Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать знания о семье и ее составе, о роле каждого ее члена, о семейных традициях.
- Создать ситуацию вызова: мобилизация учащимися ранее усвоенных знаний – поддержка интереса к новой информации – мотивация активности.
- Создать условия рефлексии учащихся: целостное осмысление – обобщение – формирование собственного мнения.
Оборудование:
Аудиозапись песни “Родительский дом”, слова на карточках (род, родословная, предок, родители, родина), 7 разноцветных страниц, родословные семей учащихся, книжка – раскладушка с толкованием имен, 4 конверта с разрезанными по частям пословицами и поговорками о семье, семейные альбомы с фотографиями, мини – фильм, созданный группой журналистов, памятка.
Ход урока
Звучит песня “Родительский дом”.
“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие” – говорил А.С.Пушкин.
Ученик:
Добрый день, дорогие ребята, добрый день уважаемые родители и гости! Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Сегодня мы подводим итоги работы над проектом “Ты и твоя семья”. Мы с вами много готовились и хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Мы составляли свои родословные. Узнали, что такое род, родословная, предок. Слово группе историков.
Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, – семья. Мы узнали, что родословная – это перечень поколений одного рода.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Предок – древний родственник по роду. У всех этих слов один корень род (на доске родич, родители, родственники).
- А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?
Ребус – 7 Я (семья).
Ожегов писал: “Семья – группа родственников, живущих вместе”. О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Она называется “Семью семь”, потому что в ней семь страниц, и каждая страница имеет в своем названии цифру 7. Давайте пролистаем страницы нашей книги.
Первая страница – “Седьмое колено”.
Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: “Ищи добра на стороне, а дом люби по старине”. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. Перед вами родословные учащихся нашего класса. Показывают древо своей семьи.
Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Вторая страница нашей книги – “Семь цветов радуги”.
Дети – цветы жизни. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или модное в данный период, а в некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.
- А почему вас так назвали?
Что имя: звук, обороненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
- Что вы знаете о происхождении вашего имени?
Слово группе лингвистов.
Выходят 2 ученика.
Мы нашли толкование наших имен и создали книжку – раскладушку.
Александр. Значение этого имени – “защитник людей”.
Умен и щедр наш Александр,
По жизни – лидер, знает сам.
Итак, есть чем ему гордится!
Умеет Саша наш трудиться –
С напором в жизни достигает
Всегда всего, о чем мечтает.
Алексей. Означает: “божий человек”, “оберегающий”.
Алексей – оберегающий навек
А ещё значенье – Божий человек
Алексей всегда разумно поступает.
Он поможет вам, поделится, подскажет,
Ни в совете, ни в поддержке не откажет.
Выходят 2 ученика.
Анастасия. Значение этого имени – “воскресение”. Настя, Настенька, Настена.
Ты красива и смышлена.
Твой удачен в жизни путь,
Потому что видишь суть
И в поступках, и в решеньях.
Тайны нет в чужих стремленьях.
Интуиция не раз
Выручала в горький час.
Валерий. Означает “бодрый”, “крепкий”.
Валерий – значит “бодрый человек”
Валера – непоседа, озорник,
К удачам с детства раннего привык.
И даже повзрослев, уже в летах,
Он верит, что везет ему в делах.
Выходят 2 человека.
Екатерина в переводе означает “чистая всегда”.
С тобою рядом все легко и ясно,
Надежды, ожиданья не напрасны.
Ты самая надежная на свете,
Всегда за слово данное в ответе
А как, Катюша, может веселиться!
Ты – первая на шутку мастерица.
Григорий – значит “бодрость духа”.
О нашем – это слишком сухо.
Григорий наш – как ураган:
Идей – фонтан, страстей – вулкан!
Софья и Слава.
Софья значит “мудрая”.
Чужих людей решит проблемы,
Свои ж пугают перемены –
Стабильность Софьюшке нужна,
Чтоб счастлива была она.
Вячеслав. Значение: “наиславнейший”.
По имени – наиславнейший.
Но не стремишься быть главнейшим
Ни в дружбе, ни в больших делах.
Во всем на равных ты правах!
Помочь охотно согласишься,
Полезным быть всегда стремишься.
О происхождение других имен вы узнаете, прочитав эту книжку.
Третья страница – “Семейная мудрость”.
Создать семью нелегко, а сохранить ее труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому нас учат русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.
Из набора слов в конвертах нужно составить пословицы. (Пословицы разрезаны на части).
- Дом вести – не рукавом трясти.
- Когда семья вместе, и сердце на месте.
- Дом красив не углами, а пирогами.
- Каков батюшка, таковы у него и детки.
- Полна хата детей, так и счастливо в ней.
- Семья без детей – что цветок без запаха.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- Семья в куче – не страшна и туча.
Ежедневная домашняя работа: уборка квартиры, приготовление пищи, мытье посуды, - не для всех привлекательна. Но если вы знаете, что ваш труд оценят, заниматься этим гораздо приятнее.
Откройте учебник на стр. 66.
Здесь изображен один день семьи Лены и Миши. Расскажи, чем были заняты взрослые и дети?
Как родители и дети помогают друг другу?
Рассказы детей.
Откройте стр. 69.
Подумайте и порассуждайте, чему бы ты хотел научиться у каждой семьи, а чтобы сделал бы иначе.
Чтение правила: Семья будет жить счастливо, если все в ней будут помогать друг другу.
Четвертая страница – “Загляните в семейный альбом”.
Ребята, здесь у нас фотовыставка. Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией?
Дети: Собирать и хранить семейные фотографии.
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Ученик. Да, традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, и среди них – фотографии дорогих людей. На фотографиях запечатлены важные события: рождение, первые шаги, первый поход в садик, семейные праздники, первый раз в первый класс.
Почему же мы храним фотографии?
Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках.
Пятая страница – “Семь верст до небес”.
Тепло и уют в наших домах, в наших семьях создают не только вещи, окружающие нас. Ведь главное в семье – это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом.
О чем мечтают дети, узнавали группа журналистов. Внимание на экран. Мини – фильм с вопросами.
Шестая страница – “Семь раз отмерь”.
“С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь” гласит народная мудрость. Наши семьи могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые полезные вещи, приносящие в наш дом тепло. Ребята поделитесь тем, что умеют ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Рецепты, любимые блюда, вышивка, вязаные вещи продемонстрировали учащиеся.
Седьмая страница – “Ласковушка”. (7 ласковых слов).
1.
Мы желаем родителям нашим
Никогда не унывать.
С каждым годом быть все краше
И поменьше нас ругать.
2.
Вам желаем, дорогие,
Быть здоровыми всегда
Чтоб вы долго – долго жили,
Не старея никогда!
3.
Пусть невзгоды и печали
Обойдут вас стороной,
Чтобы каждый день недели
Был для вас, как выходной.
4.
Чтоб дети ваши не грубили,
Пугая жесткостью сердец.
Чтоб вас заботливо любили
И обожали, наконец!
5.
Чтоб ежедневно улыбаясь,
Шли на работу не спеша.
И, чтоб с работы возвращаясь,
Все пело: тело и душа.
6.
Дорогие наши родители!
Мы и сами признаем,
Что, конечно, не всегда мы
Хорошо себя ведем.
7.
Мы вас очень, очень любим!
Будем добрыми расти.
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести.
Рефлексия. Всем детям раздаются листы, на которых записаны вопросы, на которые отвечают учащиеся. В заключение все получили памятки.