Пояснительная записка.
Педагогическое обоснование введения курса эстетического развития составляют такие факты, как общность целей предметов, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов искусств, возрастные и индивидуальные особенности детей, органическое единство ощущений в познании окружающего мира.
В основу предлагаемого курса заложена идея частичной интеграции как альтернативной, нетрадиционной системы дополнительного образования. Статичное содержание обучения в школе не соответствует динамике развития общества, поэтому программа эстетического развития способствует созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и художественной культуры, а также направлена на развитие мотивации к познанию и творчеству, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка, укрепление психического и физического здоровья.
Кроме того, интеграция предметов курса приобретает особое значение. Он способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, танца и песни, помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению, развивает тонкий художественный вкус, приобщает к труду.
Ведущей идеей программы является создание комфортной среды педагогического общения, развития в культурных отношениях, развитие способностей и индивидуального творческого потенциала учащегося, социализация, посредством полученных знаний, художественных и жизненеобходимых навыков, целостное восприятие русской культуры, а также духовное, творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности.
Задачи программы:
Эстетическое, патриотическое, духовное, нравственное развитие детей через занятия художественным творчеством, техническим моделированием и декоративно– прикладными видами искусства.
– обучающие задачи – развивать познавательный интерес к изучению русской . истории, культуры и художественных ценностей, а также познакомить детей с мировым художественным и культурным наследием; приобрести знания, умения и навыки технического моделирования и декоративно-прикладного искусства; овладеть элементарными здоровьесберегающими технологиями; познакомиться с основами танцевальной ритмики; познакомить детей с различными техниками рисунка и живописи.
– воспитательные задачи – формировать мировоззрение, нравственную позицию на основе изучения объектов художественного наследия и мировой культуры; формировать основы культуры общения с микро- и макроколлективом; привить навыки здорового образа жизни.
– развивающие – формировать потребность в самопознании, саморазвитии; развивать самостоятельность, творческую активность.
Социализация личности обучающегося – одна из основных задач данной программы (естественное преодоление всевозможных психологических барьеров, толерантность). Общение и активная созидательная жизнь, развитие и обогащение культурного, эстетического и образовательного уровня, развитие и закрепление чувства гордости и ответственности за культурное наследие.
В основу программы заложены методические рекомендации Московского Психолого-социального института по осуществлению проекта “Толерантность”, разработанного данным институтом., а также некоторые положения “ Программы по эстетическому воспитанию”, разработанной в Центре эстетического воспитания Академии педагогических наук.
Курс рассчитан на 4 года обучения. Возраст обучающихся 6–10 лет. Наполняемость группы 15–20 человек. В образовательном процессе участвуют дети, обучающиеся в одном класса начальной школы. Предметы, составляющие курс, определены в зависимости от пожеланий родителей и детей, наличия педагогических кадров, программного обеспечения и соответствующей материально-технической базы. На разных годах обучения предметы, входящие в курс, могут изменяться в соответствии с интересами детей и пожеланиями родителей и с учетом возраста обучающихся.
Структурно программа разбита на отдельные курсы. Программа каждого курса может рассматриваться как законченный блок с итоговыми контрольными требованиями, а так же как системную, концентрически расширяющуюся, углубляющуюся и естественно последовательно развивающуюся единую программу с усложняющимися задачами и едиными целями. Просматривается логическая взаимосвязь между содержанием и знаниями программы, видом деятельности и навыками.
Распределение учебного времени
1-й год обучения (6 – 7 лет)
№ | Название предмета | Количество часов в неделю | Общее количество часов |
1. | Рисование | 2 | 72 |
2. | Музыкально – хоровой | 1 | 36 |
3. | Театр и я | 2 | 72 |
4. | Ритмика | 2 | 72 |
5. | Вышивка крестом | 1 | 36 |
6. | Бисероплетение | 2 | 72 |
7. | “Умелые руки” | 2 | 72 |
8. | Мир вокруг нас. | 1 | 36 |
9. | Здоровячок | 1 | 72 |
2-й год обучения (7 – 8 лет)
№ | Название предмета | Количество часов в неделю | Общее количество часов |
1. | Рисование | 2 | 72 |
2. | Музыкально-хоровой | 1 | 36 |
3. | Театр и я | 2 | 72 |
4. | Танцевальный | 2 | 72 |
5. | Вышивка крестом | 1 | 36 |
6. | Бисероплетение | 2 | 72 |
7. | “Умелые руки” | 2 | 72 |
8. | Основы православной культуры | 1 | 36 |
9. | Юный эрудит | 1 | 36 |
10. | Здоровячок | 1 | 36 |
3-й год обучения (8 – 9 лет )
1. | Рисование | 2 | 72 |
2. | Музыкально-хоровой | 1 | 36 |
3. | Театр и я. | 2 | 72 |
4. | Танцевальный | 2 | 72 |
5. | Вышивка крестом | 1 | 36 |
6. | Бисероплетение | 2 | 72 |
7. | Судомоделирование | 2 | 72 |
8. | Родная земля | 1 | 36 |
9. | Юный эрудит | 1 | 36 |
10. | Степ-аэробика | 1 | 36 |
11. | Основы православной культуры | 1 | 36 |
12. | Фитодизайн | 1 | 36 |
4-й год обучения (9 – 10 лет)
1. | Рисование | 2 | 72 |
2. | Музыкально-хоровой | 1 | 36 |
3. | Театр и я. | 2 | 72 |
4. | Танцевальный | 2 | 72 |
6. | Судомоделирование | 6 | 216 |
7. | Родная земля | 1 | 36 |
8. | Юный эрудит | 1 | 36 |
9. | Степ-аэробика | 1 | 36 |
10. | Фитодизайн | 3 | 108 |
Курс “ Основы православной культуры” посещается детьми с письменного разрешения родителей. Для остальных ребят вводится курс “Родная земля”. Кроме того, откликаясь на просьбу родителей, со второго года обучения проводятся консультации по выполнению домашнего задания и индивидуальная работа со слабоуспевающими и частоболеющими детьми.
Дидактические и психологические методические принципы.
Условия комфортного педагогического общения:
– преодоление психологических барьеров общения;
– адаптация к социуму;
– преемственность опыта (разноуровневость по вертикали – возрастная, и по горизонтали – по уровню психофизического развития)
– личностно – ориентированный подход;
– адаптированность для различных категорий детей;
– справляемость (самоутверждение).
Во все блоки программы включены примерный перечень игр, тестов для промежуточного контроля, практических упражнений и на закрепление навыков и для систематизации приобретенных знаний, коллективных форм деятельности.
Обучение строится на методической последовательности, постепенном, естественном углублении понятий.
Основные методы обучения.
- Словесные методы обучения (объяснение, рассказ, диалог ,беседа, чтение)
- Методы практической работы (репетиции, тренинг, работа с художественными источниками, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск решения поставленных задач, создание творческих работ, конструирование и моделирование, разработка сценариев, дидактические, познавательные, развивающие, подвижные, оздоравливающие игры, организация и участие в выставках, фестивалях, конкурсах, защитах творческих проектов)
- Наглядный метод обучения.
- Использование на занятиях ТСО и НКТ.
Планируемые результаты.
Результаты на уровне учащегося:
– Устойчивый интерес к творческой деятельности, овладение умениями и навыками для ее осуществления;
– высокий уровень познавательной активности и стремление к самовыражению через творчество;
– осознанный созидательный труд, желание быть полезным семье и обществу, использование навыка творческой деятельности, как инструмента жизнедеятельности;
– умение самостоятельно оценивать конкретные ситуации и принимать соответствующие решения, выделять главное от второстепенного;
– бережное и ответственное отношение к культурному наследию;
– самодостаточность, через творческую работу и мастерство;
– толерантность, как приобретенный навык культуры общения, как гарантия гражданского и национального самосознания;
– осознанное самоопределение.
Результаты на уровне педагога.
Программа является средством роста и повышения квалификации. У педагога появляется необходимость и потребность постоянного роста, педагогического общения, консолидации, интегрированности и совершенствования.
Результаты на уровне родителей:
– повышение родительской активности и сопричастности к деятельности и интересам ребенка;
– участие родителей в совместных творческих делах (выставках, спектаклях);
– повышение познавательной активности у родителей.
Формы контроля и оценки результатов.
– творческие отчеты;
– участие в конкурсах творческих коллективов на различных уровнях;
– выставки и концерты внутри объединений и для родителей;
– игры – викторины;
– спортивные соревнования.
Модель выпускника группы эстетического развития.
1. Система взглядов на мир и на себя в нем:
– понимание мира и причинно-следственных связей в нем;
– представление о смысле жизни, идеале, СЧАСТЬЕ;
– целеустремленность, наличие верных жизненных планов и ценностей;
2. Качества личности:
– ответственность, честность, терпимость, социальная активность;
– стойкость, умение достойно переносить все трудности;
– решительность, умение преодолевать неуверенность и страх;
– чувство собственного достоинства, объективная самооценка;
– умение видеть свои недостатки и стремление к самовоспитанию, саморазвитию;
– умение реализовать свои способности;
– умение противостоять негативному влиянию среды, сила воли;
3. Отношение к окружающим.
– умение соотносить свои личные интересы с интересами окружающих;
– доброжелательность, умение видеть и ценить в людях их внутреннюю красоту, уважение и достоинство;
– гуманистическая направленность личности, бескорыстная забота о близких;
– коммуникабельность, позитивизм ,готовность к сотрудничеству;
– умение отстаивать свои взгляды, при необходимости постоять за себя;
4. Культурный уровень.
– культура общения: общительность без навязчивости, умение соблюдать внутреннюю дистанцию, самоконтроль, сдержанность и тактичность;
– культура поведения: умение достойно вести себя в быту, семье, общественных местах, официальной обстановке;
– культура речи, исключающая вульгаризмы и жаргон;
– культура умственного труда;
– культура чувств и переживаний;
– эстетическая культура: умение видеть и ценить красоту во всех ее проявлениях, привносить ее в свою жизнь;
– экологическая культура: бережное отношение к окружающей среде.
5. Отношение к семье .
Четкое понимание приоритетной роли семьи.
6. Отношение к своему здоровью и формирование здорового образа жизни.
– знание способов поддержания здоровья, оздоровления организма и следование им;
– стремление к физическому совершенству;
– отсутствие вредных привычек.
7. Отношение к труду, обязанностям:
– трудолюбие, старательность, самостоятельность, настойчивость;
– добросовестное отношение к труду, уважение к результатам чужого труда;
– умение доводить начатое дело до конца.