Цели:
- Познакомить детей с очередным разрядом местоимений;
- Развивать письменную и устную речь детей;
- Формировать правила вежливого обращения.
“Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”
К.Г. Паустовский.
Ход урока
1. Сообщение целей урока.
Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом местоимений и продолжим изучать речевой этикет: вспомним некоторые правила вежливого обращения.
2. Проверка домашнего задания.
- Какие местоимения называются личными?
- Почему они называются личными?
- Каковы особенности личных местоимений?
3. Беседа.
Давайте поговорим о местоимениях второго лица. Назовите их.
Только ли для множественного числа употребляется местоимение “вы”?
Действительно, местоимение “вы” – это вежливая форма обращения к человеку. В речевом этикете, ребята, существуют понятия: ты-общение и вы-общение, т.е. с одними людьми мы можем общаться, используя местоимение “ты”, а с другими можем говорить только “вы”.
Отчего это зависит?
Ты – или вы – общение зависит от того, к кому вы обращаетесь? Или от ситуации общения? А может быть так, что в одной ситуации вы говорите человеку “ты”, а в другой “вы”?
(Ученики приводят примеры).
Молодцы, привели удачные примеры. Не забывайте о вежливости никогда, общаетесь ли вы с человеком на “ты” или на “вы”.
Послушайте сообщение о том, как употреблялись личные местоимения в XIX веке.
4. Сообщение подготовленного ученика.
Доклад о правилах употребления ты и вы в царской России.
В царской России к барину нужно было обращаться на “вы”, а он к своим крестьянам, независимо от возраста, обращался на “ты”. В армии офицерам говорили “вы”, а солдатам – “ты”.
Известны даже трагические последствия грубого обращения на “ты”. Об этом рассказывает писатель В. Н. Иванов в книге “Александр Пушкин и его время”:
“30 октября 1830 года в “Литературной газете” появилось такое сообщение:
Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции:
- Ответь мне, Франция, как звали тех героев?
Имен их здесь на памятнике нет!
“Свободной ставшей вмиг – спросить их не успела!
- Вот мой ответ!”
Это упоминание о революции подымает бурю.
Бенкендорф потребовал к себе А. Дельвига и в присутствии жандармов самым грубым образом обратился к нему с вопросом: “Что ты опять печатаешь недозволенное?”
Выражение “ты” вместо общеупотребительного “вы” не могло с самого начала этой сцены не подействовать весьма неприятно на Дельвига.
На возражения Дельвига Бенкендорф раскричался и выгнал его со словами: “Вон, вон, я упрячу тебя с твоими друзьями в Сибирь”.
Друзья Пушкина и Дельвига протестовали против грубости генерала, заставили извиниться перед Дельвигом и даже разрешить выпускать газету… Но вся эта история так подействовала на Дельвига, что он свалился, заболел, впал в апатию и больше так и не встал со своего дивана”.
5. Наблюдение над материалом, записанным на доске:
Т…атр открывается!
К началу всё готово!
Б…леты предл…гаются
За вежливое слово.- Ка(с,сс)а, выдай мне билет!
-Ваше вежл…вое слово!
- (У) меня такого нет.
- Ах, (у) вас такого нет?
(Не) получите б…лет.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите местоимения.
- Какое из них указывает на принадлежность?
- На какой вопрос оно отвечает?
- Как называется прилагательное, отвечающее на
вопросы: чей? чья? чьё? чьи?
- Сможет ли вы ответить, какие местоимения
называются притяжательными?
6. Чтение правила по учебнику.
- Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения).
7. Работа с таблицей. (Распечатана на каждого ученика).
- Когда мы используем местоимение ты, твой – Вы, Ваш? Обратимся к таблице.
Употребление местоимений Вы, Ваш уместно: |
Употребление местоимений ты, твой уместно: |
1) По отношению к незнакомому, малознакомому адресату; | 1) По отношению к хорошо знакомому адресату; |
2) В официальной обстановке; | 2) В неофициальной обстановке общения; |
3) При подчеркнуто вежливом сдержанном отношении к адресату; | 3) При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату; |
4) По отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату. | 4) По отношению к равному и младшему адресату |
Обратимся к записанному нами четверостишью. Вежливым ли было обращение к кассиру?
8. Разыгрывание по ролям в парах ситуации общения “У кассы” (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале, в аэропорту).
- Какую форму обращения вы используете? Какие
местоимения вам понадобятся?
- Какие выражения просьбы (пожалуйста, будьте
добры, разрешите попросить, будьте любезны) и
благодарности (спасибо, благодарю) вы
используете? (Записать на доске).
Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует её, обращая внимание на средства речевого воздействия.
9. Лингвистическая задача.
- Прослушай отрывки из стихотворений.
- Определи, к кому обращаются поэты? В каком
значении употреблено местоимение ты
Некрасовым и в каком – Исаковским?
Памяти Добролюбова.
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
(Н А Некрасов)
Ты по стране идёшь, и нет преграды,
чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады
И отступает ледяная мгла.
Ты по стране идёшь. И все твои дороги
Перед тобой раскрыла мать-земля.
Тебе коврами стелются под ноги
Широкие колхозные поля…
(М. Исаковский)
10. Самостоятельная работа. (Текст у каждого ученика)
Вежл…вость предпол..гает искусство человеч..ского общения. В разных языках встр..чается множество вариантов вежл..вого обр…щения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл..вым обр…щением было Ваша светлость, Ваша честь, Ваша вл..детельность.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите
притяжательные местоимения, подчеркните их.
- Выделите окончания притяжательных местоимений.
Что они обозначают?
- Как изменяются притяжательные местоимения?
- Просклоняйте (устно): ваша большая корзина,
твой голубой шарф.
11. Будь внимательным. (Устно. Текст у каждого ученика).
Найдите ошибки в предложении. Прочитайте в исправленном виде.
- Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники.
- Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.
- Я с отцом ездили на рыбалку.
- Ты мне скажи откровенно. Сколько я ещё смогу тебя ждать.
- Он был любимцем с детства матери.
12. Чтение образцов поздравлений. (Даны каждому ученику, в виде образца красиво оформлены на доске).
Дорогой Боря!
Поздравляем тебя с Новым годом!
Желаем здоровья, счастья, успехов в учёбе.
Твои друзья Петя и Ваня.
Уважаемая Анна Ивановна!
С Днем 8 Марта Вас поздравляет 6 класс!
Ваши ученики.
Дорогая бабушка!
Поздравляем тебя с днем рождения!
Желаем многих лет жизни, счастья, здоровья!
Крепко целуем.
Твои внуки Миша и Вася.
13. Беседа о правильном оформлении поздравления.
Ребята, при оформлении поздравления очень важно обратиться к человеку, которого поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович, уважаемая Марья Ивановна. Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка, дорогая мама. Дальше следует само поздравление: поздравляю с днем рождения, поздравляю с Новым годом. Далее обязательно пожелания: традиционно желают хорошего здоровья, успехов в работе или учебе, счастья, всего самого наилучшего. Местоимение Вы, Вам в знак уважения пишется с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата.
14. Подведение итогов.
- Что вы узнали о притяжательных местоимениях?
- Об особенностях употребления местоимений Ты
(твой) – Вы (Ваш)?
15. Домашнее задание.
Предлагается написать поздравление официальному лицу (руководителю кружка, библиотекарю, учителю) или неофициальному лицу (маме, сестре, другу) с использованием личных и притяжательных местоимений.
Литература:
- Учебник. Русский язык. 6 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.
- Материалы к урокам русского языка. Е. Ю.Газова. Волгоград. 2002 г.
- Дидактический материал к урокам русского языка. Л. Н. Ситникова. Издательство “Учитель”.
- Задания для подготовки к олимпиадам. (Статья. Занимательные вопросы и задания для подготовки олимпиад, викторин, лингвистических конкурсов по всем разделам русского языка) Автор-составитель Н. Ф. Ромашина.
- Методическая газета для учителей-словесников.№5 2006г. Издательский дом “Первое сентября”