Обучение ведется по учебнику С.М. Никольского.
Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению умножения обыкновенных дробей, умножения дроби на натуральное число;
- Познакомить с понятием взаимно обратные числа;
- Развивать правильную математическую речь, логическое мышление, умение сопоставлять, обобщать, делать выводы, умение переносить знания в новые ситуации.
Оборудование: боковая или переносная доска (компьютер, проектор и экран); распечатка текста (для итоговой части урока)
Презентация к уроку - Приложение 1
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
II. Актуализация знаний учащихся
Диктант
Предварительно сообщается, что диктант будет оценочным, надо быть готовым к тому, что будут дополнительные вопросы по сопутствующей теории.
Приглашается 1 учащийся и выполняет его за доской и 2 учащихся называются для проверки на местах. Текст записан на боковой доске (слайд № 1), задания которые надо выполнить диктуются учителем или с магнитофона
Текст, проговариваемый устно |
запись на доске |
1. представить число 3 в виде неправильной дроби со знаменателем 1 |
3 |
2. а) вычислить; |
|
б) преобразовать запись; |
|
3. выделить целую часть |
; |
4. сократить |
а) б) |
5. какую часть от длины всего участка составляет длина сада? Ширина? Весь сад? |
Проверка диктанта (слайд № 2)
Во время проверки, дополнительный вопрос отвечающему к заданию № 4
- Какое правило нам позволяет выполнять это действие?
- Как вычислить площадь прямоугольника?
Физкультминутка – ручной футбол на таблицу умножения
Первый вопрос задает учитель и бросает мяч ученику, он быстро отвечает, задает свой вопрос и передает следующему (игра должна проходить в быстром темпе).
III. Изучение новой темы
На доске записано
Обращая внимание учащихся на последнее задание диктанта делаем вывод, что для того чтобы выполнить это надо…
- Выполнить умножение отдельно числителей и отдельно знаменателей.
- Изменился бы принцип выполнения этого действия, если бы числа были другими?
– Нет.
- Сейчас мы с вами выполнили умножение обыкновенных дробей. Давайте попробуем записать это действие формулой (записать на боковой доске, чтобы оставалось в течение всего урока)
Значит: для того чтобы умножить дробь на дробь, надо… (продолжает один из детей)
1. перемножить числители этих дробей и результат записать в числитель новой дроби;
2. перемножить знаменатели этих дробей и результат записать в знаменатель новой дроби.
Пример: (слайд № 3)
а) выполняет (обязательно проговаривая) у доски ученик среднего уровня
- Хорошо, давайте теперь выполним умножение таких дробей: (слайд № 3)
б) выполняет у доски сильный ученик
- Как ты, Саша, думаешь, оставим алгоритм умножения дробей из двух пунктов или добавим ещё?
- Добавим пункты:
3. Не надо спешить перемножать числа в числителе и знаменателе: если возможно, надо сократить полученную дробь;
=
4. Вычислить новую дробь;
5. конечный результат записать в стандартном виде.
в) все самостоятельно: (Слайд № 3)
– 1ученик выполняет за доской, у более слабых, пройти и посмотреть.
Проверяем.
Обратившись к заданию № 2 диктанта (слайд № 3) делаем вывод:
- для того чтобы умножить дробь на натуральное число, надо… (продолжает один из детей)
1. число умножить на числитель, знаменатель оставить прежним
Вывод сформулировать и записать в виде формулы:
например: (слайд № 3)
а) 5 · = = (ученик у доски, если не выполнен перевод, пока можно внимания не уделять, но если кто-то из детей это заметил, то обязательно выполнить, а заметившего обязательно похвалить).
2. Если возможно, результат привести к стандартному виду.
б) все самостоятельно: (слайд № 3) · 14 = 4.
- Выполнить умножение: (слайд № 4)
б)
Проанализировать сможем ли мы это выполнить, пригласить ученика по желанию (с учетом того, что он справится с заданием)
Вывод: дроби, у которых числитель одной равен знаменателю другой, называются взаимно обратными дробями (числами).
Свойство: произведение взаимно обратных чисел равно 1.
Устно: Назвать числа взаимно обратные данным (для любых дробей записанных на доске).
IV. Закрепление изученного на уроке: (слайд № 5)
Вычислите:
а)
б)
в) записать числа обратные для 5; 3/8; 12/3.
V. Итог урока
Заполнить пропуски в тексте:
1. Произведение дробей есть дробь, у которой числитель равен ……… их числителей, а ……….... равен произведению ……………. дробей
2. Чтобы умножить дробь на натуральное число, можно ………. дроби ………… на это число, а знаменатель ……………. прежним: а/b ∙ _ = a_/b ;
3. Дроби у которых ……….одной дроби равен знаменателю другой, называются взаимно ……… дробями: , их произведение равно ……
Например: взаимно обратные
VI. Домашняя работа
1. Пункт 4.9 записать формулировки правил в теоретическую тетрадь
2. № 878 (первая строчка); 883 (первая строчка); 890