Открытый урок-проект по окружающему миру в 1-м классе по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания о семье и ее составе, о роле каждого ее члена, о семейных традициях.
  • Создать ситуацию вызова: мобилизация учащимися ранее усвоенных знаний – поддержка интереса к новой информации – мотивация активности.
  • Создать условия рефлексии учащихся: целостное осмысление – обобщение – формирование собственного мнения.

Оборудование:

Аудиозапись песни “Родительский дом”, слова на карточках (род, родословная, предок, родители, родина), 7 разноцветных страниц, родословные семей учащихся, книжка – раскладушка с толкованием имен, 4 конверта с разрезанными по частям пословицами и поговорками о семье, семейные альбомы с фотографиями, мини – фильм, созданный группой журналистов, памятка.

Ход урока

Звучит песня “Родительский дом”.

“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие” – говорил А.С.Пушкин.

Ученик:

Добрый день, дорогие ребята, добрый день уважаемые родители и гости! Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Сегодня мы подводим итоги работы над проектом “Ты и твоя семья”. Мы с вами много готовились и хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Мы составляли свои родословные. Узнали, что такое род, родословная, предок. Слово группе историков.

Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, – семья. Мы узнали, что родословная – это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – древний родственник по роду. У всех этих слов один корень род (на доске родич, родители, родственники).

- А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?

Ребус – 7 Я (семья).

Ожегов писал: “Семья – группа родственников, живущих вместе”. О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Она называется “Семью семь”, потому что в ней семь страниц, и каждая страница имеет в своем названии цифру 7. Давайте пролистаем страницы нашей книги.

Первая страница – “Седьмое колено”.

Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: “Ищи добра на стороне, а дом люби по старине”. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. Перед вами родословные учащихся нашего класса. Показывают древо своей семьи.

Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Вторая страница нашей книги – “Семь цветов радуги”.

Дети – цветы жизни. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или модное в данный период, а в некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.

- А почему вас так назвали?

Что имя: звук, обороненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

- Что вы знаете о происхождении вашего имени?

Слово группе лингвистов.

Выходят 2 ученика.

Мы нашли толкование наших имен и создали книжку – раскладушку.

Александр. Значение этого имени – “защитник людей”.

Умен и щедр наш Александр,
По жизни – лидер, знает сам.
Итак, есть чем ему гордится!
Умеет Саша наш трудиться –
С напором в жизни достигает
Всегда всего, о чем мечтает.

Алексей. Означает: “божий человек”, “оберегающий”.

Алексей – оберегающий навек
А ещё значенье – Божий человек
Алексей всегда разумно поступает.
Он поможет вам, поделится, подскажет,
Ни в совете, ни в поддержке не откажет.

Выходят 2 ученика.

Анастасия. Значение этого имени – “воскресение”. Настя, Настенька, Настена.

Ты красива и смышлена.
Твой удачен в жизни путь,
Потому что видишь суть
И в поступках, и в решеньях.
Тайны нет в чужих стремленьях.
Интуиция не раз
Выручала в горький час.

Валерий. Означает “бодрый”, “крепкий”.

Валерий – значит “бодрый человек”
Валера – непоседа, озорник,
К удачам с детства раннего привык.
И даже повзрослев, уже в летах,
Он верит, что везет ему в делах.

Выходят 2 человека.

Екатерина в переводе означает “чистая всегда”.

С тобою рядом все легко и ясно,
Надежды, ожиданья не напрасны.
Ты самая надежная на свете,
Всегда за слово данное в ответе
А как, Катюша, может веселиться!
Ты – первая на шутку мастерица.

Григорий – значит “бодрость духа”.
О нашем – это слишком сухо.
Григорий наш – как ураган:
Идей – фонтан, страстей – вулкан!

Софья и Слава.

Софья значит “мудрая”.

Чужих людей решит проблемы,
Свои ж пугают перемены –
Стабильность Софьюшке нужна,
Чтоб счастлива была она.

Вячеслав. Значение: “наиславнейший”.

По имени – наиславнейший.
Но не стремишься быть главнейшим
Ни в дружбе, ни в больших делах.
Во всем на равных ты правах!
Помочь охотно согласишься,
Полезным быть всегда стремишься.

О происхождение других имен вы узнаете, прочитав эту книжку.

Третья страница – “Семейная мудрость”.

Создать семью нелегко, а сохранить ее труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому нас учат русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.

Из набора слов в конвертах нужно составить пословицы. (Пословицы разрезаны на части).

  1. Дом вести – не рукавом трясти.
  2. Когда семья вместе, и сердце на месте.
  3. Дом красив не углами, а пирогами.
  4. Каков батюшка, таковы у него и детки.
  5. Полна хата детей, так и счастливо в ней.
  6. Семья без детей – что цветок без запаха.
  7. Не будет добра, коли в семье вражда.
  8. Семья в куче – не страшна и туча.

Ежедневная домашняя работа: уборка квартиры, приготовление пищи, мытье посуды, - не для всех привлекательна. Но если вы знаете, что ваш труд оценят, заниматься этим гораздо приятнее.

Откройте учебник на стр. 66.

Здесь изображен один день семьи Лены и Миши. Расскажи, чем были заняты взрослые и дети?

Как родители и дети помогают друг другу?

Рассказы детей.

Откройте стр. 69.

Подумайте и порассуждайте, чему бы ты хотел научиться у каждой семьи, а чтобы сделал бы иначе.

Чтение правила: Семья будет жить счастливо, если все в ней будут помогать друг другу.

Четвертая страница – “Загляните в семейный альбом”.

Ребята, здесь у нас фотовыставка. Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией?

Дети: Собирать и хранить семейные фотографии.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Ученик. Да, традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, и среди них – фотографии дорогих людей. На фотографиях запечатлены важные события: рождение, первые шаги, первый поход в садик, семейные праздники, первый раз в первый класс.

Почему же мы храним фотографии?

Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках.

Пятая страница – “Семь верст до небес”.

Тепло и уют в наших домах, в наших семьях создают не только вещи, окружающие нас. Ведь главное в семье – это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом.

О чем мечтают дети, узнавали группа журналистов. Внимание на экран. Мини – фильм с вопросами.

Шестая страница – “Семь раз отмерь”.

“С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь” гласит народная мудрость. Наши семьи могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые полезные вещи, приносящие в наш дом тепло. Ребята поделитесь тем, что умеют ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Рецепты, любимые блюда, вышивка, вязаные вещи продемонстрировали учащиеся.

Седьмая страница – “Ласковушка”. (7 ласковых слов).

1.

Мы желаем родителям нашим
Никогда не унывать.
С каждым годом быть все краше
И поменьше нас ругать.

2.

Вам желаем, дорогие,
Быть здоровыми всегда
Чтоб вы долго – долго жили,
Не старея никогда!

3.

Пусть невзгоды и печали
Обойдут вас стороной,
Чтобы каждый день недели
Был для вас, как выходной.

4.

Чтоб дети ваши не грубили,
Пугая жесткостью сердец.
Чтоб вас заботливо любили
И обожали, наконец!

5.

Чтоб ежедневно улыбаясь,
Шли на работу не спеша.
И, чтоб с работы возвращаясь,
Все пело: тело и душа.

6.

Дорогие наши родители!
Мы и сами признаем,
Что, конечно, не всегда мы
Хорошо себя ведем.

7.

Мы вас очень, очень любим!
Будем добрыми расти.
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести.

Рефлексия. Всем детям раздаются листы, на которых записаны вопросы, на которые отвечают учащиеся. В заключение все получили памятки.