Цели урока:
Образовательные:
- обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по изучаемой теме,
- формирование умений применять разные способы решения систем уравнений;
Воспитательные:
- развитие творческих способностей учеников,
- привитие интереса к изучаемому предмету;
Развивающие:
- формирование навыков самостоятельной деятельности,
- выработка внимания.
Ход урока
I. Организационный момент. (сл. 1-2)
II. Актуализация.
1) 4 ученика получают индивидуальное задание:
2) Остальные учащиеся класса работают устно: (сл. 3)
а) Что называется решением системы уравнений? (Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство)
б) Что значит решить систему уравнений?
(Решить систему уравнений – значит найти все её решения или доказать, что решений нет)
в) Какие способы решения систем двух уравнений с двумя переменными вы знаете? (сл. 4) (графический способ, способ подстановки, способ сложения)
г) Какие способы предложите для решения следующих систем уравнений
На слайдах показать решение этих систем (сл. 4-5):
Ответ: (-5;-3), (-1,25;0,75)
Ответ: (5;1), (-2/3;5)
д) Сколько решений может иметь система уравнений:
Прослушать ответы учащихся и показать на слайдах (сл. 6-8)
III. Проверка индивидуального задания.
Показать на слайде последовательность решения системы уравнений (индивидуальное задание, данное в начале урока), задавая при этом вопросы (сл. 9):
– Как бы вы стали решать эту систему?
– Как называется уравнение ?
– Как его решать?
- y=-3/x,
- x²+(-3/x)²=10,
- x -10x²+9=0,
- 4) x²=t, t>0.
- t²-10t+9=0,
- t =1 или t =9,
- x²=1 или x²=9
x=1, x=-1 или x=3, x=-3.
Ответ: (1;-3), (-1;3), (3;-1), (-3;1).
IV. Следующий этап урока – тестовая проверочная работа, рассчитанная на 15 минут.
Условия заданий показать на слайдах (сл. 10-16)
Объяснить учащимся, что работа проводится по бальной системе.
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
1 балл | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла | 3 балла |
Шкала перевода баллов в оценки:
- 10 баллов – 5;
- 8-9 баллов – 4;
- 5-7 баллов – 3.
Далее учащиеся сдают работы и сравнивают по ответам на слайдах (сл. 17-24)
Ответы:
1 вариант | 2 вариант |
1) б | 1) а |
2) в, г | 2) б, в |
3) б | 3) б |
4) б | 4) в |
5) в | 5) в |
6) показать на экране | 6) показать на экране |
V. Следующий этап урока – творческая работа учащихся (сл.25-35)
Даётся слово 3 учащимся, которые получили задание найти в пособии Д.А. Мальцева «Алгебра 9 класс. Итоговая аттестация-2009. Предпрофильная подготовка» и в сборнике заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы системы уравнений по своим темам.
1 ученик. Тема «Решение систем целых уравнений с двумя переменными введением новых переменных» (ученик показывает решение систем из № 11 и № 12 части II пособия Мальцева на интерактивной доске, а остальные учащиеся записывают в тетрадях).
На дом предлагаются задания из экзаменационного сборника – № 108 (1 и 2) части II.
2 ученик. Тема «Решение систем дробно-рациональных уравнений с двумя переменными введением новых переменных» (ученик объясняет решение системы из № 114 части II экзаменационного сборника и № 7 части II пособия Мальцева, а остальные смотрят и слушают).
На дом предлагаются задания из экзаменационного сборника - № 113-116 и из пособия Мальцева № 8 части II.
№ 114.
Ответ: (1/3;-1/2)
№ 7
Ответ: (1,5;2,5)
3 ученик. Тема «Решение систем уравнений с двумя переменными с помощью формул сокращённого умножения» (ученик объясняет решение системы из № 543 части I экзаменационного сборника и № 13 и № 5 части II пособия Мальцева, а остальные смотрят и слушают)
На дом предлагаются задания из экзаменационного сборника - № 543, № 544 и из пособия Мальцева № 6 и № 14 части II.
№ 543.
Ответ: (7;3)
№ 13
Ответ: (3;2), (-3;2), (3;-2), (-3;-2).
№ 5
Ответ: (-3;8), (8;-3), (3;-8), (-8;3).
Далее всем ученикам выступающие раздаются копии заданий по 2 и 3 темам, чтобы легче было справиться с домашним заданием.
Учитель уточняет домашнее задание: решить не менее пяти систем, предложенных выступающими с презентациями.
VI. Учитель показывает ещё один приём, когда почленно сложив обе части уравнений и вычтя почленно из одного уравнения другое, можно получить равносильную систему уравнений.
-
Ответ: (7;3) -
Ответ: (7;3) -
Ответ: (3;2), (3;-2), (-3;2), (-3;-2).
VII. Итог урока (сл. 36)
Продолжите предложение:
– Сегодня я на уроке повторил…
– Сегодня я на уроке научился (узнал)…
– Сегодня на уроке мне понравилось…
(сл. 37)