На уроках математики широко используются устные упражнения. Систематическое проведение устных вычислений вызывает интерес к математике и дисциплинирует учащихся, позволяет экономить время, ускоряют темп работы, развивают внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру математических вычислений.
Устные вычисления весьма ценны в методическом отношении. Они используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала. (в соответствии с известным дидактическим принципом «от легкого к трудному, от простого к сложному») и особенно при переходе к решению трудных задач. Они вносят разнообразие в преподавание математики, способствуют закреплению знаний и дают возможность оперативно и эффективно проверять эти знания.
За период работы учителем математики в среднем звене мною разработана система осуществления устного счёта. Предлагаемая система проверки устных вычислительных навыков создана на базе табличного процессора Excel.
Согласно программе математики 5 класса учащиеся должны овладеть устными умениями и навыками:
- складывать и умножать однозначные и двузначные числа;
- прибавлять к двузначному числу однозначное и двузначное;
- вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное или двузначное;
- складывать несколько однозначных чисел;
- складывать и вычитать двузначные числа;
Предлагаю вам комплект устного счета для 1 четверти в 5 классе.
Технология проведения контрольного устного счета (КУС) (Приложение 1)
1 этап - подготовительный (забиваем матрицу)
1. Озаглавливаем лист1 табличного процессора Excel «Лист для учителя с ответами»
2. В ячейки В3,4,5,6 вносятся любые числа
3. В ячейку В7 вносится простая формула =(B3+B4-B5)*B6
4. Ячейки В3,4,5,6,7 копируются и размножаются по всему листу1
5. В откопированных ячейках произвольно меняем числа. При этом результат формулы меняется автоматически.
6. В ячейках В2,D2,F2,H2,J2,L2,N2 выделяются жирным названия вариантов А,Б,В,Г,Д,Е,Ж
7. В столбце А в ячейках 3,9,15,21 выделяются жирным номера заданий 1,2,3,4
8. Столбец А копируется и вставляется в столбцы C,E,G,I,K,M
9. Лист1 (без оглавления) копируем и вставляем в лист2
10. В листе2 удаляем строки которые содержат формулу.
11. Распечатываем листы1,2
12. Лист2 разрезается по столбцам на варианты для учащихся.
2 этап - вычислительный (работа с классом)
1. На доске вывешивается таблица с фамилиями и именами учеников.
2. Ученикам раздаются полоски со столбцами, в которых указан вариант.
3. На доске записан порядок выполнения действий (можно действия подписать на каждом варианте ручкой для слабоуспевающих учеников и для себя пометить эти варианты)
4. Ответ учащимся проговаривается по алгоритму:
· № варианта
· № задания
· ответ
5. У учителя находится матрица с ответами (по решению детского коллектива можно отдать матрицу одному из учеников).
3 этап - оценивающий (работа проверяющего)
1. Учитель наблюдает за классом. Видит, кто работает и как работает (некоторые ученики стараются посчитать письменно предложенные задания).
2. Если ученик дал правильный ответ, учитель выставляет на доске напротив его фамилии +
3. Как только ученик выполнил весь вариант, он может получить новый вариант.
4. Время проведения устного счета определяется произвольно, исходя из целей, задач, формы и типа урока.
Положительные моменты при проведении контрольного устного счета
Работа учеников |
Работа учителя |
· Воспитывает у учащихся ценные трудовые качества: ответственное отношение к своей работе, умение обнаруживать и исправлять допущенные в работе ошибки, аккуратное исполнение задания · вырабатывается навык запоминания чисел. · Вычислительные навыки вырабатываются до автоматизма · Ученик работает в комфортной обстановке, не испытывает страха из-за насмешек за неправильный ответ (все сосредоточенны на своих заданиях) · Устный счет развивает внимание, наблюдательность, смекалку. · Устный счет вносит в урок дух соревнования, воспитывает у учащихся · Создается ситуация успеха (ученик может быть назначен проверяющим, развивает свое внимание) |
· Создается атмосфера доброжелательности. · У учителя есть уверенность, что работают все, и притом активно. · Учитель наблюдает за классом, не отвлекается на выполнение математических действий. · Предлагает выполнить большой объем заданий за короткое время. · Выявляет уровень вычислительных навыков с целью прогнозирования успеваемости учащихся. · Осуществляется дифференцированный подход к каждому учащемуся через разработанные разновариантные задания. |
Используя эту технологию, учитель может менять данные и формулу по своему усмотрению. Мною разработано более 20 вариантов различных заданий. (Приложение 2) Кроме того, данную технологию можно применять при изучении тем:
· Сложение и вычитание отрицательных чисел
· Умножение и деление отрицательных чисел
· Все действия с десятичными дробями
· Все действия с обыкновенными дробями
· Действия со степенями
· Действия с арифметическими корнями