Цели урока:
Образовательные: углубить знания
учащихся о синонимах и паронимах; подготовить к
выполнению тестовых заданий ЕГЭ, связанных с
темой урока.
Развивающие: совершенствовать навыки
работы на образовательных сайтах в Интернете.
Воспитывающие: способствовать развитию
культуры речи, культуры умственного труда.
Оборудование: Презентация к уроку, материалы для работы на компьютере, компьютеры с выходом в Интернет, проектор.
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ІІ. ПОВТОРЕНИЕ.
Вступительное слово учителя о целях урока, актуализация прежних знаний учащихся по теме “Лексика".
Вопросы:
- Что такое лексическое и грамматическое значение слова?
- Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение?
- Какие вы знаете выразительные средства, основанные на переносном значении слов?
Задание: объедините слова в группы по каким – либо признакам: адресант, омонимы, длинный, синонимы, антонимы, длительный, адресат.
Объяснение:
Омонимы, синонимы, антонимы –
Адресант – адресат –
Длинный – длительный –
Что связывает данные слова и чем они отличаются?
ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
1. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Парная мозговая атака.
Учитель: Определитесь, что вы знаете по теме урока.
Учащиеся по парам составляют список того, что знают по теме “Паронимы”.
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Заполнение таблицы.
ТАБЛИЦА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ УРОКА
ЗНАЮ | ХОЧУ ЗНАТЬ | УЗНАЛ (А) | ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ |
Учитель: Заполните таблицу с колонками: ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ (А). В колонку “Знаю” вносятся сведения, известные по этой теме.
В колонку “Хочу узнать” вносятся спорные идеи и вопросы.
Работа с текстом по теме “Понятие о паронимах”.
Раздаётся каждому распечатанный текст:
Понятие о паронимах.
Паронимы – слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Паронимами являются слова одного корня, родственные слова: человечный – человеческий.
Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи: представить – предоставить(гл.)
Чтобы не сделать ошибки при употреблении паронимов в речи, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие слов, с какими словами употребляются, знать их управление:
- Представить справку, отчёт, проект – предоставить слово, кредит;
- Оплатить проезд – заплатить за проезд;
- Одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка;
- Эффективный метод – эффектный вид.
В некоторых значениях слова – паронимы могут иногда выступать в качестве синонимов. Мы можем проводить опыты и производить опыты. Выделенные слова близки по звучанию. Они сближаются в одном значении “делать, совершать, осуществлять”. В сочетании же с другими словами они чётко разграничиваются: проводить репетицию (репетировать) – производить раскопки (раскапывать).
Заполняют колонку “Узнал (а)” – находят ответы на поставленные вопросы.
3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ. Дальнейшее целеполагание.
- Изучение статьи “Паронимия. Паронимы в русском языке”. Работа на сайте: http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.23:
- Изучение статьи, знакомство со словарями паронимов http://www.gramota.ru/slovari/types/17_19
- Проверка знаний методом тестирования http://www.gramma.ru/RUS/?id=12.0
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Тестирование.
- Тест – паронимы в заданиях на ЕГЭ. Упражнения записаны на слайдах и проецируются на доску. Приложение №1.
- Тест по теме “Паронимы” с сайта https://rus.1sept.ru Приложение №2.
Фронтальные ответы, индивидуальное решение тестов с самопроверкой.
Используют дополнительный материал “Слова – паронимы” (Приложение №3) либо Словарь паронимов русского языка О.В. Вишнякова на страничке в Интернете http://speakrus.ru/dict/paronym.pdf.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Выставление оценок. В форме фронтальной беседы:
- Каковы наши достижения в решении учебной
задачи урока?
- Были ли трудности в процессе работы? – и другие.
- Составление синквейна по теме “Паронимы”,
используя материал сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ выбирают по желанию.
- Учебник Власенкова и Рыбченковой стр.33-34 Упражнение №58,59,60.
- Тесты ЕГЭ 2008-2009.
- Дополнительные задания в распечатанном виде (Приложение №4).
Пример синквейна, составленного учащимися 10 класса на уроке:
Паронимы.
Разные по смыслу, но сходные по звучанию.
Обогащают русский язык, выступают в качестве
синонимов, могут быть однокоренными.
Не ошибайтесь при употреблении паронимов в речи!
Para – возле, onyma – имя.
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- http://www.gramota.ru/, https://rus.1sept.ru, http://ru.wikipedia.org/wiki/, http://speakrus.ru/dict/paronym.pdf.
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск, Взгляд, 2005, - 283 с.
- Каримова Н. З. Упражнения с паронимами. — “Русский язык в школе”, № 5, 1979
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.,1982
- С.В. Столбунова “Как построить нетрадиционный урок русского языка” Москва, Педагогический университет “Первое сентября” 2006.