Использование табличного процессора Excel для организации и проведения устного счета на уроках математики в среднем звене

Разделы: Математика


На уроках математики  широко исполь­зуются устные упражнения. Систематическое прове­дение устных вычислений вызывает интерес к математике и дисциплинирует учащихся, позволяет экономить время, ускоряют темп работы, раз­вивают внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру математических вычислений.

Устные вычисления весьма ценны в методическом отно­шении. Они используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала. (в соответствии с извест­ным дидактическим принципом  «от легкого к трудному, от простого к сложному»)  и особенно при переходе к решению трудных задач. Они вносят разнообразие в преподавание математики, способствуют закреплению знаний и дают возможность оперативно и эффективно проверять эти знания.

За период работы учителем математики в среднем звене мною разработана система осуществления устного счёта. Предлагаемая система проверки устных вычислительных навыков создана на базе табличного процессора Excel.

Согласно программе математики 5 класса учащиеся должны  овладеть устными умениями и навыками:

  • складывать и умножать однозначные и двузначные числа;
  • прибавлять к двузначному числу однозначное и двузначное;
  • вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное или двузначное;
  • складывать несколько однозначных чисел;
  • складывать и вычитать двузначные числа;

Предлагаю вам комплект устного счета  для  1 четверти в 5 классе.

Технология проведения контрольного устного счета (КУС) (Приложение 1)

1 этап - подготовительный (забиваем матрицу)

1. Озаглавливаем лист1 табличного процессора Excel «Лист для учителя с ответами»

2. В  ячейки В3,4,5,6 вносятся любые числа

3. В ячейку В7 вносится простая формула =(B3+B4-B5)*B6

4. Ячейки В3,4,5,6,7 копируются и размножаются по всему листу1

5. В откопированных ячейках произвольно меняем числа. При этом результат формулы меняется автоматически.

6. В ячейках В2,D2,F2,H2,J2,L2,N2 выделяются жирным названия вариантов А,Б,В,Г,Д,Е,Ж

7. В столбце А в ячейках 3,9,15,21 выделяются жирным номера заданий 1,2,3,4

8. Столбец А копируется и вставляется в столбцы C,E,G,I,K,M

9. Лист1 (без оглавления) копируем и вставляем в лист2

10. В листе2 удаляем строки которые содержат формулу.

11. Распечатываем листы1,2

12. Лист2 разрезается по столбцам на варианты для учащихся.

2 этап - вычислительный (работа с классом)

1. На доске вывешивается таблица с фамилиями и именами учеников.

2. Ученикам раздаются полоски со столбцами, в которых указан вариант.

3. На доске записан порядок выполнения действий (можно действия подписать на каждом варианте ручкой для слабоуспевающих учеников и для себя пометить эти варианты)

4. Ответ учащимся проговаривается по алгоритму:

· № варианта

· № задания

· ответ

5. У учителя находится матрица с ответами (по решению детского коллектива можно отдать матрицу одному из учеников).

3 этап - оценивающий (работа проверяющего)

1. Учитель наблюдает за классом. Видит, кто работает и как работает (некоторые ученики стараются посчитать письменно предложенные задания).

2. Если ученик дал правильный ответ, учитель выставляет на доске напротив его фамилии +

3. Как только ученик выполнил весь вариант, он может получить новый вариант.

4. Время проведения устного счета определяется произвольно,  исходя из целей, задач, формы и типа  урока.

Положительные моменты при проведении контрольного устного счета

Работа учеников

Работа учителя

· Воспитывает у учащихся  ценные трудовые качества: ответственное отношение к своей работе, умение обнару­живать и исправлять допущенные в работе ошибки, аккуратное ис­полнение задания

· вырабатывается навык запоминания чисел.

· Вычислительные навыки вырабатываются до автоматизма

· Ученик работает в комфортной обстановке, не испытывает страха из-за насмешек за неправильный ответ (все сосредоточенны на своих заданиях)

· Устный счет раз­вивает внимание, наблюдательность, смекалку.

· Устный счет вносит в урок дух соревнования, воспитывает у учащихся

· Создается ситуация успеха (ученик может быть назначен проверяющим, развивает свое внимание)

· Создается атмосфера доброжелательности.

· У учителя есть уверенность, что работают все, и притом активно.

· Учитель наблюдает за классом, не отвлекается на выполнение математических действий.

· Предлагает выполнить  большой объем заданий за короткое время.

· Выявляет уровень вычислительных навыков с целью прогнозирования успеваемости учащихся.

· Осуществляется дифференцированный подход к каждому учащемуся через разработанные  разновариантные задания.

Используя эту технологию, учитель может менять данные и формулу по своему усмотрению. Мною разработано более 20 вариантов различных заданий. (Приложение 2)  Кроме того, данную технологию можно применять при изучении тем:

· Сложение и вычитание отрицательных чисел

· Умножение и деление отрицательных чисел

· Все действия с десятичными дробями

· Все действия с обыкновенными дробями

· Действия со степенями

· Действия с арифметическими корнями