Разработка методики перевода рисунка в лоскутную технику как фактор создания условий для саморазвития учащихся

Разделы: Технология


Технологическая революция и создание постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник должен не только хорошо выполнять производственные функции, но и уметь проектировать, пользоваться информационными технологиями, принимать решения и выполнять творческую работу. Такие способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и в трудовой деятельности.

Моя задача как учителя – не только обучить школьников основным трудовым навыкам, но и способствовать их комплексному развитию, практической реализации ими знаний, полученных по основам различных наук, осознанному формированию профессионального выбора, готовности к самостоятельной трудовой жизни.

Вот уже несколько лет на уроках технологии и в кружковой работе занимаюсь лоскутной техникой. Это очень интересный и многогранный вид рукоделия, но захотелось привнести что-то новое, оригинальное, расширить границы знания и умения. В традиционных лоскутных техниках чаще всего используются геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. С их помощью легко создавать орнамент, несложную композицию. Но, чтобы передать особенности практически любого рисунка, этого мало. Необходимо использовать дополнительные технологии, в том числе компьютерные, смоделировать работу таким образом, чтобы пейзаж, натюрморт наполнился новым содержанием, богатство и податливость ткани смогли сочетаться с изяществом и тонкостью линий.

Рассматривая в журналах по лоскутному шитью фотографии, пыталась понять, как мастерицам удается выполнить сложные сюжетные композиции в лоскутной технике. К сожалению, секреты мастерства не раскрываются в статьях, а по фотографии часто очень сложно понять как выполняются картины.

Тогда решила сама попробовать перевести картину в формат, доступный для лоскутной техники. Первым опытом в этом направлении стал комплект “Лето цветов” – бабочка порхающая на фоне летних цветов. Сначала нарисовала бабочку, попыталась найти линии разбивки ее на блоки, чтобы, пользуясь техникой “крейзи” выполнить фрагмент, но уже не беспорядочно нашивая отдельные детали, а в определенной последовательности, сохраняя технологию “крейзи”, но получая при этом строго заданный рисунок.


Рис.1

Удалось выделить основные закономерности работы:

  1. Найти основную линию разбивки рисунка на части
  2. Выделить дополнительные линии, делящие фрагмент на блоки, легко выполняемые в лоскутной технике.
  3. Выбрать технику настрачивания отдельных деталей ( полоски, “крейзи”, круговая центрально симметричная, и т.д.)
  4. Установить правильную последовательность настрачивания деталей, пронумеровать их.
  5. Изготовить шаблоны для каждой детали
  6. Раскроить детали, соблюдая направление долевой нити.
  7. Настрачивать детали в строгой последовательности по схеме.
  8. Тщательно выполнять влажно-тепловую обработку каждого шва.
  9. Соединить фрагменты между собой, проверить качество выполнения работы.
  10. Внести дополнительные элементы: вышивку, аппликацию, стежку,– подчеркивающие основной рисунок, делающий его более изысканным.

Следующей, более сложной в техническом плане, стала картина “Грибочек”.


Рис. 2


Рис.3

В этой картине совмещено несколько техник: “крейзи”, полоски, кругообразная центрально симметричная.


Рис.4

Изысканность изделия сочетается с прочностью и надежностью конструкции, что полностью соответствует назначению панно: радовать хозяев.

Работая над картиной “Тюльпаны”, попыталась передать мягкость линий и нежность этого цветка.


Рис.5


Рис. 6

Подобрав ткани, передающее настроение светлого майского утра, получилось панно с удивительным колоритом, мягкими переливающимися тонами и красками.


Рис. 7

Совсем недавно вместе с воспитанницами закончили панно “Свеча горела…”

Совмещение техники “полоски” с фантазийным мотивом, добавление отстрочки по контуру свечи придали работе изысканность, утонченность и лиричность.


Рис.8

Совсем другое настроение вызывает пейзаж “Зима…”


Рис. 9

Основная сложность возникла при попытке передать неожиданный порыв ветра. Достичь этого удалось с помощью динамичных линий-ветвей, вышитых стебельчатым швом нитками, гармонирующими с общим настроем картины.

В техническом плане картина сложна, так как все линии соединения выполняются по дугообразным срезам, ритм непостоянен, но именно эти плавные переходы от одного цвета к другому, от одной детали к другой – изюминка, придающая пейзажу неповторимую привлекательность.

Для того, чтобы воспитанницам легче было в работе, использую инструкционные и технологические карты. Современные компьютерные технологии позволяют предлагать различные варианты карт, ведь кому-то легче “прочитать” схему, а для кого-то необходим наглядный пример выполнения изделия.

Учителю необходимо учитывать материальные возможности кабинета. Так как выполнение модулей невозможно без постоянного применения утюга, в классах с большим количеством учениц можно использовать только самые простые схемы, требующие минимальной влажно-тепловой обработки. Изделия, для выполнение которых необходимо длительное влажно-тепловое воздействие, рекомендую выносить на кружковую работу или индивидуальные занятия, чтобы эффективность от работы была максимальной.

Размер раскроенных деталей не должен быть слишком маленьким. Только опытные лоскутницы могут работать со схемами, включающими большое количество мелких деталей.

Особая сложность возникает при подборе тканей. Подготовив портрет для воплощения в лоскутном варианте, мы столкнулись с тем, что необходимо около 15-ти тканей одной фактуры, с различными оттенками одного цвета. Ткани для такой работы приходится подкрашивать самим, добиваясь нужного оттенка. Можно использовать анилиновые красители, а также природные: шелуху от лука, свекольный сок, кофе.

Полученные модули соединяют друг с другом различными способами. Можно вставлять детали в “карманы”, как в оригами, и закреплять их в таком положении, можно стачать детали на машинке или вручную, складывая детали лицом к лицу и прокладывая шов в канавку имеющегося сгиба. Можно настрачивать отдельные модули на уже выполненное изделие. Каждая мастерица сама должна определить, какой способ подходит для того или иного изделии. Необходимо также учитывать, что одно и то же изделие, выполненное различными способами сборки, может выглядеть совсем по-другому.

Фотографии легче перевести в лоскутную технику, если воспользоваться программой редактирования Fhotoshop. Помогает создавать рисунки также владение программами Auto CAD, КОМПАС.

Для работы на уроках технологии и в кружковой работе, предлагаю своим воспитанницам удобные, комфортные домашние “мелочи”, которые смогут не только согревать его владельцев, но и радовать взор своей оригинальностью и неповторимостью.

Важной особенностью данных изделий является то, что их можно изготовить, используя бывшие в употреблении ткани, что решит проблему: куда девать маленькие и вышедшие из моды вещи.

Применяемые мною технологии по переводу рисунка и лоскутную технику носят профилактический и психокорректирующий характер.

Мы знаем, что когда человек нервничает, часто комкает, рвет бумажки, воздействуя на нервные окончания пальцев рук, массируя их и – успокаивается. Работая с тканью мы сознательно воздействуем на чувствительные зоны пальцев рук, успокаивая ребенка, переводя его в состояние творческого поиска.

У каждого из нас есть свои любимые и нелюбимые цвета, люди с похожими проблемами, переживаниями и взглядами часто предпочитают одни и те же цвета.

Психологи провели интересные эксперименты: испытуемым на несколько минут показывали карточки оранжевого цвета, и у них учащался пульс, повышалось давление и частота дыхания. А вот на темно-синий нервная система реагирует иначе – пульс и дыхание замедляются, давление крови снижается. Причем результаты были почти одинаковы, независимо от пола, возраста, национальности.

Итак, выбирая цвет для работы, мы учитываем проверенные тысячелетним опытом характеристики. Грамотно подобранная цветовая гамма для работы может успокоить возбужденных детей, расслабить уставших, поднять настроение расстроенным.

Прихватки, подставки под горячее, грелки для чайника, фартуки, детские вещи, наволочки, кашпо, коврики, одеяла – вот далеко не полный перечень изделий, украшенных моими воспитанницами при помощи вышивки, аппликации, объемных элементов. И каждое из них несет в себе частичку сердца, души учениц, согревает особым теплом и любовью. Дом, в котором есть вещи, выполненные руками хозяев, всегда выгодно отличается от других уютом, самобытностью, неповторимостью. Популярность изделий лоскутной техники, рукоделия в целом, растет год от года, что совсем не удивительно. Любое изделие рукоделия буквально преображают квартиру, делает ее изысканнее и наряднее, а людям, проживающим в ней, прибавляет хорошего настроения.

Когда, устав от суеты,
От каждодневной маеты
Сажусь я ткани разбирать,
С души своей печаль снимать,
Я воплощаю в жизнь мечту…

Эти строки написала одна из мастериц, они очень точно выражают суть таинства, происходящего в стенах мастерской, где мы работаем. Занятие рукоделием помогает лоскутницам не только отвлечься от забот, отдохнуть, но и открывают дорогу к самореализации, дают возможность творить красоту. О чем еще можно мечтать? Счастлив человек, лицезреющий красоту, а создающий ее и дарящий другим – счастлив вдвойне.

Литература

  1. Андреева И.А., Рукоделие. – М., научное издательство “Большая Российская энциклопедия, 1992.
  2. Банакина Л., Лоскутное шитье. – М., “АСТ – пресс”, 2000.
  3. Валентина. Лицензионный журнал издательского дома ОВА-ПРЕСС.
  4. Витражная мастерская, – www.google.com
  5. Дом-семья. Программа экспериментального курса предметной области “Технология”, 5–11-е классы. – М.: Русский издательский дом, 1997.
  6. Максимова М.В., Девичьи хлопоты, – М., ЭКСМО-Пресс, 2000.
  7. “Непрерывное образование учителя технологии”, материалы III международной заочной научно-практической конференции. – Ульяновск. 2008.
  8. Прокопьева З.И., Словарь-справочник по трудовому обучению. – Минск, Народная асвета, 1987.
  9. Симоненко В.Д., Технология. – М., Вентана-граф, 2003.