Цели урока:
- Образовательная: формирование знаний о формулах площадей поверхности цилиндра и конуса, умение применять их для решения задач, а также показать применение данных формул в практических ситуациях и на производстве.
- Воспитательная: развивать заинтересованность изучения математики, раскрывая практическую значимость изучаемого материала.
- Развивающая: формирование умений распознавать геометрические модели тел, применять математические знания в практических ситуациях, описанных условием задач.
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Методы обучения: устный и практический контроль знаний.
Оборудование: плакаты, карточки для учащихся, карточки для лабораторно-практической работы, компьютер.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1минута).
2. Сообщение целей и темы занятия, мотивация учебной деятельности (3 минуты). Учащиеся с помощью преподавателя формулируют тему и цель занятия. Преподаватель записывает тему на доске, учащиеся в тетрадях.
3. Актуализация знаний проводится по вариантам (1вариант – цилиндр, 2вариант – конус) (7-8 минут)(см. ниже).
4. Сообщение новых знаний (10 минут).
4. 1. Вывод формулы площади поверхности цилиндра.
Плакат 1. – Цилиндр вписан и описан в 4-х-ую призму.
Плакат 2. - Цилиндр вписан и описан в 6-х-ую призму.
Вывод: Если будем увеличивать количество граней призмы, то поверхность цилиндра будет максимально приближаться к граням призмы и на каком–то n – шаге произойдет совпадение поверхности цилиндра с призмой, т.е. совпадут их площади поверхностей.
Площадь поверхности призмы:
Sпов= Sбок+2 Sосн
Sбок= РоснН (слайд2)
Площадь поверхности цилиндра:
Sосн=ПR2 Сдлина окружности=2ПR
Sбок= 2ПRН
Sпов=2ПRН+2ПR2 (слайд3)
Вывод формулы площади поверхности конуса.
Плакат 3. - Конус вписан и описан в 4-х-ую пирамиду.
Плакат 4. - Конус вписан и описан в 6-х-ую пирамиду.
Вывод: Если будем увеличивать количество граней пирамиды, то поверхность конуса будет максимально приближаться к граням пирамиды и на каком–то n – шаге произойдет совпадение поверхности конуса с пирамидой, т.е. совпадут их площади поверхностей.
Площадь поверхности пирамиды:
Sпов= Sбок+ Sосн
Sбок=1/2РоснL (слайд4)
Площадь поверхности конуса:
Sбок= ПRL
Sпов=ПRL+ПR2 (слайд5)
5. Первичное осмысление и применение изучаемого материала (15 минут).
Задача 1. Пусть S-площадь боковой поверхности цилиндра, D-диаметр основания, Н-высота, заполните пустые ячейки.
№ | S(см2) | D(см) | Н(см) |
1 | 12 | 5 | |
2 | 100П | 25 | |
3 | 225П | 15 |
Задача 2. Пусть S-площадь боковой поверхности конуса, R-радиус основания, L-образующая конуса, заполните пустые ячейки.
№ | S(см2) | R(см) | L(см) |
1 | 2√2 | √2 | |
2 | 60П | 0,4 | |
3 | 30П | √3 |
Задача 3. Тело имеет форму цилиндра с коническим верхом. Радиус его основания 2м, высота 4м, причем цилиндрическая часть имеет высоту 2,5м. Определить полную поверхность тела.
6. Историческая справка (сообщение учащихся) (8 минут).
7. Домашнее задание (1-2 минуты) по сборнику [4]
На «3» В-4(7) стр. 81, В-11(7) стр. 83
На «4» В-16(7) стр 85, В-19(7) стр. 86
На «5» 3.72, 3.78 стр. 121
8. Лабораторно-практическая работа (30 минут) (см. Приложение 1)
9. Итог занятия (1-2 минуты)
Список литературы
- Алёшина Т.Н. Урок математики.- М., «Высшая школа», 1991г.
- Беденко Н.К. Уроки геометрии.- М., «Высшая школа», 1988г.
- Денищева Л.О. и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике .- М.: Просвещение , 1993 .
- Дорофеев Г.В. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена за курс средней школы. - М.: Дрофа, 2009.
- Дубинчук Е.Е. Обучение геометрии в профессиональных училищах.- М., «Высшая школа», 1989.
- Овсянник Д.П. Практикум по математике в профессиональных училищах металлообрабатывающего профиля. – Ульяновск, 1997.
Литература для учащихся
- Глейзер История математики в школе.- М.: Просвещение,1964.
- Энциклопедия для детей «Математика».- М.: «Аванта», 2002.