Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса истории? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеурочная внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать историю и после звонка. Неделя истории – это одна из форм внеурочной работы, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории вообще и внеурочной работы по предмету в частности.
Внеурочная работа по истории определяется как деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.
Цели Недели Истории:
- углубление знаний по отдельным курсам предмета «История»;
- развитие умения реализовывать полученные знания в практической деятельности;
- развитие у учащихся самоорганизации, творческого подхода, коммуникабельности
- профессиональная ориентация на исторические профессии
Задачи Недели Истории:
- формирование гражданской позиции, социализация учащихся;
- стимулирование интереса у учащихся к поисковой индивидуальной и коллективной деятельности;
- развитие взаимодействия между учащимися и их родителями;
- развитие взаимодействия между учащимися разных классов школы;
- развитие творческих начал учащихся.
План НЕДЕЛИ ИСТОРИИ
Дата |
Мероприятие |
Ответственные лица |
26.01 |
Старт Недели истории. Оформление исторической газеты «Грани исторического прошлого». Старт интеллектуального исторического марафона «Занимательная история» Подведение итогов ежегодной исследовательско-поисковой викторины среди 9-классников «О доблести, о подвигах, о славе туляков и защитников Тульского края в годы Великой Отечественной войны» |
9 класс 5-11 классы, учителя и родители 9 класс |
27.01 |
День воинской славы России Урок Мужества «Непокоренный Ленинград» (к 65-летию полного снятия блокады с Ленинграда) |
9 и 11 классы |
28.01 |
Урок Мужества «Наши славные земляки – кавалеры ордена славы трёх степеней» |
сотрудники районной библиотеки, 5б, 6б, 9 классы, ветераны ВОв |
29.01 |
Работает видеозал . Просмотр документального фильма «Остановлен под Тулой». Музыкально-литературный вечер «Свет родных берез» |
8а и 8б классы; школьный библиотекарь, учитель музыки, 6-7-е, 9, 10 кл |
30.01 |
Театр исторических миниатюр «Театр – школа для взрослых» |
5б и 7б классы |
31.01 |
Подведение итогов недели. Работа жюри над обработкой материалов интеллектуального марафона «Занимательная история». Оформление наградных листов победителям. |
Жюри из учеников 10 класса |
Школьный вечер «Свет родных берез»
Примерно за 2 недели до вечера ребята под руководством учителей готовят русские народные костюмы, декорации для сцены: березки, плетень, картины, изображающие русскую деревню, подбирают иллюстрации, слайды, кинофильмы, пластинки.
Затем создаются 3 группы учеников-организаторов, которые производят отбор материала по темам:
1) Береза- символ России. Выставка «Берёзовые сувениры».
2) Изображение березы в живописи.
3) Береза- свидетель войны.
Библиотекарь школы организует соответствующую выставку книг, руководитель хора разучивает с ребятами народные песни. В школе объявляется конкурс на лучший плакат о русской березе.
Каждый класс получает индивидуальное задание: одни украшают зал, другие сцену, третьи, одетые в русские народные костюмы, готовятся встречать гостей, вручать им сувениры.
Соответствующий эмоциональный настрой создадут звучащие в зале народные мелодии.
Все тексты желательно произносить в сопровождении слайдов, иллюстраций - это усиливает эмоциональное восприятие.
Ребята украшают школьный зал ветками березки, плакатами, нарисованными учениками разных классов.
Ведущий.
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез.
Береза — любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.
(Через медиа-проектор ребятам показывают картины русской природы — поля, перелески, березовые рощи.) Звучит песня композитора Е. А. Баснера «Березовый сок».
Ученик.
Как часто пьянея
От светлого дня,
Я шел наугад
По весенним протокам.
И Родина щедро поила меня
Березовым соком, березовым соком.
Ученица. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах! Стихотворение «Береза» С. К. Есенина с детства хорошо знакомо всем:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ведущий. Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В. М. Гаршин, глядя на картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки — все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.
Ученик.
Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
Ученица.
Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березой качается,
В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли, печалясь,
С Россией своей прощаясь.
Россия моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой,
Отчизна моя, Россия!
Ведущий. Перед картиной «Березовая роща» А. И. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Редины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки, напоенные ее соками.
Ученица.
Русь моя! Люблю твои березы!
С первых лет я с ними рос и жил,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Ученик. Перед нами картина И. И. Левитана «Березовая роща». Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки:
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорые березки — символ
Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.
Ученица. Какой русский человек не любит красавицу-березу?
Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А. А. Фета: «И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной».
Демонстрируется видеофрагмент выступления Государственного ансамбля «Берёзка»
(Далее на сцену выходят школьники, одетые в военную форму.)
Ученик. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.
Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.
Хор исполняет песню «Русские березы»:
Я трогаю русые косы,
Ловлю твой задумчивый взгляд.
О чем-то весь вечер березы,
О чем-то чуть слышно шумят.
Березы, березы,
Родные березы не спят.
Быть может, они вспоминают
Суровые годы войны.
Быть может, они поминают
Солдат, что на поле легли.
Березы, березы,
Родные березы не спят.
Ученица:
За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез...
Ученик.
Затихли военные грозы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны березы
Как память о прошлом хранят.
Их ливни целуют косые,
Ласкают их ветры, трубя:
Никто, никогда их, Россия,
Не в силах отнять у тебя.
Летела б во мраке планета,
И трудно бы людям жилось
Без этого доброго света
Исконных российских берез.
Ведущий. Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли советские солдаты, выстояли и победили.
Хор исполняет песню «Растет в Волгограде березка» (муз. М. Агашиной).
Ученик.
Для меня березка — часть России.
Есть она и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежникам весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
40 с лишним месяцев войны!
...Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, сутра —
Вот она, заветная березка,
Теплый образ света и добра!
Ученица. Наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены.
В Трептов-парке белые березы,
Словно вдовы русские, стоят
И роняют слезы, а не росы
На могилы братские солдат.
Березы! Вы печаль России...
Вдовья неизбывная тоска
Сквозь ненастья, горем залитые,
Привела вас сюда издалека.
Привела, поставила навеки
У ступеней скорбной тишины.
С той поры вы, не смежая веки,
Навеваете солдатам сны.
О березы! Белые березы!
Часть России, часть моей души!
Солнце не иссушит ваши слезы,
Ветерок в листве не прошуршит...
Тяжелы шлифованные плиты
И суровы, как возмездья сталь,
Сын России с красного гранита
Через вас глядит в родную даль.
Видит он Россию до Вилюйска,
Слышит он свою родную речь...
Тишина.
И слышно, как до хруста,
Он сжимает обнаженный меч.
(На экране ребята видят памятник воину-освободителю с девочкой на руках, поставленный в Берлине в Трептов-парке, и другие памятники советским воинам.)
Ученик. О советских воинах-освободителях с благодарностью вспоминают люди разных национальностей. Послушайте стихотворение венгерского поэта Йожефа Фодора «Красные надгробья»:
Береза ласкает надгробные плиты.
В дыхании ветерка
Спите, герои.
Спокойно спите.
И пусть над вами лавину событий
Бесшумно проносят века.
Оттуда, где плещет Волга,
Оттуда, где катится Дон,
Ушли эти воины.
Спать им долго —
Укрой их, береза, своим пологом,
Да будет тихим их сон.
Сергея, Ивана, Петра, Николая,
Над ними листвой шевеля,
В себя приняла земля родная,
Стань матерью им родной.
Остановись возле этой березы,
На плиты эти взгляни —
И вспомни о тех,
Кто развеял угрозы,
И в землю эту пролей свои слезы,
Как пролили кровь они.
Спите, герои.
Время — память о вас.
Несколько учеников читают (по одному четверостишию) стихотворение:
Под сенью вековых берез
Покоится моя Россия.
Не та, что поднялась до звезд,
А та, что в половодье рос
Купала ноженьки босые.
Что шла поляною лесной
Своей размашистой косою,
Что индевела всей спиной,
Обильно выступившей солью.
Носила на своих руках,
Мозолей кандалы носила —
Да славится во всех веках
Моя сермяжная Россия.
А жизнь жива,
И возле пней священных
Березок племя буйно зацвело.
От их неразделимого свеченья
На всей земле становится светло.
Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут навес над тишью рек.
О, Русь моя! Березовая роща,
Которую не вырубить вовек...
Ведущий. Россия! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама!
Как сказал наш известный писатель, «счастье в том, чтобы честно жить, горячо любить и беречь эту огромную землю, которая зовется Родиной».
Ученица. Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость... Березка — воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку-рябу... Кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжелую работу.
А молодые тоненькие, прямые березки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.
Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!
Ученик.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы —
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струей.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок
Березы кровь прозрачная, как слезы.
И вот она, от муки холодея,
Увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.
Ведущий. Где бы ни росла береза — всюду она приносит людям радость и свет. Береза — символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Опять о них, кудрявых и белесых...
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
«Россия» — шепчут мне березки,
«Россия» — шепчут камыши,
«Россия» — ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь!»
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!
Звучит мелодия народной русской песни. (На экране - крупным планом — березы.)