Урок математики по теме "Единицы измерения площадей"

Разделы: Математика


Дидактическая цель:

  1. Добиться осмысления и осознания блока учебной информации.
  2. Научить применять новый учебный материал.
  3. Проверить уровень усвоения.
  4. Систематизация знаний.

Цели урока:

  1. Дать представление о различных единицах измерения площадей, помочь учащимся запомнить переход от одной единицы измерения к другой, научиться применять их для решения задач;
  2. Развивать логическое мышление, наблюдательность, самостоятельность для достижения цели, развивать умение обобщать, конкретизировать;
  3. Ввоспитывать чувство уверенности в себе.

Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2007. – 280 с.: ил., раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Присаживайтесь.

Чтобы начать урок, мне хотелось бы узнать, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке?

Предлагаю девизом нашего урока высказывание древнегреческого философа: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев” (эмблема).

И мне бы хотелось, чтобы было у вас желание учиться, узнавать новое, и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.

II. Мотивация, целеполагание.

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Где может в жизни нам встретиться площадь и единицы измерения площадей?

Запись в тетради: число и тема урока.

III. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Давайте посмотрим на доску: м2, дм2, м, га, км2, а, см2 здесь записаны единицы измерения. Исключите лишнее. Объясните своё решение.

2. Устный счёт

  • Площадь прямоугольника 50 см2, а площадь квадрата в 2 раза меньше. Чему равна площадь квадрата?
  • Чему равна сторона квадрата?
  • Площадь прямоугольника 6 см2. Какой может быть его длина и ширина?
  • Грядку длиной 12 м и шириной 1 м разделили на 3 равных прямоугольника. Чему равна площадь каждого?
  • Квадрат со стороной 3 см и прямоугольник длиной 9 см имеют равные площади. Чему равна ширина прямоугольника?

IV. Новый материал.

Задание с листка.

Задание выразить в гектарах.

Вопрос учителя: А вы знаете, чему равен гектар? Давайте обратимся к учебнику и найдём что такое гектар и чему он равен. (стр 114). Ребята зачитывают, учитель вывешивает на доску.

1 га = 10 000 м2.

1) 420 000 м2 = 42 га
2) 6 430 000 м2 = 643 га
3) 100 000 м2 = 10 га
4) 19 га = 19 га

1 км2 = 100 га

5) 8 км2 = 800 га
6) 45 км2 = 4500 га
7) 376 км2 = 37 600 га
8) 1 000 га = 10 га

V. Первичное закрепление.

№ 754

Длина прямоугольного поля равна 4 км 300 м, а его ширина на 1 км 600 м меньше. Найдите площадь поля и выразите её в гектарах.

S - ?

1) 4300 – 1600 = 2700 (м) – ширина прямоугольника

S = a * b

2) 4300 * 2700 = 11610000 (м2) = 1161 (га) – площадь прямоугольника.

Ответ: 1161 га площадь прямоугольника.

№ 759

Чтобы засеять горохом 1 га, нужно 320 кг семян. Сколько понадобится семян, чтобы засеять три поля, площади которых 871 га, 1248 га, 681 га?

1) 871 + 1248 + 681 = 2800 (га) – площади трёх полей.
2) 320 * 2800 = 896 000 (кг) – понадобится семян.

Ответ: 896 000 кг.

VI. Физкультминутка.

Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей,
И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперед наклоны –
Раз-два-три-четыре-пять.
Мельницу руками крутим
Чтобы плечики размять.

А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться,
Да прилежно, не лениться.

VII. Сообщение учащегося.

Вопрос учителя: А как вы думаете такие или другие единицы измерения площадей в старину использовались?

Сообщение учащегося:

В X-XI веках мерой полей служила единица югер. Югер означал участок земли, вспахиваемый за день плугом, в который впряжена пара волов. Такая же мера земли существовала и у славян.

В XI – XIII веках на Руси употребляется земельная мера плуг. Плуг равен 8 – 9 гектарам. Это была мера земли, с которой платили дань. За меру площади часто принимали количество ржи, необходимое для засева этой площади.

В XIII – XV веках основной единицей площади была кадь – площадь, для засева которой нужно было примерно 400 кг ржи. Половина этой площади, получившая название десятины, стала основной мерой площади в XVIII веке в России. Она равнялась примерно 1 гектару.

Другая единица для измерения площадей, равная половине десятины, называлась четверть (четь).

Ещё одной единицей земли была соха (это количество пахотной земли, которое был в состоянии обработать один пахарь). В Новгороде – обжа, которая имела различные размеры в зависимости от качества земли и социального положения владельца (служилые, духовенство, крестьяне и т.д.).

Вопросы учеников и сообщающего.

VIII. Контроль.

Тест.

1. Выбери единицу измерения площади:

А) м;
Б) га;
В) кг.

2. Пусть а, в – стороны прямоугольника. Площадь прямоугольника находится по формуле:

А) S = a . в ;
Б) Р = a . в;
В) S = a +. в .

3. Гектар – это площадь квадрата со стороной …

А) 10 м;
Б) 100 м;
В) 1000 м.

Ответы к тесту на обратной стороне доски.

1) Б;
2) А;
3) А.

IX. Итог.

Подвести итог, проговорить цели.

X. Рефлексия.

Вернёмся к девизу нашего урока. Есть у нашей птицы крылья, почему?

XI. Домашнее задание.

Д.З: записи в тетради, п.19, 780, 789 (1)