Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Грибы"

Разделы: Начальная школа


Цели: расширить знания учащихся о грибах, познакомить с видами грибов, правилами сбора и их использование; развивать устную речь, словарный запас учащихся; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе, прививать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Грибы» (Приложение 1), карточки с инструкциями, экологические задачи, картинки с различными разновидностями грибов, бумажные корзиночки для детей, домашние заготовки из грибов, листы белой бумаги размером А-3, фломастеры .

Ход  урока

I. Организационный момент (слайд №1)

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем запоминаем,
Ни минутки не теряем.

II. Сообщение темы и цели урока (слайд №2)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были… Нет-нет, не царь с царицей… Это – царство особенное. Оно находится не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас… Это природа. Она огромна и разнообразна, состоит из четырёх государств: растения, животные, грибы, бактерии. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в царство грибов.

- Подумайте, что нам нужно знать о грибах?

- Вы должны внимательно слушать и всё запоминать, итогом нашего урока станут плакаты с правилами сбора грибов.

III. Словарная работа (работа по карточкам) (слайд №3)

Грибы – основная группа живых организмов, обладающих признаками как растений, так и животных. Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов, занимается наука микология.
Подземная часть гриба называется грибница. Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство.
Плодовое тело – это то, что мы неправильно называем грибом. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.

Прочитайте текст и найдите значение данных слов. (на слайде слова: грибы, грибники, микология, плодовое тело, грибница)

IV. Знакомство с различными видами грибов (слайд №4)

(Дети выступают с сообщениями в костюмах грибов)

1) Боровик

 Лев – царь зверей, орёл – царь птиц, а белый гриб – боровик – царь гриб. Ножка у него толстая, светлая, плотная. Шляпка бархатная, всех оттенков коричневого цвета. Этот гриб такой солидный, пузатенький, тяжеленький, сразу видно барин!

2) Лисички

Дружной стайкой держатся и лисички. Где одна – там и другая. Лисичку легко отличить от других грибов: края шляпки круто завёрнуты кверху и все – в мелкую складочку. Раньше её форму сравнивали с граммофонной трубой. Но где сейчас найдёшь граммофонную трубу? Разве что в кино или музее? Лисички почти никогда не бывают червивыми.

3) Сыроежка

Сыроежки бывают жёлтого, зелёного, розового и коричневого цвета. Чаще всего эти грибы встречаются во влажных смешанных лесах и по окраинам зарастающих болот.

4) Подберёзовик.

Похож на белый, только стройнее и выше, особенно когда молодой. Ножка у него серовато-белая, иногда синеватая. Шляпка у малышей светло-коричневая с возрастом темнеет. Быстрее всех из грибов растёт – по 4-5 см в сутки.

5) Маслята.

«Масляна головушка, щёлкова бородушка…» - помните, есть такая песенка про петушка? А ещё масляной головушкой можно назвать гриб-маслёнок. Ножка у него не такая высокая, как у подберёзовика, сам он будто прижат к земле. Шляпка – от тёмно – до светло-коричневой, и главное – покрыта эта шляпа маслянистой плёнкой, к которой прилипают еловые иголки и прочий лесной мусор.

6) Опята.

Жёлто-коричневой шапкой покрывают опята старый пень или ствол дерева. Один опёнок? Такого не бывает! Опят всегда много – целая семейка. Ножки тоненькие, длинненькие, шапки аккуратненькие, кругленькие. Цветом грибочки с осенней листвой сливаются, глаз радуют, в корзинку просятся.

7) Мухомор.

Наш друг Мухомор – гриб честный. Он своей окраской предупреждает: «Не ешь меня!» не вздумай пинать мухомор ногой! Это тебе мухомор ни к чему – а в лесу он очень даже нужен. Лоси им, например, лечатся от своих лосиных насморков. Красными мухоморами в давние времена лечили ревматизм, даже туберкулёз. Настойку из сушёных мухоморов употребляли при болях в мышцах и позвоночнике.

8) Бледная поганка.

Самый ядовитый гриб! Съешь даже маленький кусочек бледной поганки – прощайся с белым светом. Ножка у поганки тоненькая, под шляпкой – колечко из лохмотьев кожицы. Бледная поганка действительно бледная. Некоторые считают, что если грибы отваришь, а воду слить, то яд уйдёт. Нечего подобного.

9) Дождевик

Многие его считают несъедобным – уж очень он не похож на обычный гриб, с ножкой и шляпкой. Лежит себе в траве что-то, похожее на птичье яичко. А иногда вымахивает размером с электрическую лампочку или даже с футбольный мяч. Молодой дождевик внутри плотный, белый – его можно поджарить и съесть! А внутренность старого гриба – это мелкая тёмная пыль – споры. Наступишь на такой гриб – споры разлетятся облачком в разные стороны.

10) Бияки- притворяки.

Есть в лесу ядовитые грибы, которые могут притворяться съедобными: это, например, ложные лисички. Различить их может только опытный грибник. Запомни главную заповедь собирателя: не уверен – не собирай!

- На какие две группы можно разделить грибы?

V. Игра «Тихая охота»

- А сейчас, мы поиграем в игру которая называется «Тихая охота». Как вы понимаете это выражение?

(Ребята собирают грибы в корзинки, затем учитель проверяет)

- Какие из съедобных грибов нельзя брать?

- Где нельзя собирать грибы?

-На какие виды делятся грибы? (слайд №5)

VI. Решение экологических задач

(Класс делится на 3 группы и обсуждает экологическую задачу).

Задача № 1

Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он принёс природе?

Задача № 2.

Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

Задача № 3.

Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошёл в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша?

VII. Творческая работа в группах

- Настало время «Экологической службы». Экологи – это люди, которые охраняют природу. Чтобы охранят природу нужно знать правила. Вам нужно оформить плакаты по правилам сбора грибов в лесу.

Проверим ваши работы. (слайд № 6)

VIII. Это интересно (слайд №7)

Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.

- А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов?

- Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.

- А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей.

IX. Использование человеком грибов (слайд №8)

Последняя рубрика нашего урока «Хозяюшка». Нет таких среди вас, кто бы не собирал грибы в лесу. Собирать – это только половина дела, а вот приготовить.

- А что можно сделать из грибов?

(Дети показывают домашние заготовки из грибов, рассказывают какие блюда можно приготовить)

X. Итог

Вот и закончилось наше путешествие по царству грибов.

-Чем понравился урок? Что запомнилось?

(Самооценка учащихся по карточкам)

Оцени свою работу!

Если согласен, поставь +.

Если не согласен, поставь -.

- Активно работал. Было интересно и познавательно.