Цель урока: упражнять в счете до 20; формировать умение складывать и вычитать десятки и единицы; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать логическое и математическое мышление, внимание, быстроту реакции, прививать интерес к внеклассному чтению, любовь к книге, стремление к познанию нового;
Оборудование: карта путешествия Колобка, карточки для устного счета, таблицы для составления задач, карточки для групповой работы, электронный учебник.
Задачи:
1. Образовательные:
- Создать оптимальные условия для обобщения и систематизации вычислительных навыков в пределах 20.
- Усвоить нахождение значения выражений в два действия.
2. Развивающая:
- Формировать умение рассуждать, активизировать мыслительную деятельность, развивать интерес к внеклассному чтению, любовь к книге, стремление к познанию нового;
3. Воспитательные:
- Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
- Учить работать в группах и парах, создать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
На полянке лесной
Под высокой сосной
Колокольчик – звонок
Всех зовет на урок.
Мы с вами на уроках математики часто совершаем интересные и увлекательные путешествия. В гостях у каких сказочных персонажей мы уже побывали?
– А сегодня нам предстоит встреча с героями еще одной сказки.
– Кто готов отправиться в сказочное путешествие мира математики?
Нам нужно будет помочь героям сказки найти выход из самых различных трудных ситуаций. Сможем мы это сделать в том случае, если будем очень внимательными.
2. Актуализация знаний. Групповая работа.
С каким сказочным героем мы будем путешествовать, вы узнаете, когда найдете значение выражении и соберете слово:
3 + 2 =……красный – буква ---К
5 + 4 =……зеленый—буква----О
8 – 1 =……синий------буква----Л
5 + 3 =……желтый----буква----Б
7 + 2 =
6 + 3 =
7 – 2 =
Крас. Зел. Син. Зел. Желт. Зел. Крас.
– Какое слово зашифровано? (Колобок)
– В какой сказке говорится об этом герое?
– Кто является автором сказки “Колобок”?
– Вы правы, это русская народная сказка, автор ее не известен. Но ее знают все дети России.
3. Постановка темы урока:
– Кто готов начать рассказывать сказку? (Следует заранее подготовить ученика.)
– Жили-были дед да баба вот в таком замечательном домике. (Рисунок домика.)
– Из каких геометрических фигур составлен домик? (Треугольник, квадрат и прямоугольник.)
– Сколько всего фигур понадобилось, чтобы составить домик?
– Составим выражения с этими геометрическими фигурами.
– Сегодня вы вместе с Колобком расширите ваши знания, научитесь складывать и вычитать выражения вида “ 10 + 9”, “.14 – 4”научимся находить значения выражений в два действия.
4. Актуализация знаний:
– Продолжаем нашу сказку
– Однажды дед попросил бабку испечь колобок. А она говорит:”Я испеку тебе колобок, если ты решишь задачи”.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок, …
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (2)Карандаш один у Маши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (2)Ежик по грибы пошел,
10 рыжиков нашел
Восемь положил в корзину.
Остальные же на спину.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж ? (2)Четыре зайца шли из школы.
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчонка спаслись едва.
А сколько не успело? (2)Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:
Два– под березой, один – у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? (3 )
Решение задач по иллюстрированной краткой записи, в электронном учебнике (на 2 больше, на 4 меньше, найти сумму. Уроки Кирилла и Мефодия “Математика 1 класс. Часть 2. “Уменьшить, увеличить на…)
Решение выражений у доски: (3 ученика у доски, соседи по парте идут проверять, ставят оценки.)
5 + 3 4 + 4 3 – 3 10 + 3 |
9 + 1 10 – 2 8 – 4 10 + 5 |
4 + 3 5 + 3 9 – 5 15 – 5 |
5. Постановка темы урока:
– Итак, задачи решены. Сказка продолжается!
Испекла бабка колобок и положила его остывать на подоконник. А Колобок прыгнул на дорожку и покатился по ней в лес. Катится, а навстречу ему ……кто, как вы думаете? Да, конечно же, ЗАЯЦ!
Колобок был любопытный и захотел познакомиться с зайцем.
– Ребята, можно ли в лесу знакомиться с чужими?
– Чем это опасно?
Угощают часто вас
Только помни каждый раз
Бери угощение лишь у знакомых
А не у чужих, с виду скромных и добрых.
– Хотел наш Колобок спеть песню для зайчика. А заяц говорит:
– Поможешь решить примеры – отпущу, а не поможешь – съем!
– Да вот беда: не умеет еще Колобок считать. Давайте поможем ему: (на доске воздушные шарики, у которых на обратной стороне записаны выражения)
– Сколько всего воздушных шариков вы видите? (8)
10 + 1 = 10 + 6 = |
10 + 3 = 14 – 4 = |
10 + 8 - 5 = 19 – 9 + 5 = |
10 + 4 + 2 = 15 – 5 + 3 = |
– Давайте запишем результаты выражений в тетрадь. Учимся правильно писать цифры.
11 16 13 10 13 15 16 13
– Что вы можете сказать об этих выражениях?
– Что у них общего?
– А что интересное заметили? (Вычитаем число, которое обозначает единицы в двузначном числе, из которого вычитаем. А прибавляем второе слагаемое везде к числу 10.)
– Так какую тему будем изучать на уроке?
Тема: Прибавление однозначного числа к числу 10 и вычитание из двузначного числа в пределах второго десятка однозначного числа.)
– Вы научитесь вычитать из двузначного числа такое число, которое равно количеству единиц первого числа: 17 – 7, 19 – 9.
6. Работа по теме урока:
– Покатился Колобок дальше, а навстречу ему бредет голодный, злой ….ВОЛК !
“ Я съем тебя Колобок, но если ты сам найдешь дорогу на полянку, где растут красивые васильки, то я тебя не трону. А ты за это отдашь мне ключ от домика, в котором живут дед да баба.” -Но Колобок помнил, как бабка говорила деду:
Ключи от квартиры с собой я ношу
И дверь мне открыть никого не прошу.
Свой ключ никому не доверю,
Ведь он стережет мои двери
– Юркнул Колобок в кусты и покатился искать полянку, где растут васильки .(на партах васильки на обратной стороне которых , дана краткая запись задачи
1). Работа в группах:
(Дети записывают только решение задачи, старший в группе устно зачитывает решение и ответ задачи )
Объясните смысл пословицы “ Не зная броду, не суйся в воду”. (Нужно быть внимательным и осторожным).
– Покатился Колобок дальше и вкатился на поляну, а там росли березки. ------Давайте составим задачу про них. и решим их по уровням:
Уровневая дифференциация.
1-й уровень:
1) На поляне росли 10 березок а на опушке леса на 4 березки больше.
Сколько березок росло на опушке7 (10 + 4 = 14 )
2) – Составим две обратные задачи:
2-й уровень:
1) На поляне росли 10 березок а на опушке 14 березок. Сколько березок всего на поляне и у опушки? (10 + 14 = 24)
3-й уровень:
2) На опушке леса росло …. березок, а на поляне на …. березки меньше.
Сколько березок росло на поляне? (14 – 4 = 10)
Проверка решения каждой задачи.
Хорошо потрудились ребята, можно и отдохнуть:
3) Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг, скок, прыг, скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали!
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему….Ой, кто это?
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
– Конечно, это МЕДВЕДЬ. Говорит медведь “Я сбежал из лесной школы,– я тебя съем. Но если ты поможешь мне выполнить задания на странице (работа по учебнику )……, то я тебя отпущу”
4) – Поможем ребята, Колобку. Он уже понял, что “ не всякий встречный – друг сердечный”. Но вам он верит. Выручайте его! (выполняется работа по учебнику в соответствии с темой урока, два ученика выполняют работу у доски. Проверка.) – Молодцы! Вы быстро выполнили все задания, потому что работали дружно.
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему ЛИСА. “ Я тебя съем, но если ты выполнишь мое задание, то я тебя отпущу. Колобок решил выслушать внимательно требование лисы. А она заявила: “ Я наловила рыбу, но сосчитать не могу, потому что не умею. Помоги мне сосчитать.”
5) – Давайте поможем ЛИСЕ, напишем математический диктант:
(2 ученика решают на обратной стороне доски. Проверяют друг друга.)
3 увеличить на 3 и минус 2 9 уменьшить на 5, плюс 4 Уменьшаемое – 15 Вычитаемое – 5 Найди разность, увеличь на 5 |
сумма чисел 10 и 5, увеличить на 2 разность чисел 16 и 6, уменьшить на 8 1 слагаемое – 10 2 слагаемое – 3. Найди сумму и уменьши ее на 3. |
6) Работа в парах – взаимопроверка математического диктанта.
– Делать нечего. Отпустила ЛИСА Колобка и сказала: “Гуляй смело по лесу только со своими друзьями, а один сюда больше не приходи!
– Покатился Колобок дальше, а сам думает:
Адрес свой везде и всюду
Никогда я не забуду:
Если даже заблужусь
Вспомню адрес и найдусь!
– Вспомните, с какими сказочными персонажами встретился Колобок во время своего путешествия? Как мы называем таких животных? (Дикими.)
– Как вы понимаете смысл понятия “дикие животные”?
– Каких еще диких животных вы знаете?
– В каких еще сказках упоминаются дикие животные?
– Где могут обитать дикие животные? Как они питаются?
7. Итог урока. Рефлексия урока:
– Какова мораль сказки?
– Какие правила безопасности вы вспомнили, пока помогали Колобку ?
– А чему новому вы научились на уроке, пока путешествовали?
– С каким сказочным героем вам бы хотелось встретиться в следующий раз?
– Встаньте кто активно работал на уроке?
– Кто не допустил ошибок?
– У кого были ошибки? Каким образом вы их исправили?
– Кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте?
– Только настоящие друзья придут быстро на помощь.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово МЫ сильней, чем – Я
МЫ – семья, и МЫ – друзья.
Исполняется песня “Вместе весело шагать”.