Цель урока: Создать условия для приобретения учащимися знаний о газовых законах, развития их познавательного интереса к физике и формирования общеучебных умений.
Задачи урока:
Общеобразовательные: углубить и дополнить знания учащихся о макроскопических параметрах, их взаимосвязи, дать понятие изопроцессов, рассмотрев их на основе МКТ, исследовать зависимость между параметрами.
Воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, воспитывать товарищество и взаимопомощь.
Развивающие: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков - производить наблюдения и эксперимент, делать выводы и обобщения, сравнивать и выделять главное.
Тип урока: Самостоятельное научное исследование “Эврика!” Я открываю газовые законы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | Приветствие, указание на предстоящий объем работы. | Готовятся к работе. |
Актуализация знаний | Предлагает ответить на вопросы:
|
Отвечают на поставленные вопросы. |
Изучение нового материала | В кратком вступлении сообщает:
Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называют изопроцессами. (греч. “изос” – равный) Эти законы справедливы для любых газов, а также для их смесей, например для воздуха. Презентация Предлагает всем стать исследователями и попытаться самим получить эти законы, используя современные по исполнению приборы. |
Оформляют записи в тетради. Слушают объяснение. |
Предлагает по желанию разбиться на три группы (в каждой группе выбрать исследователя, регистратора, информатора и теоретика). | Выбирают задания и работают по своему
профилю. § 71, инструкции. |
|
Фронтальный эксперимент | Раздает карты-инструкции “Обязанности
сотрудников исследовательской группы”. Информатор: вы ответственны за поступление информации. Ваши задачи:
Исследователь: вы выполняете эксперимент, наблюдение. Ваши задачи:
Регистратор: вы ответственны за сбор данных в ходе исследования и оформления отчета. Ваши задачи:
Теоретик: вы ответственны за вычисление и теоретическое истолкование полученных результатов. Ваши задачи:
|
Самостоятельно выполняют исследования.
Результаты заносят в тетрадь. Каждая группа готовит свой отчет. |
Просит доложить о результатах исследования. | Делают отчеты, сопровождают их средствами наглядности. | |
Демонстрационный эксперимент | Проводит эксперимент, используя оборудование “L – Микролаборатория” | Наблюдают и сравнивают результаты. |
Проводит обобщение.
Изотермическим процессом можно считать приближенно процесс медленного сжатия воздуха или расширения газа под поршнем насоса при откачке его из сосуда. Изобарным можно считать расширения газа при нагревании его в цилиндре с подвижным поршнем. Постоянство давления в цилиндре обеспечивается атмосферным давлением на внешнюю поверхность поршня. Увеличение давления газа в любой емкости или в электрической лампочке при нагревании является изохорным процессом. Изохорный процесс используется в газовых термометрах постоянного объема. |
Делают выводы. Просматривают слайды презентации. | |
Закрепление материала. | Предлагает выполнить тестовые задания.
|
Выполняют задания. |
Рефлексия (подведение итогов) | Что было изучено сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? Что интересного запомнилось вам на уроке? Что оказалось для вас полезным? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке, активность? На какие вопросы вы не получили ответа? Презентация |
Отвечают на поставленные вопросы. |
Домашнее задание | Дает работу на дом:
|
Записывают домашнее задание в дневник. |