Цель: Упражнять детей в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.
Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, ручки, тетради.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Я говорю слова. Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?
ШУТКИ | ГРОЗА | СУРОК | СУШКИ | ЭКРАН | КНИГА |
Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв в словах. (…иначе слово может потерять значение или изменить его).
– Сегодня на занятии мы будем упражняться в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.
2. “Найди отличие”.
– Я говорю слова. Чем эти слова отличаются по звучанию?
СОР – СПОР КОМ – КОРМ |
ЩЕКА – ЩЕПКА КРЮКИ – КРЮЧКИ |
ВЕКИ – ВЕТКИ СТОЙКА – СТРОЙКА |
– Запишите пары слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара.
3. Составь слово.
– Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв. (Слова предъявляются последовательно.)
О, Н, С | О, М, Х | Т, О, Н, З | Н, И, Т, Б | Г, А, Р, Д |
– Запишите получившиеся слова.
4. Подбор слова к схеме.
– Прочитайте слова, которые вы записали. Посмотрите на доску. Какое слово подходит к данной схеме? Почему?
(БИНТ) |
5. Ребус.
– Посмотрите на картинку. Назовите ее. Скажите звуки в слове по порядку. Разгадайте ребус.
– Запишите новые слова в два столбика:
1 – слова, где 4 буквы;
2 – слова, где 5 букв.
– Какое слово вы не записали? Почему?
– Запишите слово ЛОГИКА с новой строки. Начертите схему.
6. Вставь пропущенную букву.
– Возьмите карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.
ПО…УШКА | СТ…АНА | ГАЛ…ШИ | КО…ЛЕНОК | БОРО…А |
– Запишите слова. Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.
Прочитайте буквы в кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД)
Кто такой дрозд?
7. Физкультминутка.
– А сейчас представьте, что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга, вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.
Улиткина неделя
В понедельник за калитку
Бодро выползла улитка,
Чтоб сказать во вторник: “Да,
Навещу-ка я дрозда!..”
В среду солнце припекало –
Под березой подремала,
Но настал четверг, и вот –
В ручеек спустила плот.Пятницу переправлялась.
Вновь на берег поднималась,
И уже в субботу, днем,
Встретилась с дружком – дроздом,
Потому что в воскресенье
Был у друга день рожденья.
(Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)
7. Добавь звук.
– Я говорю слова. Правильно я сказала? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите слово правильно.
ЗУАСТЫЙ СТОГИЙ |
ХЛОДНЫЙ СОНЕЧНЫЙ |
ВКУНЫЙ МОРОЗАЯ |
– Запишите слова в столбик.
(При записи слов обращается внимание на орфограммы.)
8. Найди ошибку.
– Возьмите карточки. Прочитайте слова. Найдите ошибки.
ЗЙЧИК | УЧИЕЛЬ | ПОГОДА | КРОКОИЛ | БОЩР | ВЕТЕР |
– Запишите слова правильно, к подходящему по смыслу слову из предыдущего задания. Подчеркните, исправленные буквы.
ЗУБАСТЫЙ КРОКОДИЛ
СТРОГИЙ УЧИТЕЛЬ
ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
ВКУСНЫЙ БОРЩ
МОРОЗНАЯ ПОГОДА
9. Итог занятия.
– Что мы сегодня делали на занятии?
– Почему важно в правильной последовательности читать и писать буквы?
– Что изменится, если мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?