Комплексная программа эстетического развития младших классов

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Педагогическое обоснование введения курса эстетического развития составляют такие факты, как общность целей предметов, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов искусств, возрастные и индивидуальные особенности детей, органическое единство ощущений в познании окружающего мира.

В основу предлагаемого курса заложена идея частичной интеграции как альтернативной, нетрадиционной системы дополнительного образования. Статичное содержание обучения в школе не соответствует динамике развития общества, поэтому программа эстетического развития способствует созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и художественной культуры, а также направлена на развитие мотивации к познанию и творчеству, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка, укрепление психического и физического здоровья.

Кроме того, интеграция предметов курса приобретает особое значение. Он способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, танца и песни, помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению, развивает тонкий художественный вкус, приобщает к труду.

Ведущей идеей программы является создание комфортной среды педагогического общения, развития в культурных отношениях, развитие способностей и индивидуального творческого потенциала учащегося, социализация, посредством полученных знаний, художественных и жизненеобходимых навыков, целостное восприятие русской культуры, а также духовное, творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности.

Задачи программы:

Эстетическое, патриотическое, духовное, нравственное развитие детей через занятия художественным творчеством, техническим моделированием и декоративно– прикладными видами искусства.

– обучающие задачи – развивать познавательный интерес к изучению русской . истории, культуры и художественных ценностей, а также познакомить детей с мировым художественным и культурным наследием; приобрести знания, умения и навыки технического моделирования и декоративно-прикладного искусства; овладеть элементарными здоровьесберегающими технологиями; познакомиться с основами танцевальной ритмики; познакомить детей с различными техниками рисунка и живописи.

– воспитательные задачи – формировать мировоззрение, нравственную позицию на основе изучения объектов художественного наследия и мировой культуры; формировать основы культуры общения с микро- и макроколлективом; привить навыки здорового образа жизни.

– развивающие – формировать потребность в самопознании, саморазвитии; развивать самостоятельность, творческую активность.

Социализация личности обучающегося – одна из основных задач данной программы (естественное преодоление всевозможных психологических барьеров, толерантность). Общение и активная созидательная жизнь, развитие и обогащение культурного, эстетического и образовательного уровня, развитие и закрепление чувства гордости и ответственности за культурное наследие.

В основу программы заложены методические рекомендации Московского Психолого-социального института по осуществлению проекта “Толерантность”, разработанного данным институтом., а также некоторые положения “ Программы по эстетическому воспитанию”, разработанной в Центре эстетического воспитания Академии педагогических наук.

Курс рассчитан на 4 года обучения. Возраст обучающихся 6–10 лет. Наполняемость группы 15–20 человек. В образовательном процессе участвуют дети, обучающиеся в одном класса начальной школы. Предметы, составляющие курс, определены в зависимости от пожеланий родителей и детей, наличия педагогических кадров, программного обеспечения и соответствующей материально-технической базы. На разных годах обучения предметы, входящие в курс, могут изменяться в соответствии с интересами детей и пожеланиями родителей и с учетом возраста обучающихся.

Структурно программа разбита на отдельные курсы. Программа каждого курса может рассматриваться как законченный блок с итоговыми контрольными требованиями, а так же как системную, концентрически расширяющуюся, углубляющуюся и естественно последовательно развивающуюся единую программу с усложняющимися задачами и едиными целями. Просматривается логическая взаимосвязь между содержанием и знаниями программы, видом деятельности и навыками.

Распределение учебного времени

1-й год обучения (6 – 7 лет)

Название предмета Количество часов в неделю Общее количество часов
1. Рисование 2 72
2. Музыкально – хоровой 1 36
3. Театр и я 2 72
4. Ритмика 2 72
5. Вышивка крестом 1 36
6. Бисероплетение 2 72
7. “Умелые руки” 2 72
8. Мир вокруг нас. 1 36
9. Здоровячок 1 72

2-й год обучения (7 – 8 лет)

Название предмета Количество часов в неделю Общее количество часов
1. Рисование 2 72
2. Музыкально-хоровой 1 36
3. Театр и я 2 72
4. Танцевальный 2 72
5. Вышивка крестом 1 36
6. Бисероплетение 2 72
7. “Умелые руки” 2 72
8. Основы православной культуры 1 36
9. Юный эрудит 1 36
10. Здоровячок 1 36

3-й год обучения (8 – 9 лет )

1. Рисование 2 72
2. Музыкально-хоровой 1 36
3. Театр и я. 2 72
4. Танцевальный 2 72
5. Вышивка крестом 1 36
6. Бисероплетение 2 72
7. Судомоделирование 2 72
8. Родная земля 1 36
9. Юный эрудит 1 36
10. Степ-аэробика 1 36
11. Основы православной культуры 1 36
12. Фитодизайн 1 36

4-й год обучения (9 – 10 лет)

1. Рисование 2 72
2. Музыкально-хоровой 1 36
3. Театр и я. 2 72
4. Танцевальный 2 72
6. Судомоделирование 6 216
7. Родная земля 1 36
8. Юный эрудит 1 36
9. Степ-аэробика 1 36
10. Фитодизайн 3 108

Курс “ Основы православной культуры” посещается детьми с письменного разрешения родителей. Для остальных ребят вводится курс “Родная земля”. Кроме того, откликаясь на просьбу родителей, со второго года обучения проводятся консультации по выполнению домашнего задания и индивидуальная работа со слабоуспевающими и частоболеющими детьми.

Дидактические и психологические методические принципы.

Условия комфортного педагогического общения:

– преодоление психологических барьеров общения;

– адаптация к социуму;

– преемственность опыта (разноуровневость по вертикали – возрастная, и по горизонтали – по уровню психофизического развития)

– личностно – ориентированный подход;

– адаптированность для различных категорий детей;

– справляемость (самоутверждение).

Во все блоки программы включены примерный перечень игр, тестов для промежуточного контроля, практических упражнений и на закрепление навыков и для систематизации приобретенных знаний, коллективных форм деятельности.

Обучение строится на методической последовательности, постепенном, естественном углублении понятий.

Основные методы обучения.

  1. Словесные методы обучения (объяснение, рассказ, диалог ,беседа, чтение)
  2. Методы практической работы (репетиции, тренинг, работа с художественными источниками, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск решения поставленных задач, создание творческих работ, конструирование и моделирование, разработка сценариев, дидактические, познавательные, развивающие, подвижные, оздоравливающие игры, организация и участие в выставках, фестивалях, конкурсах, защитах творческих проектов)
  3. Наглядный метод обучения.
  4. Использование на занятиях ТСО и НКТ.

Планируемые результаты.

Результаты на уровне учащегося:

– Устойчивый интерес к творческой деятельности, овладение умениями и навыками для ее осуществления;

– высокий уровень познавательной активности и стремление к самовыражению через творчество;

– осознанный созидательный труд, желание быть полезным семье и обществу, использование навыка творческой деятельности, как инструмента жизнедеятельности;

– умение самостоятельно оценивать конкретные ситуации и принимать соответствующие решения, выделять главное от второстепенного;

– бережное и ответственное отношение к культурному наследию;

– самодостаточность, через творческую работу и мастерство;

– толерантность, как приобретенный навык культуры общения, как гарантия гражданского и национального самосознания;

– осознанное самоопределение.

Результаты на уровне педагога.

Программа является средством роста и повышения квалификации. У педагога появляется необходимость и потребность постоянного роста, педагогического общения, консолидации, интегрированности и совершенствования.

Результаты на уровне родителей:

– повышение родительской активности и сопричастности к деятельности и интересам ребенка;

– участие родителей в совместных творческих делах (выставках, спектаклях);

– повышение познавательной активности у родителей.

Формы контроля и оценки результатов.

– творческие отчеты;

– участие в конкурсах творческих коллективов на различных уровнях;

– выставки и концерты внутри объединений и для родителей;

– игры – викторины;

– спортивные соревнования.

Модель выпускника группы эстетического развития.

1. Система взглядов на мир и на себя в нем:

– понимание мира и причинно-следственных связей в нем;

– представление о смысле жизни, идеале, СЧАСТЬЕ;

– целеустремленность, наличие верных жизненных планов и ценностей;

2. Качества личности:

– ответственность, честность, терпимость, социальная активность;

– стойкость, умение достойно переносить все трудности;

– решительность, умение преодолевать неуверенность и страх;

– чувство собственного достоинства, объективная самооценка;

– умение видеть свои недостатки и стремление к самовоспитанию, саморазвитию;

– умение реализовать свои способности;

– умение противостоять негативному влиянию среды, сила воли;

3. Отношение к окружающим.

– умение соотносить свои личные интересы с интересами окружающих;

– доброжелательность, умение видеть и ценить в людях их внутреннюю красоту, уважение и достоинство;

– гуманистическая направленность личности, бескорыстная забота о близких;

– коммуникабельность, позитивизм ,готовность к сотрудничеству;

– умение отстаивать свои взгляды, при необходимости постоять за себя;

4. Культурный уровень.

– культура общения: общительность без навязчивости, умение соблюдать внутреннюю дистанцию, самоконтроль, сдержанность и тактичность;

– культура поведения: умение достойно вести себя в быту, семье, общественных местах, официальной обстановке;

– культура речи, исключающая вульгаризмы и жаргон;

– культура умственного труда;

– культура чувств и переживаний;

– эстетическая культура: умение видеть и ценить красоту во всех ее проявлениях, привносить ее в свою жизнь;

– экологическая культура: бережное отношение к окружающей среде.

5. Отношение к семье .

Четкое понимание приоритетной роли семьи.

6. Отношение к своему здоровью и формирование здорового образа жизни.

– знание способов поддержания здоровья, оздоровления организма и следование им;

– стремление к физическому совершенству;

– отсутствие вредных привычек.

7. Отношение к труду, обязанностям:

– трудолюбие, старательность, самостоятельность, настойчивость;

– добросовестное отношение к труду, уважение к результатам чужого труда;

– умение доводить начатое дело до конца.