Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов "Удивительный мир рядом"

Разделы: Начальная школа


Пессимист видит трудности при каждой возможности,
оптимист в каждой трудности видит возможности.
Уинстон Черчилль

Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Мне бы хотелось увидеть ученика начальной школы самостоятельным и инициативным с разносторонними познавательными потребностями и наклонностями. В школьном возрасте ребенок больше всего хочет общаться, говорить о себе, творить, подражать. Увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками в области рационального труда, «тормошат» родителей, привлекая их к совместному творчеству. Дети по собственной инициативе начинают поиск познавательной информации уже не только в компьютере, но и в своей домашней библиотеке и вообще в книге.

Осознавая это, мною была написана программа «Удивительный мир рядом», обеспечивающая экологическое образование и ознакомление с окружающим миром, которая рассчитана на 4 учебных года и на 4 направления:

  • 1 класс – «Здравствуй, окружающий мир»
  • 2 класс – «Мы открываем чудеса»
  • 3 класс – «Человек и живая природа»
  • 4 класс – «Удивительный мир рядом»

Пояснительная записка

В настоящее время неотъемлемой частью общей системы образования является воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде. Осознание важности охраны природы, формирования природоохранного сознания это начальный этап формирования личности человека. Фундаментом формирования экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.

Цель программы - формирование бережного отношения к природе как основы экологической культуры школьников.

Задачи:

  1. изучить природу родного края, культуру общения с ней;
  2. создать условия для позитивного взаимодействия с окружающей средой;
  3. развить познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
  4. сформировать первичные экологические и исследовательские знания, умения и навыки посредством создания классного экологического уголка и школьной экологической тропы.

Актуальность

  1. Программа охватывает различные области природоведческого знания, предоставляет возможности для развития у обучающихся основ любознательности и экологической культуры.
  2. Деятельность в рамках данной программы особенно актуально в условиях школы, т.к. учебная нагрузка 1 ч в неделю по окружающему миру недостаточна для того, чтобы удовлетворить потребность в общении с окружающим миром.
  3. Одним из принципов программы является краеведческий принцип, реализация которого дает возможность обучающимся понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного края.
  4. В программе также используется принцип развивающего обучения, который направлен на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи школьников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

«Здравствуй, окружающий мир» - программа, цель которой является формирование бережного отношения к природе как основы экологической культуры школьников.

Задачи этой программы:

  1. Знакомство учеников с «Красной книгой» и заповедником «Большая Кокшага».
  2. Создание условий для позитивного взаимодействия с окружающей средой.

Для реализации поставленных задач, наш класс стал посещать 2 раза в месяц занятия в эколого – просветительском центре заповедника «Большая Кокшага». (Приложение 1)

Нашей школой и заповедником был заключен договор о творческом сотрудничестве. Методисты проводили игры – тренинги, экскурсии, учили создавать поделки из природного материала. Дети принимали участие в конкурсах, организуемых заповедником: «Медвежонок – символ заповедника», «Мир заповедной природы». Полученные знания, закрепляла в классе, по дороге в заповедник и обратно. Изменились и сами дети, стали более отзывчивыми, дружными.

В классе ученики сами собирают материал, готовят сообщения и ведут рубрики: «Хоровод лепестков», «Лекарственные растения» и т.п. К этой деятельности активно подключились и родители. У детей происходит не только расширение кругозора, но и развивается связная речь, умение слушать других. Совместно с сотрудниками заповедника в школе провели праздничное мероприятие «День заповедника», на котором ученики торжественно были приняты в «Юные экологи», им повязали нежно – зелёные галстуки и все ребята дали клятву беречь, любить и охранять природу. (Приложение 2)

Первый этап программы плавно переходит во второй – «Мы открываем чудеса».

Цель программы:

  1. Создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования школьников.

Задачи:

  1. Формирование и усвоение элементарных экологических представлений о природе (у животных и растений как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы, на осознании влияния деятельности человека на природу)
  2. Создание условий для проведений самостоятельного экспериментирования школьников (учиться самостоятельно ставить
    цель, выдвигать гипотезу продумывать способы его проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы, соблюдать технику безопасности).
  3. Развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду, бережного и заботливого отношения к живым существам, осознанного направления норм поведения.

Актуальность и направление деятельности

Программа использует принцип личностно- ориентированного обучения, который направлен на развитие гражданских инициатив детей в деле сохранения природного наследия России. Создаются условия для проведений самостоятельного экспериментирования школьников. Экскурсионная работа с целью наблюдений изменений в окружающем мире и выполнение посильных исследований в окружающей среде.

Направление деятельности:

  1. Экологический мониторинг: мониторинг древесных насаждений
  2. Помощь в обустройстве парков и организации экологических троп.
  3. Проведение экологических и природоохранных акций и праздников «День птиц», «День воды», «День заповедника».
  4. Выполнение работ с использованием информационных технологий: оформление результатов работ с привлечением информационных технологий.
  5. Творческие проекты: проекты по организации творческих выставок, рисунков, плакатов, стихотворений, песен, сказок, выступление агитбригады, организация праздника, концерты, фестивали или конкурсы.

Формы и методы реализации программы

  1. Проведение экскурсии и занятий в эколого -просветительном центре заповедник «Большая Кокшага».
  2. Передача информации с использованием методов устного изложения материала: лекции, беседы, рассказы, которые раскрывают основные теоретические положения и понятия программы. Проведение самостоятельного экспериментирования школьников. Экскурсионная работа с элементами экологического практикума с целью наблюдения изменений в окружающем мире. Работа в уголке природы, создание и наблюдение за цветочной клумбой, написание статей и рассказов в школьную стенгазету.
  3. Эстетическое освоение школьниками мира природы родного края и формирование у них гуманного отношения к ней. Для этого используется экологический мониторинг, выполнение работ с использованием информационных технологий, проведение экологических и природоохранных акций и праздников, создание творческих проектов.

Приоритет в обучении на занятиях отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности. Создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования школьников, экскурсионная работа с элементами экологического практикума.

Для закрепления полученных знаний был разработан проект «Цветочная клумба: Цветик - семицветик», в котором принимали участие все школьники начальных классов. (Приложение 3) У каждого класса был свой лепесток и в течении мая – июня дети проводили полив, прополку и наблюдения за ростом растений. Наш класс в июне проходил полевую практику: собирали гербарий (Приложение 4,5), знакомились с различными видами насекомых, обитателями водоемов (Приложение 6), отмечали значение деревьев и кустарников, растущих по берегам реки. Дети познакомились с хвойными и лекарственными деревьями, отметили характерные признаки для данных пород.

Полевая практика дала большой познавательный материал для использования его почти на всех учебных предметах: при организации словарной работы, при составлении предложений, решение задач с элементами краеведческого характера. Такая связь между уроками создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир. Внеурочное время предоставляет большие возможности для проведения различных игр, викторин, праздников, конкурсов. Эта работа не только расширяет кругозор учеников, но и воспитывает их.

«Человек –живая природа»
3 класс

Задачи:

  1. Обучение практически значимым действиям, приобретение первичных навыков исследовательской деятельности
  2. Создание исследовательских работ и их защита
  3. Разработка проекта «Экологическая тропа»

«Удивительный мир рядом»
 4 класс

Задачи:

  1. Участие в создании школьной экологической тропы
  2. Выполнение практических экологически значимых дел
  3. Участие в посильной природоохранной деятельности

Наш опыт целенаправленного приобщения детей к основам экологии и краеведения показывает, что такая работа является одной из важнейших частей школьного образования, имеет большое значение в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Школа создает самое ценное – будущую нашу смену.

Создавая определенную развивающую среду, приобретая необходимое оборудование, подбирая методическую литературу, проявляя творчество, изменяя свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение, мы воспитываем новое поколение с новым экологическим мышлением.

Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать.
Л.Н. Толстой

Личностно –ориентированный подход обеспечивает высокий уровень обучения, формирует коммуникативное взаимодействие школьника с социальным окружением, развивает способности ребенка, что способствует развитию всесторонне развитой личности.

В заключение, хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо, но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику.

Дерзайте, выдумывайте, старайтесь своим детям показать удивительный окружающий нас мир. Желаю всем удачи!