Цели урока:
- Познакомиться с написанием слова Сверкать, запомнить его;
- Закреплять умение спрягать глаголы, распознавать спряжения глаголов с безударными окончаниями по неопределённой форме;
- Формировать навык опознавания глаголов-исключений, глаголов - группы риска, умения писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типа спряжения;
- Развивать внимание, память, восприятие на слух, умение работать в паре, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
- Рродолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление.
Оборудование: карточки I , II; карточки для работы в парах, словари, тетради, учебники.
Ход урока
I. Организация класса.
Психологический момент.
Ребята! Готовы к уроку? (Да!)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.
- Оформление тетрадей (число, классная работа).
II. Актуализация знаний.
- Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда услышите глагол.
Зелень, зеленеет, зелёный.
Весёлый, веселеет, веселье.
Бег, бегун, бежит.
Пловец, плыть, плавание.
Каток, катание, кататься.
- Сегодня на уроке мы продолжим тренироваться в умении правильно писать безударные окончания глаголов. Но сначала познакомимся с новым словарным словом и запишем его.
III. Словарная работа.
- На доске таблица. Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово. Новое слово является глаголом.
В | S | J | Е |
Р | N | С | I |
F | V | К | R |
А | W | Т | Ь |
- Придумайте зрительную опору к этому слову
(детям предлагается рассмотреть картинки с
изображением молнии и лампочки, на доску
вывешивается карточка со словом “сверкать”).
- Придумайте предложение по картинке.
(Например: “На тёмном небе сверкает молния”).
- Выполните синтаксический разбор предложения и
дайте характеристику.
- Дайте характеристику глаголу. (Время, лицо,
число, вид, спряжение).
- Физминутка (под музыку).
Отдыхаем и стараемся на слух запомнить глаголы. Дети кладут голову на руки.
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко,
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.
Потянулись и улыбнулись.
- Какие глаголы вы запомнили?
IV. Блиц опрос.
- Назовите три формы времени у глагола? (Приведите примеры).
- Какие формы будущего времени вы знаете? (Приведите примеры).
- В каком времени глагол изменяется по лицам?
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
- В каком времени глагол изменяется по родам?
- От чего зависит выбор буквы “Е” или “И” в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения: I – “Е”; II – “И”).
- Как определить спряжение? (По неопределённой форме).
- Все ли глаголы на – ИТЬ относятся ко II спряжению?
- Перечислите глаголы-исключения. (3-4 чел.)
I спряжение | II спряжение |
Брить; Стелить. |
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть и обидеть и терпеть, и
зависеть и вертеть. - Вы запомните, друзья, их на “е” спрягать нельзя! |
- Назовите глаголы группы риска.
I спряжение | II спряжение |
Сеять, веять, маяться, Чуять, чаять, каяться, Лаять, хаять и лелеять, И надеяться и реять. |
Клеить. |
- Почему мы их называем глаголами группы риска? (В них имеются опасные места).
V. Тренировочные устные упражнения.
а) Работа с карточками.
Определить спряжение, пользуясь алгоритмом рассуждения. Вставить буквы “Е”, “И” в окончания глаголов.
Алгоритм.
- Ставлю ударение: изуча-ть. Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.
- Это не глагол-исключение.
- Ставлю глагол в неопределённую форму – изучать. Перед –ть – гласная -а-, значит I спряжение, а в I спряжении присутствует гласная -е-, а в 3-ем лице мн.ч. окончания -ут, -ют.
- Изучаешь – окончание -ешь. Проверка с помощью карточек (I,II).
б) Физминутка.
Я называю глаголы, а вы хлопаете только тогда, когда услышите глаголы-исключения и глаголы группы риска (играет, слышит, выгнать, реет, сверкает, лелеет, рисует, зависит).
в) Выполнение упражнения. (Работа по учебнику).
Стр. 74 упражнение 258. Используя алгоритм рассуждения.
г) Работа в парах на карточках.
Опознать глаголы-исключения и группы риска, определить спряжение, на основании этого выбрать окончание.
Глагол | Спряжение | 2 лицо ед.ч. (ты) | Глагол | Спряжение | 3 лицо ед.ч. (он) |
Слышать; Писать; Надеяться; Верить; Держать; Плясать; Хаять; Плакать; Чуять; Пахать; Ненавидеть; Гнать. |
Зеленеть; Смотреть; Успеть; Лаять; Бледнеть; Видеть; Держать; Любить; Дышать; Реять; Ловить; Зависеть. |
Проверка.
VI. Закрепление изученного материала.
Буквенный диктант.
- Определите гласную в безударном личном окончании глагола.
(Он покупа_т, они покупа_т, они мо_т, она работа_т, они пищ_т, они кле_т, ты ход_шь, они ма_тся, он ве_т).
Проверка диктанта: Карточка:
е | ю | е | а | я | и | ю | е |
- Молодец! (Хвалит себя тот, кто не допустил ошибок).
VII. Итог урока.
- Что повторяли на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Какое словарное слово запомнили?
- Какой этап урока понравился больше всего?
Выставление отметок.
- Благодарю, вас, за усердие, старание и прилежание. Мне было очень приятно с вами работать.