Цель урока:
- Познакомить учащихся с фосфором и его соединениями;
- Повторить понятие “Аллотропия”;
- Рассмотреть аллотропные модификации фосфора;
- Закрепить понятия “хим элемент”, “простое вещество”.
- Развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование и реактивы:
- Красный фосфор, метилоранж, вода, сосуд для сжигания веществ, спички, ложка для сжигания веществ.
- На столах уч-ся растворы К3РО4, AgNO3, пробирки.
- Мультимедийное пособие “Химия, 9 класс” (Просвещение), диск № 1, урок24.
- Учебник: автор – Н.С.Новошинская, И.И.Новошинский.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: словесно-наглядные.
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Изучение нового материала:
2.1. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, угадав о каком веществе идет речь.
В 1669 году гамбургский алхимик Х.Браун занимался поисками философского камня, способного превратить неблагородные металлы в золото. При перегонке сухого остатка от выпаривания мочи было получено вещество, которое в темноте испускало голубоватый свет.
- Что же это за вещество?
Конечно же, речь идет о фосфоре. Так впервые был получен белый фосфор.
Итак, тема урока “Фосфор и его соединения”.
Немало легенд и “жутких” историй связано с фосфором. Вспомним хотя бы известный рассказ Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей”. Вот что увидел доктор Ватсон:
“Это была собака, огромная, черная как смоль. Ее
пасть светилась голубоватым пламенем, глубоко
сидящие дикие глаза метали искры, по загривку
вырывался мерцающий огонь.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв
руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в
темноте.
- Фосфор, – сказал я.
- Да, и какой-то особый препарат, подтвердил Холмс.
Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье.”
Так давайте поближе познакомимся с фосфором.
2.2. Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ.
2.3. Нахождение в природе.
Фосфор слишком активный элемент, чтобы существовать в природе в свободном виде. Важнейшие минералы – фосфориты и апатиты Фосфор входит в состав нервных и костных тканей. Особенно богаты им мозговые клетки. В сутки человеку необходимо примерно 2 г. фосфора.
2.4. Аллотропные модификации.
- Ребята , что называется аллотропией?
- С какими аллотропными модификациями мы же познакомились? (Элемент кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).
Элемент фосфор образует три аллотропных видоизменения: белый, красный и черный.
Работа в группах.
Задание: дайте характеристику (работа с учебником)
1 группа – белому фосфору (стр 136),
2 группа – красному фосфору (стр 137-138),
3 группа – черному фосфору (стр 138)
По следующему плану:
Характер особенности | Белый | Красный | Черный |
1. Тип кристаллич решетки | |||
2. Внешний вид | |||
3. Ядовит(или нет) | |||
4. В чем растворяется | |||
5. Летучесть | |||
6. t воспламенения. |
Обсуждение (диск, №24, стр 2).
2.5. Химические свойства фосфора.
2P +3Mg = Mg3P2
2P+3Cl2=2PCl3
Демонстрационный опыт: “Горение фосфора”.
4P+5O2=2P2O5
P2O5+3H2O =2H3PO4
(Обсуждение опыта).
Качественная реакция на фосфат-ион.
Лабораторный опыт (стр 141):
К3РО4+АgNO3=
Напишите уравнение в ионно-молекулярном виде.
2.6. Применение.
Фосфор используют для получения ядохимикатов, фосфорной кислоты, удобрений, моющих средств и для производства спичек.
(Диск, №24, стр 7).
Сообщение уч-ся “История создания спичек”:
Мы каждый день встречаемся с чудом. С тем самым чудом, которое титан Прометей принес людям , за что был наказан разгневанными богами. Чудо это хранится в скромной деревянной коробочке и называется спичками. В 1806 году французский химик К.Бертолле обнаружил, что полученная им соль энергично реагирует с H2 SO4 и в этот момент может воспламенится горючее вещество. Современник К.Бертолле Шансель нашел этому открытию неожиданное применение- он создал первую “макательную” спичку. Это была лучинка с головкой из бертолетовой соли, сахара, серы и клея. Если такую головку смочить серной кислотой, бертолетовая соль начинает разлагаться:
2KClO3 =2 KCl+3O2
Выделяющийся кислород воспламеняет серу, сахар и спичка загорается.
1848 год стал годом рождения современных спичек. Итак, я чиркнула спичкой. Что же при этом произошло?
Прежде всего, воспламеняется коробок. В состав коричневой намазки входит красный фосфор (под действием тепла происходит аллотропное превращение: красный – белый) и мелкоизмельченное стекло (для трения). Чтобы коробок не воспламенился используют флегматизаторы. Спичечная головка, как и много лет назад состоит из бертолетовой соли и серы.
III. Закрепление (обучающее тестирование).
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:
1) 2,8,3;
2) 2,5;
3) 2,8,5;
4) 2,8,8,5.
2. Высшая степень окисления фосфора равна:
1) +1;
2) +2;
3) +3;
4) +5.
3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:
1) R2O;
2) RO;
3) R2 O3;
4) R2O 5.
4. Формула летучего водородного соединения фосфора:
1) RH3;
2) RH4;
4) H2R;
5) HR.
5. Фосфорная кислота взаимодействует с :
1) Цинком;
2) Медью;
3) Гидроксидом калия;
4) Соляной кислотой;
5) Оксидом магния.
IV. Домашняя работа: п 35, стр 142 задание 4, домашний эксперимент (№24, стр 10).