В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной. Изучавшая проблему Л.И. Столярчук, нашла меньше двух сотен работ на русском языке (от тезисов до диссертаций с середины XIX до конца XX века), в которых специально рассматриваются вопросы полового воспитания как одного из направлений воспитания. И есть лишь несколько работ, авторы которых делают попытку рассмотреть воспитание мальчиков и девочек в полоролевом аспекте (Т.Ю. Абаева, Л.Н. Тимощенко). В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны.
Важность этих работ в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий.
Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.
И.С. Кон приводит такие данные: у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На мой взгляд, эти качества будут в наилучшей степени использованы в приобщении мальчиков к техническому творчеству.
Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
Разные авторы определяют способность к творчеству по-разному, но общим в понятии является то, что способность к творчеству видится в создании нечто нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не только качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность – именно это называется креативностью (Э. М. Фромм). Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности.
Гендерный подход необходим и в обучении, так как:
- Все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию;
- Достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности.
В педагогической практике создаются условия для реализации данных способностей в конструктивных видах деятельности. Вместе с тем, как показывает анализ методической литературы (Э.К. Гульянц, И.А. Базик, З.А. Богатеева) и практики, обучение конструированию носит чисто репродуктивный характер. В то же время детское техническое творчество, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А.Флерина, Н.Н.Поддьяков), возникновения ярких и "умных" эмоций (А.В.Запорожец), что и позволяет считать эту деятельность мощным средством развития творчества у мальчиков и решения задач гендерного воспитания.
Анализ опыта творческого воспитания в конструировании выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных видов конструирования и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, со-действия в трудовой, конструктивной и познавательной деятельности и при этом учет гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.
Исходя из этого, гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:
- В определении содержания и методов обучения;
- В решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.
Методологическая основа.
Теория гендерной идентичности (Клецина И., Кон И., 1999); теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на формирование интеллекта ребенка, на развитие основ творческой личности; личностно-деятельностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Трубайчук, Д.И Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, И.С. Якинманская).
Таким образом, целью данной программы является: формирование гендерной идентичности средствами технического творчества, развитие технологической компетентности.
Задачи:
- Развивать воображение, мышление, фантазию, самосознание, связанное с идентификацией пола.
- Развивать умение составлять план действий и применять его в творческом процессе, основанном на поэтапных преобразовательных действиях.
- Развивать ручную умелость, мелкую моторику рук, расширять сенсорный опыт.
- Формировать первоначальные конструкторско-технологических знаний, умений и навыков в области технологии обработки различных материалов на основе полоролевого поведения мальчиков.
- Формировать представления о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола
Новизна авторской разработки заключается в формировании технологической компетентности средствами технического творчества у мальчиков старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода и формирования гендерной идентичности.
Практическая значимость:
- Разработана серия занятий по формированию технологической компетентности на основе непрерывности процесса формирования гендерной идентичности.
- Содержательно и процессуально раскрыто содержание творческого процесса, что может реализовываться в практике работы ДОУ.
- Обобщены и обогащены средства и методы дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков, разработаны педагогические условия, включающие содержание и методику формирования технологической компетентности средствами технического творчества.
Предполагаемый результат:
- Сформированная гендерная идентичность: осознание себя как представителя определенного пола, развитие качеств личности, присущих мальчикам.
- Сформирована технологическая компетентность:
- Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
- Умение планировать этапы своей деятельности.
- Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.
- Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.).
- Умение понимать и принимать задание и предложения взрослого.
- Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
- Умение организовать рабочее место.
- Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Техническое творчество мальчиков и реализуемый гендерный подход органично связано с формированием таких качеств личности, как интерес к деятельности взрослых, занятых в своей трудовой деятельности процессами создания различных изделий, отношения между детьми и взрослыми в процессе совместной деятельности, бережное отношение к продуктам есть не что иное, как гуманизм; выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности; техническое творчество имеет значение и в физическом развитии мальчиков, и в интеллектуальном. Следовательно, техническое творчество мальчиков и реализуемый гендерный подход будет отражать развитие личности в целом.
Принципы реализации программы.
Процесс строится на предметно-практической деятельности, которая является необходимым звеном целостного процесса коммуникативного, духовного, нравственного и интеллектуального развития с учетом гендерных особенностей.
Обучение основано на следующих дидактических принципах:
- Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей, формирования творчества и самореализации. Этот принцип предусматривает организацию такой деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой каждый ребенок в отдельности не может справится самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается состоянии решить ее в сотрудничестве с воспитателем и сверстниками (соблюдение меры трудности). Каждый ребенок должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и активизирует поисковую деятельность.
- Ведущая роль знаний. Обучение строится таким образом, чтобы каждый ребенок понял взаимосвязь действий, осознал возникающие ошибки и то, что нужно сделать для их предотвращения и исправления.
- Принцип высокого темпа прохождения программного материала построен на основе гендерных особенностей мальчиков и предусматривает такие пути формирования умений и навыков, приобретение новых знаний, выполнение новых способов действий так, что возвращение к пройденному становится совершенно естественным. Каждый рах изученная технология выступает в новых связях и с разных точек зрения.
Ресурсное обеспечение программы.
Управление и кадры.
Таблица 1.
№ | Должность | Функции | ||
1 | Заведующий МДОУ. | Общее руководство и контроль за осуществлением работы, распространением опыта. | ||
2 | Зам зав МВР. | Организация экспериментальной работы в МДОУ, контроль за ее результатами, их обобщение, распространение опыта. | ||
3 | Педагог-психолог МДОУ. | Проведение психологической диагностики, осуществление психологической поддержки участников педагогического процесса. | ||
4 | Родитель-папа. | Проведение с мальчиками занятий по работе с деревом. | ||
5 | Разнопрофильные специалисты (плотники, строители, столяры, сварщики и др.) | Участие в реализации программы через организацию детским садом экскурсий на производство, встреч с представителями различных профессий. |
Показатели развития мальчиков.
Критерии сравнения показателей развития | |
Анатомо-физиологические особенности. | Рождаются более крупными, на 2-: месяца позже начинают ходить, острота слуха до 8 лет выше. Мальчики младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту. Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль своего поведения. |
Речь. | На 4-6 месяцев позже начинают говорить, лучше удаются поиск словесных ассоциаций, решение кроссвордов. |
Эмоции. | Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, не уверены в себе. В эмоциональном плане: реакция кратковременная, но яркая и избирательная, быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. |
Игра. | Игра мальчиков чаще опирается на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное пространство. Если в горизонтальной плоскости пространства мало, мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф и т.п., любят разбирать игрушки, использовать их для различных целей, их интересуют шумящие и сложные по конструкции игрушки. В играх берут на себя роли солдата, шофера, летчика и т. п. |
Умственная деятельность. | Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность. |
Рисование. | Чаще рисуют технику, рисунки наполнены действием, отражают большее пространство, вмещают большую площадь, больше домов и улиц, менее насыщенная цветовая гамма. |
Поведение на занятиях. | Смотрят на стол, перед собой, если знают ответ - отвечают уверенно, задают вопросы ради получения какой-то конкретной информации. В начале занятия долго раскачиваются, на педагога не смотрят, пик работоспособности приходится на конец занятия. |
Восприятие оценки взрослого. | Мальчиков интересует суть оценки, то
есть то, что конкретно оценивается и что
конкретно он сделал не так. Чтобы поддержать мальчика, скажите: “Задание очень сложное, но ты справишься”. |
Анализ доказал, что в воспитании и обучении, при построении развивающей среды, при общении с мальчиками необходимы особые подходы. Так, в процессе аналитической деятельности по данной проблеме были выработаны методические рекомендации для педагогов и родителей, которые в свою очередь служат механизмом учета выявленных особенностей.
Механизм учета особенностей мальчиков при организации их деятельности.
Вид деятельности | |
Игра. | 1. Часто взрослые порицают поведение
мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в
войну. Но если учесть, что мальчикам
физиологически нужно большее пространство для
игр, что в игре они развиваются физически, учатся
регулировать свою силу, игра им помогает
разрядить скопившуюся энергию, то, возможно,
причин для осуждения будет меньше. Просто
предоставьте им пространство и следите, чтобы
игры не носили агрессивного характера (игры в
террористов, бандитские группировки и т.п.), для
этого нужно научить играть мальчиков в солдат,
летчиков, моряков и создать для этого
соответствующие условия. 2.Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Рекомендуются: конструкторы, сборно-разборные модели транспорта, игрушки-трансформеры и т. п. |
Организованные занятия. | 1. При организации занятий следует
учитывать особенности развития мозга детей. Так,
например, при работе с группой детей можно
дифференцировать индивидуальные задания:
мальчики выполняют задание в виде кроссвордов,
разнообразных головоломок. 2. Работоспособность у мальчиков усиливается только к концу занятия, поэтому более активно их следует привлекать к деятельности в конце занятия. |
Значение результатов реализации программы для образовательной системы города.
Данная программа нацелена на полоролевую социализацию детей дошкольного возраста. Кроме того, работа с деревом как вид ручного труда способствует формированию ответственности, самоконтроля и положительной самооценки, которые являются важными и неотъемлемыми компонентами готовности ребенка к школьному обучению. То есть дети, занимающиеся по данной программе в детском саду, будут значительно лучше подготовлены к школе в плане сформированности у них вышеперечисленных умений и навыков.
Продвигаясь в данном направлении, коллектив детского сада нарабатывает богатый практический, методический опыт, что позволит в дальнейшем принимать участие в конкурсах различного уровня, распространять положительный опыт посредством проведения открытых мероприятий на базе учреждения, публиковать описания опыта работы в различных методических журналах. Это, в свою очередь, поднимает престиж учреждения на уровне города, а если рассмотреть учреждение как структурную часть конкретного муниципального образования, то это, несомненно, поднимает в целом престиж образовательной системы города Усолье-Сибирское.
Описание разделов программы.
Программа состоит из 4 разделов.
Раздел 1 представляет содержание работы с мальчиками старшего дошкольного возраста. Рассчитан на 23 специально организованных занятия по техническому творчеству продолжительностью 30 минут, 9 занятий по гендерному воспитанию (1 раз в месяц) и 9 экскурсий (1 раз в месяц): на мебельную фабрику, столярный цех при профессиональном лицее, токарный цех на заводе и др. по условиям города.
Раздел 2 представляет содержание работы с родителями. Рассчитан на 10 занятий, 1 раз в месяц, продолжительностью 40-45 минут.
Цель: обогащать знания родителей о психологических особенностях мальчиков старшего дошкольного возраста, помочь в установлении адекватных форм общения с мальчиками, вовлекать родителей в процесс реализации дифференцированного подхода в воспитании мальчиков.
Раздел 3 представляет содержание работы с педагогическим коллективом, рассчитан на 7 методических часов, продолжительностью 45 минут.
Цель: оказание методической помощи в организации и определении содержания учебно-воспитательного процесса с учетом психофизиологических особенностей.
Задачи:
- Повышение педагогической культуры воспитателя в области гендерного воспитания дошкольников, и в частности при формировании позитивной половой идентичности у мальчиков.
- Совершенствование специальных навыков и умений воспитателя в подборе методов и приемов воспитания и обучения мальчиков старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.
Раздел 4 представлен набором диагностических методик, при помощи которых будет определен уровень сформированности технологической компетентности и ее влияние на становление гендерной идентичности.