Интегрированное занятие в подготовительной группе "Спасем планету"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закреплять знания о числовом ряде, о геометрических фигурах; упражнять в ориентировке на листе бумаги, измерении с помощью условной мерки; закреплять умение делать звуковой анализ слова; закреплять понятие слог, умение выделять ударный слог в слове. Развивать логическое мышление, внимание.

Материалы и оборудование:

  • Конструкция из столов и стульев – “космолет”;
  • Карточки с цифрами, закрепленные на спинке стульев – номера мест в “космолете”;
  • Карточки с примерами – билеты;
  • Карточки с геометрическими фигурами;
  • Карточки с фигурами из счетных палочек;
  • Фланелеграф и “камни” с цифрами от 1 до 10 (к фланелеграфу).

Раздаточный материал:

  • Карточки со знаками “+” и “-”;
  • Листы бумаги в клетку с начерченными зеленым и красным отрезками разной длины;
  • Условные мерки;
  • Ручки, счетные палочки;
  • Кружочки синего, зеленого, красного цветов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня из космоса на Землю с Красной планеты поступил сигнал SOS. Эта планета остывает и если ей не помочь, то там наступит вечная мерзлота. Вы хотите помочь спасти планету от гибели? А на чем мы могли бы отправиться в Космос? (ответы детей). Хорошо, мы полетим на “космолете”. Давайте попробуем угадать номер нашего “космолета”. Первая цифра в номере означает число, стоящее перед числом 2, вторая цифра означает число, стоящее между числами 5 и 7. Итак, номер нашего “космолета” - 16. Руководить нашим полетом будет ЦУП – центр управления полетами. А прежде чем отправиться в полет, все космонавты проходят испытания. Одно из них – умение ориентироваться по карте (воспитатель показывает карточку с геометрическими фигурами – см. приложение 1).

Вопросы к детям типа:

  1. Какая фигура расположена в центре?
  2. Какая фигура расположена в верхнем правом (нижнем левом и т.д.) углу?
  3. Какая фигура расположена между треугольником и трапецией?
  4. Какая фигура расположена над (под) ромбом и т.п.?

Воспитатель: Испытание вы прошли успешно, а теперь занимайте места в “космолете” согласно билетов (дети берут карточки с примерами). Чтоб найти свое место, надо решить пример, полученный ответ подскажет нужный номер места (дети решают примеры, садятся). На своих местах вы создадите свой пульт управления. На пульте будет зашифровано слово “Земля”. Возьмите кнопки – кружки и сделайте звуковой анализ слова “земля”.

Вопросы к детям:

  1. Сколько слогов в слове “земля”?
  2. Сколько гласных звуков?
  3. Сколько согласных звуков?
  4. Сколько согласных мягких (твердых) звуков?

Воспитатель: Проверьте свои скафандры, пристегните ремни. Начинаем обратный отсчет времени (дети считают от 10 до 1 по очереди, хором, с хлопками). Нажмите на своем пульте красную кнопку “Старт”. Молодцы, взлет осуществлен. Во время полета мы будем ориентироваться по карте, наш путь следования обозначен зеленой линией (воспитатель передвигает на магнитной доске – карте фигуру ракеты по ходу всего путешествия). А пока давайте поиграем в игру “Космос – Земля”. Придумайте слово по теме “Космос” и разделите его на слоги (планета, космонавт, Юпитер, звезда и др.). А сейчас придумайте слова по теме “Земля” и выделите ударный звук в слове (деревья, земля, река, животные, птицы и др.).

Воспитатель: Ребята, ЦУП сообщает, что мы должны высадиться на Зеленой планете и взять пробы грунта для исследования ученых. Нажмите синюю кнопку “Стоп”. Прошу всех выйти (дети подходят к столу, на котором разложены воздушный шар, газета, яблоко, в целлофановом пакете горох и т.п.). На Землю мы можем взять только те предметы, которые могут уместиться в этих мини-лабораториях (воспитатель показывает шкатулки). Идет экспериментальная деятельность детей. Если дети затрудняются, то педагог подсказывает, что объем предмета следует изменить, например, сдуть воздушный шар, разрезать яблоко, сложить газету, пересыпать горох и т.д.

Воспитатель: Молодцы, пробы грунта мы взяли. Нам надо торопиться, проходите в “космолет”. Продолжаем наш путь (воспитатель передвигает по магнитной доске фигурку ракеты по зеленой линии). С ЦУПа поступило новое сообщение. Они просят сфотографировать вид из иллюминатора, а для этого мы совершим путешествие по клеточкам (дети выполняют графический диктант – см. приложение 2).

Воспитатель: Какие красивые звезды удалось вам сфотографировать. Чтоб нескучно было в полете, давайте поиграем в игру “Сосчитай и построй”.

Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены фигуры (см. приложение 3). Дети считают, сколько им потребуется счетных палочек, чтобы составить такую же фигуру. Затем карточка убирается, дети по памяти воспроизводят фигуру из палочек на столах.

Воспитатель: ЦУП предлагает выполнить вам следующие задания:

  1. Я вам прочитаю задачу, а вы придумайте к ней вопрос (воспитатель читает задачи, а дети придумывают к ним вопрос);
  2. А сейчас я прочту задачу, а вы покажите знак, который соответствует решению задачи (дети показывают карточки со знаками “+” или “-”).

Воспитатель: Дети, мы подлетаем к Красной планете. Нажмите кнопку “Стоп”. Прошу всех выйти. Посмотрите, как здесь много снега, льда, как холодно. Планета завалена космическим мусором (дети подходят к фланелеграфу, на котором размещены силуэты камней – космический мусор, с цифрами от 1 до 10). Давайте разберем мусор.

Задания детям:

  • Уберите камень с цифрой, обозначающей число большее 5 на 1;
  • Уберите камень с цифрой, обозначающей число, стоящее после 3;
  • Уберите камень с цифрой, обозначающей число, стоящее между 7 и 9 и т.п.

(Дети убирают силуэты камней с фланелеграфа).

Воспитатель: Космический мусор мы разобрали. Давайте немного отдохнем (дети садятся на пол в круг). Давайте поиграем в игру “Расскажи про весну” (может быть любая другая игра).

Воспитатель кладет на пол желтый круг (из картона), по краю закреплены желтые ленты. Дети называют по предложению, вытягивая за кончик ленту (лучик).

Ответы детей:

  • Солнце светит ярче, появляются проталинки;
  • Свисают сосульки, капает с крыш;
  • Возвращаются птицы с юга, ремонтируют старые и строят новые гнезда;
  • Животные линяют и т.д.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце). А вы его умные, добрые лучики. От вас всем радостно, тепло. Ребята, вокруг нас начал таять снег, лед. Планета оттаивает, оживает. Мы спасли Планету! Вы молодцы! Нам пора возвращаться на Землю. Занимайте свои места в “космолете”. посмотрите, какой длинный путь мы проделали (воспитатель обращает внимание на магнитную доску – карту, на которой изображен путь следования). Я предлагаю выбрать более короткий путь. Возьмите условные мерки и измерьте на своих листах красный и зеленый отрезки. Запишите на отрезках результаты измерения.

Вопросы к детям:

  • Сколько мерок красный отрезок?
  • Сколько мерок зеленый отрезок?
  • Какой отрезок короче (длиннее)?

Воспитатель: Обратно возвращаемся коротким путем. Посмотрите на карту, обратный путь обозначен красной линией. Чтоб не скучать, поиграем в игру “Что лишнее” (воспитатель показывает карточки с геометрическими фигурами, одна из которых лишняя – см. приложение 4). Какая фигура лишняя? Почему?

Воспитатель: Мы подлетаем к Земле. Нажмите кнопку “Стоп”. Вот мы и дома. Прошу всех выйти. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга – пожмите руки. Мы сегодня с вами спасли, отогрели Красную планету. Вы молодцы!

  • Что вам понравилось на занятии?
  • Какие задания вам показались трудными? Какие задания вам показались интересными? (Проводится анализ занятия).