Цели мероприятия:
образовательные:
- способствовать повышению учебной мотивации учащихся;
- создать условия для повторения и закрепления программного материала, используя игровую ситуацию;
развивающие:
- содействовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся, расширению кругозора, формированию информационной культуры учащихся;
- способствовать развитию навыков чёткого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию.
воспитательные:
- способствовать воспитанию уважения к сопернику, умения достойно вести спор;
- помочь учащимся проявить стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.
Оформление:
На доске:
- надпись: «Информатика + Математика = …»;
- рисунки;
- подготовленные учениками тематические плакатики.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
На сцену приглашаются команды-соперницы. Вступительное слово ведущего учителя, представление жюри.
1 раунд «Представление команд»
Ребятам было дано задание подготовить название, эмблему и девиз команды, приветствия болельщикам и жюри. В течение двух минут участники должны представить свою команду. Жюри оценивается оригинальность, красочность, слаженность выступления команды.
Раунд оценивается по 5 бальной системе.
2 раунд «Разминка»
Разыгрывается право первого ответа. Командам предлагается назвать по одному числу. Первой отвечает команда назвавшая меньшее число. Время обдумывания ответа не более 1 минуты.
Вопросы:
- На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось и на 20-й день озеро заросло полностью. На какой день заросла половина озера? (Ответ: на 19 день)
- Сколько существует 3-х значных чисел? (Ответ: 900)
- Шоколадка стоит рубль и еще полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (Ответ: 2 руб.)
- Сколько диагоналей в 7-угольнике? (Ответ: 14 диагоналей)
- Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и элементом компьютера? (Ответ: Винчестер)
- Что общего между давлением, механической счетной машинкой и языком программирования? (Ответ: Паскаль)
Раунд оценивается: 3 балла за правильный ответ.
Жюри подводит итоги 1 и 2 раундов.
3 раунд: «И один в поле воин!»
Вопросы задаются каждому участнику команды. Время обдумывания вопроса не более 1 мин. При не правильном ответе или его отсутствии право ответа передается другой команде.
Вопросы 1 команде:
- Является ли геометрической прогрессией последовательность 0; 2; 4; 8; 16...? (Ответ: нет)
- Верно ли, что через прямую и точку можно провести плоскость, и при том только одну? (Ответ: не всегда верно. Точка должна не принадлежать прямой)
- Найти хотя бы одно решение неравенства 0,01<x<0,011 (Ответ: x=0,0105).
- Верно ли, что (-23)2<-23 (Ответ: нет)
- Полный бидон с молоком весит 30 кг, а наполненный на половину 15,5 кг. Сколько весит бидон? (Ответ: 1 кг)
Вопросы 2 команде:
- Верно ли, что уравнение n-й степени а0xn+a1xn-1+…+an-1x+an=0 всегда имеет ровно n корней? (Ответ: нет)
- Всегда ли непересекающиеся прямые будут параллельны? (Ответ: если на плоскости, то да. Если в пространстве, то не всегда)
- Верно ли, что уравнение x2-2x+1=0 имеет единственный корень х=1? (Ответ: нет, у него 2 совпадающих корня)
- Сколько значащих цифр в числе 4,4040? (Ответ: 5)
- Два человека бегут по ступенькам эскалатора. Один бежит быстрее другого. Кто из них насчитает больше ступенек? (Ответ: тот, кто бежит быстрее)
Раунд оценивается: 3 балла за правильный ответ.
Жюри подводит итоги 3 раунда.
4 раунд «Кроссворд»
Написать термины из области информатики в сетку. Время обдумывания 5 минут.
КРОССВОРД "ТРАПЕЦИЯ".
Вопросы:
- Отечественная ЭВМ второго поколения.
- Изображение на экране, зафиксированное в некоторый момент времени.
- Область памяти для временного хранения информации.
- Указатель позиции на экране дисплея.
- Электронное устройство, имеющее два устойчивых состояния.
- Устройство компьютера для выполнения простейшей арифметической операции.
- Центральное устройство компьютера.
- Механический аппарат для выполнения арифметических действий, изобретенный петербургским инженером-изобретателем Однером.
- Карманное вычислительное устройство.
Ответы:
1. Мир. 2. Кадр. 3. Буфер. 4. Курсор. 5. Триггеp. 6. Сумматор. 7. Процессор. 8. Арифмометр. 9. Калькулятор.
Раунд оценивается: 1 балл за правильный ответ.
Жюри подводит итоги 4 раунда.
5 раунд «Кто больше?» (информатический блиц-pаунд).
Игроки должны ответить за 1 минуту на большее количество вопросов
Вопросы 1 команде:
- Сколько бит в байте? (Ответ: 8 Бит).
- Проблема, которую необходимо решить - это … (Ответ: задача)
- Человек, работающий на компьютере… (Ответ: пользователь)
- Без чего не может существовать компьютер? (Ответ: процессор или системный блок)
- Самая большая клавиша на клавиатуре? (Ответ: пробел)
- Печатная машинка без клавиш называется… (Ответ: принтер).
- Если есть истина, то есть и … (Ответ: ложь).
- Что есть и у человека и у компьютера? (Ответ: память)
- Эта клавиша помогает вставлять символы. (Ответ: INS)
- Там создают тексты. (Ответ: текстовый редактор)
- "Мозг" компьютера. (Ответ: процессор).
- В ОЗУ хранится информация... (Ответ: с которой работают в данный момент времени)
- Средство связи компьютеров по телефону называется... (Ответ: модем)
- Система счисления, в которой значение цифры зависит от местоположения ее в числе, называется... (Ответ: позиционной)
- Элементы, из которых состоит компьютер, называются… (Ответ: элементной базой)
- Дискета это устройство... (Ответ: внешней памяти)
- Основное устройство вывода (Ответ: монитор или дисплей)
- Таблицы, преобразующие адреса клавиш в двоичные коды называются... (Ответ: ASCII коды)
- Чем оперирует ЭВМ? (Ответ: числами)
- Является ли блок-схема алгоритмом? (Ответ: да)
- Самое доступное устройство для счета? (Ответ: пальцы)
Вопросы для 2 команды:
- "Лицо" монитора. (Ответ: экран)
- То же, что и ЭВМ. (Ответ: Компьютер)
- Наука, изучающая методы обработки информации с помощью компьютера. (Ответ: Информатика)
- Почти как телевизор. (Ответ: монитор)
- Минимальная единица количества информации. (Ответ: бит)
- С помощью чего пользователь дает задания компьютеру? (Ответ: клавиатура или мышь)
- Устройство, предназначенное для хранения информации. (Ответ: память)
- Эта клавиша помогает нам печатать большие буквы. (Ответ: Caps Lock или Shift)
- Сколько байт в бите? (Ответ: ни одного)
- Пустой промежуток размером в один символ. (Ответ: пробел)
- В какой системе 1 + 1 = 10? (Ответ: в двоичной).
- Память, хранящая информацию с которой работают в данный момент, называется... (Ответ: ОЗУ или оперативной)
- Связь компонент ЭВМ осуществляется посредством... (Ответ: магистрали или шины).
- Назовите основной элемент второго поколения. (Ответ: транзистор)
- Количество точек по горизонтали и вертикали называется... (Ответ: разрешающей способностью монитора)
- ОЗУ + ПЗУ = ... (Ответ: внутренняя память компьютера)
- Автор структурной схемы ЭВМ. (Ответ: Нейман)
- Бывают параллельными и последовательными. (Ответ: порты)
- БЕЙСИК - это язык какого уровня? (Ответ: высокого)
- Сколько байт в килобайте? (Ответ: 1024 байта) 21. Основоположником логики является… (Ответ: Аристотель)
Подведение итогов мероприятия.
Жюри подводит итоги соревнований, называет победителей. Победителям вручаются грамоты и сладкие призы.
Литература:
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998.
- Энциклопедия для детей. Т. 22. Информатика / Глав. ред. Е.А. Хлебалина, вед. науч. ред. А.Г. Леонов. – М.: Аванта+, 2003.
- Газета «Математика», № 24 от 23-30 июня 2002.