Лексика. Понятие о паронимах. Подготовка к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательные: углубить знания учащихся о синонимах и паронимах; подготовить к выполнению тестовых заданий ЕГЭ, связанных с темой урока.
Развивающие: совершенствовать навыки работы на образовательных сайтах в Интернете.
Воспитывающие: способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.

Оборудование: Презентация к уроку, материалы для работы на компьютере, компьютеры с выходом в Интернет, проектор.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ІІ. ПОВТОРЕНИЕ.

Вступительное слово учителя о целях урока, актуализация прежних знаний учащихся по теме “Лексика".

Вопросы:

  1. Что такое лексическое и грамматическое значение слова?
  2. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение?
  3. Какие вы знаете выразительные средства, основанные на переносном значении слов?

Задание: объедините слова в группы по каким – либо признакам: адресант, омонимы, длинный, синонимы, антонимы, длительный, адресат.

Объяснение:

Омонимы, синонимы, антонимы –
Адресант – адресат –
Длинный – длительный –

Что связывает данные слова и чем они отличаются?

ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

1. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Парная мозговая атака.

Учитель: Определитесь, что вы знаете по теме урока.

Учащиеся по парам составляют список того, что знают по теме “Паронимы”.

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Заполнение таблицы.

ТАБЛИЦА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ УРОКА

ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ (А) ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
       

Учитель: Заполните таблицу с колонками: ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ (А). В колонку “Знаю” вносятся сведения, известные по этой теме.

В колонку “Хочу узнать” вносятся спорные идеи и вопросы.

Работа с текстом по теме “Понятие о паронимах”.

Раздаётся каждому распечатанный текст:

Понятие о паронимах.

Паронимы – слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.

Паронимами являются слова одного корня, родственные слова: человечный – человеческий.

Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи: представить – предоставить(гл.)

Чтобы не сделать ошибки при употреблении паронимов в речи, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие слов, с какими словами употребляются, знать их управление:

  1. Представить справку, отчёт, проект – предоставить слово, кредит;
  2. Оплатить проезд – заплатить за проезд;
  3. Одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка;
  4. Эффективный метод – эффектный вид.

В некоторых значениях слова – паронимы могут иногда выступать в качестве синонимов. Мы можем проводить опыты и производить опыты. Выделенные слова близки по звучанию. Они сближаются в одном значении “делать, совершать, осуществлять”. В сочетании же с другими словами они чётко разграничиваются: проводить репетицию (репетировать) – производить раскопки (раскапывать).

Заполняют колонку “Узнал (а)” – находят ответы на поставленные вопросы.

3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ. Дальнейшее целеполагание.

  • Изучение статьи “Паронимия. Паронимы в русском языке”. Работа на сайте: http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.23:
  • Изучение статьи, знакомство со словарями паронимов http://www.gramota.ru/slovari/types/17_19
  • Проверка знаний методом тестирования http://www.gramma.ru/RUS/?id=12.0

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Тестирование.

  1. Тест – паронимы в заданиях на ЕГЭ. Упражнения записаны на слайдах и проецируются на доску. Приложение №1.
  2. Тест по теме “Паронимы” с сайта https://rus.1sept.ru Приложение №2.

Фронтальные ответы, индивидуальное решение тестов с самопроверкой.

Используют дополнительный материал “Слова – паронимы” (Приложение №3) либо Словарь паронимов русского языка О.В. Вишнякова на страничке в Интернете http://speakrus.ru/dict/paronym.pdf.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Выставление оценок. В форме фронтальной беседы:

- Каковы наши достижения в решении учебной задачи урока?
- Были ли трудности в процессе работы? – и другие.
- Составление синквейна по теме “Паронимы”, используя материал сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ выбирают по желанию.

  1. Учебник Власенкова и Рыбченковой стр.33-34 Упражнение №58,59,60.
  2. Тесты ЕГЭ 2008-2009.
  3. Дополнительные задания в распечатанном виде (Приложение №4).

Пример синквейна, составленного учащимися 10 класса на уроке:

Паронимы.

Разные по смыслу, но сходные по звучанию.
Обогащают русский язык, выступают в качестве синонимов, могут быть однокоренными.
Не ошибайтесь при употреблении паронимов в речи!
Para – возле, onyma – имя.

ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. http://www.gramota.ru/, https://rus.1sept.ru, http://ru.wikipedia.org/wiki/, http://speakrus.ru/dict/paronym.pdf.
  2. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск, Взгляд, 2005, - 283 с.
  3. Каримова Н. З. Упражнения с паронимами. — “Русский язык в школе”, № 5, 1979
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. —  М.,1982
  5. С.В. Столбунова “Как построить нетрадиционный урок русского языка” Москва, Педагогический университет “Первое сентября” 2006.