наш урок подходит к концу и нам хочется узнать, все, о чем говорили на уроке, вам было понятно?
- Что понравилось? Что интересного узнали?
Учитель: - А сейчас проверим, как вы слушали и что поняли, проведем тест. Перед вами 3 карточки: красная, зеленая, желтая. В каждом задании 3 ответа, под буквами а), б), в).
Если вы выбираете ответ:
а – красный цвет;
б – зеленый цвет;
в – желтый цвет.
Слушайте, думайте, отвечайте.
Тест.
1. Почва это:
а) земля – кормилица;
б) верхний рыхлый, плодородный слой земли;
в) наша планета
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре;
б) в лесной зоне;
в) в степях.
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) перегноя;
б) песка;
в) глины.
4. В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
5. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных
насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять
ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать
полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно
поливать и употреблять удобрения.
5. Итог урока.
Учитель: – Отвечали правильно, значит, хорошо усвоили тему урока, и сможете рассказать, о чем узнали своим родителям, друзьям. И в завершении обращаю ваше внимание на слова знаменитого ученого почвоведа Василия Васильевича Докучаева:
(Слова записаны на доске).
“Чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нем вековечное, неистощимое русское богатство”. В.Докучаев
6. Выставление оценок.
- Ребята, вы молодцы! Хорошо поработали. За словарный диктант выставляются оценки в журнал, а за работу по карте получите оценку на следующем уроке. За активную работу на уроке хочется отметить: (Ф.И учеников)...
7. Домашнее задание: (Написано на доске – дается инструкция)
с.117-121 в учебнике читать;
с.120 зад. №3 выполнить всем, №2 – по желанию.