Дидактическая цель:
- Добиться осмысления и осознания блока учебной информации.
- Научить применять новый учебный материал.
- Проверить уровень усвоения.
- Систематизация знаний.
Цели урока:
- Дать представление о различных единицах измерения площадей, помочь учащимся запомнить переход от одной единицы измерения к другой, научиться применять их для решения задач;
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, самостоятельность для достижения цели, развивать умение обобщать, конкретизировать;
- Ввоспитывать чувство уверенности в себе.
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2007. – 280 с.: ил., раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Присаживайтесь.
Чтобы начать урок, мне хотелось бы узнать, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке?
Предлагаю девизом нашего урока высказывание древнегреческого философа: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев” (эмблема).
И мне бы хотелось, чтобы было у вас желание учиться, узнавать новое, и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.
II. Мотивация, целеполагание.
Какую тему изучали на прошлом уроке?
Где может в жизни нам встретиться площадь и единицы измерения площадей?
Запись в тетради: число и тема урока.
III. Актуализация опорных знаний и умений.
1. Давайте посмотрим на доску: м2, дм2, м, га, км2, а, см2 здесь записаны единицы измерения. Исключите лишнее. Объясните своё решение.
2. Устный счёт
- Площадь прямоугольника 50 см2, а площадь квадрата в 2 раза меньше. Чему равна площадь квадрата?
- Чему равна сторона квадрата?
- Площадь прямоугольника 6 см2. Какой может быть его длина и ширина?
- Грядку длиной 12 м и шириной 1 м разделили на 3 равных прямоугольника. Чему равна площадь каждого?
- Квадрат со стороной 3 см и прямоугольник длиной 9 см имеют равные площади. Чему равна ширина прямоугольника?
IV. Новый материал.
Задание с листка.
Задание выразить в гектарах.
Вопрос учителя: А вы знаете, чему равен гектар? Давайте обратимся к учебнику и найдём что такое гектар и чему он равен. (стр 114). Ребята зачитывают, учитель вывешивает на доску.
1 га = 10 000 м2.
1) 420 000 м2 = 42 га
2) 6 430 000 м2 = 643 га
3) 100 000 м2 = 10 га
4) 19 га = 19 га
1 км2 = 100 га
5) 8 км2 = 800 га
6) 45 км2 = 4500 га
7) 376 км2 = 37 600 га
8) 1 000 га = 10 га
V. Первичное закрепление.
№ 754
Длина прямоугольного поля равна 4 км 300 м, а его ширина на 1 км 600 м меньше. Найдите площадь поля и выразите её в гектарах.
S - ?
1) 4300 – 1600 = 2700 (м) – ширина прямоугольника
S = a * b
2) 4300 * 2700 = 11610000 (м2) = 1161 (га) – площадь прямоугольника.
Ответ: 1161 га площадь прямоугольника.
№ 759
Чтобы засеять горохом 1 га, нужно 320 кг семян. Сколько понадобится семян, чтобы засеять три поля, площади которых 871 га, 1248 га, 681 га?
1) 871 + 1248 + 681 = 2800 (га) – площади трёх полей.
2) 320 * 2800 = 896 000 (кг) – понадобится семян.
Ответ: 896 000 кг.
VI. Физкультминутка.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!Бег на месте. Веселей,
И быстрей, быстрей, быстрей!Делаем вперед наклоны –
Раз-два-три-четыре-пять.
Мельницу руками крутим
Чтобы плечики размять.А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.Руки к солнышку потянем
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться,
Да прилежно, не лениться.
VII. Сообщение учащегося.
Вопрос учителя: А как вы думаете такие или другие единицы измерения площадей в старину использовались?
Сообщение учащегося:
В X-XI веках мерой полей служила единица югер. Югер означал участок земли, вспахиваемый за день плугом, в который впряжена пара волов. Такая же мера земли существовала и у славян.
В XI – XIII веках на Руси употребляется земельная мера плуг. Плуг равен 8 – 9 гектарам. Это была мера земли, с которой платили дань. За меру площади часто принимали количество ржи, необходимое для засева этой площади.
В XIII – XV веках основной единицей площади была кадь – площадь, для засева которой нужно было примерно 400 кг ржи. Половина этой площади, получившая название десятины, стала основной мерой площади в XVIII веке в России. Она равнялась примерно 1 гектару.
Другая единица для измерения площадей, равная половине десятины, называлась четверть (четь).
Ещё одной единицей земли была соха (это количество пахотной земли, которое был в состоянии обработать один пахарь). В Новгороде – обжа, которая имела различные размеры в зависимости от качества земли и социального положения владельца (служилые, духовенство, крестьяне и т.д.).
Вопросы учеников и сообщающего.
VIII. Контроль.
Тест.
1. Выбери единицу измерения площади:
А) м;
Б) га;
В) кг.
2. Пусть а, в – стороны прямоугольника. Площадь прямоугольника находится по формуле:
А) S = a . в ;
Б) Р = a . в;
В) S = a +. в .
3. Гектар – это площадь квадрата со стороной …
А) 10 м;
Б) 100 м;
В) 1000 м.
Ответы к тесту на обратной стороне доски.
1) Б;
2) А;
3) А.
IX. Итог.
Подвести итог, проговорить цели.
X. Рефлексия.
Вернёмся к девизу нашего урока. Есть у нашей птицы крылья, почему?
XI. Домашнее задание.
Д.З: записи в тетради, п.19, 780, 789 (1)