В настоящее время особенно остро встала проблема формирования толерантного сознания, а учебники гуманитарных дисциплин в начальной школе содержат минимум информации по данной проблеме и минимум материала для работы, что, на мой взгляд, говорит об отсутствии системы в решении этого вопроса. Поэтому на уроках учитель должен использовать каждую возможность для воспитания в детях чувства уважения чужого образа жизни.
Так при изучении истории в 4 классе темы «Принятие Христианства на Руси» необходимо познакомить учащихся с содержание и сущностью трех (из четырех основных) религий мира: иудаизма, христианства и ислама, что позволяет более полно обосновать причину принятия Христианства в 988 году князем Владимиром «Красное Солнышко».
Знакомство с этими религиями можно начать с определения архитектурных особенностей храмов.
Детям демонстрируются изображения православного храма, мусульманской мечети, иудейской синагоги сначала по отдельности для выделения особенностей, отличий, а потом одновременно для определения сходства в архитектуре и, как следствия, в религии. Желательно привлечь самих детей к подготовке урока: принести изображения храмов, священные книги (Библию, Коран), поделиться своими впечатлениями от посещения своего храма.
Учащиеся начальной школы – это благодатная почва для интернационального воспитания, что в настоящее время очень важно, поэтому важно не упустить время, когда можно донести до детей мысль, что люди разных религий дополняют друг друга, обогащают свой внутренний и внешний мир.
Задача урока: дать детям знания о сходстве религий мира, о едином источнике их происхождения.
Цель урока: патриотическое воспитание, воспитание чувства толерантности в детях.
Оборудование:
- изображения православных храмов, мусульманской мечети, иудейской синагоги;
- набор открыток «Храм Христа Спасителя»;
- учебник Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Введение в историю» 4 класс М.: «Дрофа», 2002;
- тетрадь творческих заданий Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Введение в историю» 4 класс, М.: «Дрофа», 2005; атлас «История Отечества» 3-5 классы, М.: «Дрофа», 2000;
- Священные книги – Библия, Коран.
Ход урока
1. Постановка цели урока
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. Побываем в разных храмах. В каких храмах вы уже были? Свое путешествие мы начнем с православного храма.
2. Сообщение нового материала
Архитектурные особенности православных храмов.
Учитель демонстрирует изображение православного храма Христа Спасителя.
Что представляет собой русский храм?
Какую геометрическую фигуру напоминает? (Квадрат.)
Квадрат с точки зрения древних народов символ чего? (Символ земли.)
Что служит завершением храма? (Купола.)
Какую геометрическую фигуру напоминает купол? (Круг.)
Круг с точки зрения древних людей символ чего? (Неба.)
Какой вывод можем сделать? (Купол – тоже символ неба.)
Сколько куполов вы видите на храме Христа Спасителя? (5)
Число куполов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять глав – в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – число церковных таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, таинство священства, таинство брака, соборование.
Учитель демонстрирует изображения храмов с различным количеством куполов.
Очень редко встречаются храмы с 9-ю куполами в честь встречи души умершего человека с ангелами 9-ти чинов. Таким редким девятиглавым является Дмитровский Успенский кафедральный собор, сооруженный на средства дмитровского князя Юрия Ивановича, сына Ивана III в 1509-1533 годах, и московский храм Василия Блаженного (храм Покрова на рву), построенный при Иване IV в честь взятия Казани 14 октября 1552 года. Дети рассматривают изображения храмов, их купола.
Существуют 13-главые храмы в честь Иисуса Христа и 12 апостолов.
Изображение такого храма мы найдем на стр. 3 атласа «Истории Отечества».
Как называется этот храм? Софийский собор в Киеве.
Чем увенчаны купола? (Крестом.)
Знак креста еще в дохристианские времена во многих религиях был символом божественного и символом вечной жизни, а с принятием христианства Крест Господень включает в себя эти значения и является для христиан знаком искупительной жертвы Иисуса Христа.
Работа с тетрадью. В рабочей тетради на стр. 11 найдите православный храм.
Как вы определили, что это именно православный храм? Напоминает квадрат, имеет купол, увенчанный крестом.
Как выглядит православный храм внутри?
На доске или стенде вывешиваются открытки с внутренним убранством храма Христа Спасителя.
Главная часть православного храма – алтарь.
Алтарь – важнейшая часть православного храма. Слово «алтарь» латинское. Алтарь существовал еще в дохристианские времена. В раннем христианстве алтарем называли стол, на котором готовилось причастие. Входить в алтарь могут только священнослужители или мужчины при совершении обряда крещения. От остальной части храма алтарь отделяется стеной с иконами – иконостасом, что позволяет священнослужителям не отвлекаться во время священнодействия.
На иконостасе 5 рядов с иконами. В центре находятся Царские Врата. От входа через всю церковь к царским вратам полегает царский путь, который отмечен на полу другим цветом или ковровой дорожкой.
Демонстрация модели иконостаса с Царскими Вратами.
Работа с учебником.
Стр. 25. Верхний рисунок. Что изображено? Царские Врата.
Докажите, свои слова подтвердите строчками из текста.
Нижний рисунок. Что изображено? Православный храм и колокольня.
Зачем рядом с православным храмом строиться колокольня? Христиане созываются к богослужению колокольным звоном.
Как выглядит исламская мечеть?
Работа с тетрадью. В рабочей тетради на стр. 11 найдите мусульманскую мечеть.
Учитель демонстрирует изображение мечети.
Как вы определили, что это мечеть? В мечетях есть полумесяц.
В основе строительства исламских культовых сооружений лежит прямоугольный двор (сходство с квадратной формой православного храма – символом земли)
Что служит завершением мечети? Купол. (Сходство с православным храмом: купол – символ неба.) Чем увенчан купол? Полумесяцем. (У христиан – крестом)
Слово «ислам» означает «предание себя Богу». По-арабски это звучит «муслим», отсюда произошло русское слово «мусульманин».
Какие архитектурные сходства мы видим в православном храме, мусульманской мечети?
Четырехугольная форма, купол с символом религии крестом или полумесяцем.
В отличие от христианских храмов, в мечетях нет изображений живых существ (животных и человека). Это имеет глубокий религиозный смысл: не отвлекаться от молитвы направленной к Аллаху.
Мечеть украшается геометрическими и растительными орнаментами, надписями арабским шрифтом.
Рядом с мечетью строиться минарет. Мусульмане призывают к молитве пением с верхушки минарета. (У христиан – колокольным звоном)
Религиозные сходства в христианстве и мусульманстве.
Есть ли бог у христиан? Да. У мусульман? Да. Как зовут мусульманского бога? Аллах.
Есть ли священная книга у христиан? Да, Библия (греч. – собрание книг). Священная книга мусульман – Коран (араб. – читать наизусть, декламировать).
Показ и рассматривание священных книг – Библии и Корана.
Аравийские и библейские священные книги имеют общие корни. (Адам, Ева, Авраам – Ибрагим, Моисей – Мусса.)
Есть ангелы у христиан? Да. У мусульман? Да. (Архангел Гавриил, в исламе – Джебраил).
Отличия в христианстве и мусульманстве, иудаизме.
Христианство признает троичность божества: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух. Ислам признает единобожие и считает Иисуса предпоследним пророком. Иудеи считают Иисуса Христа последним пророком.
Иудаизм.
Работа с тетрадью. В рабочей тетради на стр. 11 найдите иудейскую синагогу. Какие архитектурные особенности мы можем выделить в иудейской синагоге?
В основе храма – четырехугольник, как и у православного храма и мечети. Синагога также увенчана куполом.
Учитель демонстрирует изображение синагоги.
В синагоге нет изображения живых существ, только растительный орнамент и надписи (также как и в мечетях)
Иудаизм – самая древняя из этих трех религий. Священная книга иудеев – Библия.
Иудаизм первым провозгласил единобожие. Иудаизм является источником, из которого вышло христианство (самая распространенная религия). На основе идей иудаизма и христианства появился ислам (вторая по числу приверженцев мировая религия). Вот почему так много общего в этих религиях, а значит, всегда можно найти общий язык при решении любых спорных вопросов.
3. Обобщение
На доске (стенде) вывешены изображения храмов для сравнительного анализа.
Какие архитектурные сходства мы видим в православном храме, мусульманской мечети, иудейской синагоге?
В основании храма – четырехугольник. Купол – символ неба. Крест, полумесяц, звезда – религиозные символы.
Отсутствие изображения живых существ в мечети и синагоге, чтобы не отвлекаться от молитвы, а в христианском храме есть иконостас, который отгораживает алтарь от остальной части церкви, чтобы во время священнодействия ничто не отвлекало священнослужителей.
Аравийские и библейские сказания имеют общие корни. (Адам, Ева, Авраам – Ибрагим, Моисей – Мусса.)
Главная священная книга: Коран – у мусульман, Библия – у христиан и иудеев.
4. Подведение итогов
Что нового вы сегодня узнали?
Какие выводы можем сделать?
Люди разных религий дополняют друг друга, обогащают свой внутренний и внешний мир.
Иудаизм, христианство и ислам – близкие друг другу религии, т.к. имеют много общего.
5. Домашнее задание
Учебник, стр. 24-28, рабочая тетрадь, стр. 11.
Использованная литература
1. Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Введение в историю» 4 класс М.: «Дрофа», 2002;
2. О.А. Андреев. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
3. Т.Д. Шолохова, Г.Н. Подшибякин. Святыни земли Дмитровской. Фотоальбом. Москва: ООО «Издательская группа «Жизнь», 2005.