Цели:
- Создать условия для знакомства с деятельностью сподвижников Петра I.
- Развивать умение решать познавательные задания, давать оценку деятельности исторической личности.
- Способствовать углублению исторических знаний детей.
- Воспитывать чувство уважения к прошлому своей Родины.
Оборудование:
- портреты Меншикова А.Д., Шереметева Б.П., Голицына М.М.;
- карточки со словами “Официально”, “Интересно”, “Субъективно”, “Кратко”, “Генералиссимус”, “Фельдмаршал”;
- картина Сурикова “Меншиков в Березове”;
- раздаточный материал: листы с пословицами.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с выдающимися, легендарными людьми эпохи Петра I. Эпоха Петра – время грандиозных преобразований. Великая эпоха требовала и великих деятелей. Рядом с необыкновенной личностью Петра их было немало. Их называли “птенцы гнезда Петрова”. Люди эти часто не отличались знатным происхождением и образованием. Но они были умны, талантливы, энергичны и стремились внести свой вклад в дело преобразования России.
Один из самых ярких представителей той эпохи, без которого немыслим XVIII век, это Александр Данилович Меншиков (показ портрета). А.С. Пушкин назвал его “счастья баловень безродный, полудержавный властелин”.
Действительно ли он был счастливым баловнем судьбы или нет?
2. Рассказ учащихся о Меншикове А.Д. (1673–1729).
(Учащиеся заранее готовят информационный блок о историческом деятеле.)
Официально
Меншиков А.Д. – государственный деятель, граф, светлейший князь, генералиссимус, ближайший сподвижник Петра.
Меншиков был почти ровесником Петра – он родился 6 ноября 1673 года. О его происхождении до сих пор нет точных сведений. Отцом Меншикова был человек низкого происхождения – крестьянин или придворный конюх. Сам Меншиков сумел добиться симпатии и доверия Петра. Алексашка участвовал в “потешных” военных маневрах, служил в Преображенском полку, сопровождал Петра в Азовских походах, в Великом посольстве в Западную Европу, прекрасно проявил себя в Северной войне (он участвует почти во всех крупных сражениях). Например: в 1703 году состоялось первое морское сражение со шведами. Руководил сражением сам Петр. Под его командованием захватывают один из шведских кораблей “Астрильд”. Второй корабль – “Гедан” – был захвачен командой, которой руководил Меншиков. За эту победу царь и его сподвижник были по решению Воинского совета награждены орденами Святого Андрея Первозванного. Прекрасно проявил себя Меншиков А.Д. и в Полтавской битве. После этого сражения он был произведен в генерал-фельдмаршалы.
Природная смекалка, усердие, храбрость на поле боя, личная привязанность царю сделали Александра Даниловича незаменимым для Петра. Меншиков становится вторым лицом государства и первым советником царя. Деятельность его была поистине активна: он руководит строительством Санкт-Петербурга и Кронштада; участвует в создании военного флота России; когда Петр в отъездах, занимается воспитанием царских детей...
Вместе с размахом деятельности Меншикова возрастали и его честолюбие, страсть к обогащению. Он все чаще и чаще присваивает себе казенные средства. Чины, награды, пожалования вотчинами, подарки от разных лиц сыпались на Меншикова дождем. Меншиков становится самым богатым человеком государства. Петр часто прощал своему любимцу долги и хищение казны. Однако, к концу своей жизни Петр уже не считал Меншикова своим ближайшим другом.
После смерти Петра в 1725 году Александр Данилович с помощью гвардии возвел на престол его вдову Екатерину Алексеевну и стал фактическим правителем страны. Власть Меншикова практически была безгранична, богатства тоже.
Александр Данилович Меншиков предпринимает попытку породниться с царской фамилией: он пытается выдать одну из своих дочерей Марию (15 лет) замуж за внука Петра I – Петра II (12 лет). Но Петр II находился под сильным влиянием князей Долгоруковых и Голицыных – конкурентов и недоброжелателей Меншикова.
В сентябре 1727 года по настоянию Долгоруковых Меншикова арестовали и через год отправили в ссылку – в далекий, глухой сибирский городок Березов (рассматривание картины Сурикова). Его лишили всех чинов и орденов, все имущество было конфисковано (90 тыс. крепостных, 14 млн рублей, много городов...).
По дороге в Березов скончалась жена Меншикова – Дарья Михайловна. Несколько позже умерла от оспы старшая дочь – Мария. Младшие дети – сын Александр и дочь Александра – после смерти Меншикова в 1729 году были возвращены из ссылки в столицу.
Но несмотря на недостатки этого человека, вклад его в деле преобразования России очень велик. Велики его военные заслуги. Меншиков – это была личность яркая, неординарная, противоречивая – как сама эпоха!
Интересно
- В детстве Меншиков был отдан в учение к пирожнику в Москве. Алексашка до 1686 года торговал пирожками на московских улицах.
- Интересен вопрос об образовании Меншикова. Современники-иностранцы писали о том, что Меншиков до конца жизни оставался неграмотным: он не умел читать, писать, хотя неплохо говорил на иностранных языках. В архивах не сохранилось ни одного текста, ни одного документа, написанного Меншиковым собственноручно. В конце документа стояла довольно корявая подпись Меншикова. Но в дневнике Меншикова постоянно встречаются записи о том, что князь читал или просматривал бумаги. Кроме того, Меншиков был владельцем огромной и уникальной библиотеки. В 1714 году его избрали членом Британского королевского общества (Академии наук). О том, что его избрали, сообщил Меншикову сам Исаак Ньютон, назвав Александра Даниловича – человеком “величайшей просвещенности”. Вот вам и противоречие!
- Еще одна деталь, которая подчеркивала характер Меншикова – в Сибири он жил жизнью простого крестьянина в построенном им доме и никогда ни на что не жаловался.
Субъективно
3. Задания для учащихся.
Учитель. У вас на партах есть листок, где написаны разные пословицы. Почитайте их и определите, какая по-вашему мнению подходит к судьбе Меншикова. Может быть несколько пословиц. Свой ответ обоснуйте.
(Ответы учащихся.)
Пословицы
- Иногда фортуна обогатит, а иногда и вовсе погубит.
- Всякий хлопочет, себе добра хочет.
- Из грязи в князи.
- Дары и мудрых ослепляют.
- Жить было в чести, да помешали неприятные лести.
- За добрые дела всегда ждет похвала.
- Как месяц ни свети, но все не солнца свет.
- Кто желает власти, на того приходят напасти.
- Собственный разум как царь в голове.
- С умом можно и найти и потерять.
- Жил с нуждой, а добился чести.
- Бел лицом, да худ отцом.
- Был со всем, а стал ни с чем.
- Видно сокола по полету, а добра молодца по поступкам.
Учитель. Еще одна интересная личность эпохи Петра – это Шереметев Борис Петрович. Сначала мы познакомимся с официальными данными.
4. Рассказ учащихся о Шереметеве Б.П. (1652–1719).
Официально
Шереметев Борис Петрович – граф, военачальник, дипломат, с 1701 года генерал-фельдмаршал, один из соратников Петра. Из всех сподвижников Петра только Шереметев стал героем народных песен, которые придавали ему черты былинного героя:
Не грозная туча восстала,
Не част-крупен дождик выпадает:
Из славного из города из Пскова
Подымался царев большой боярин
Граф Борис сударь Петрович Шереметев.
Родился Шереметев в 1652 году. Был родом из знатной дворянской семьи, получил прекрасное образование. Борис Петрович рано проявил интерес к иноземным обычаям и культуре. Иностранцы называли “самым вежливым и наиболее культурным человеком в стране”. В 1682 году Шереметев пожалован в бояре. Теперь он может заниматься не только военной, но и дипломатической деятельностью. Шереметев участвовал в переговорах с Польшей о заключении “Вечного мира”, вел переговоры с Австрией. Руководил войсками, охранявшими южные границы от крымских татар.
Петр I знал, что Шереметев был сторонником Василия Голицына, любимца-фаворита Софьи. Поэтому Петр не доверял Шереметеву и не принял его в круг своих ближайших советников. Тем не менее, Борис Петрович участвует в “Великом посольстве”, где ему понравились западные обычаи. Шереметев – первый русский, сменивший традиционный боярский костюм на европейское платье. Скоро он заслужил одобрение и расположение царя.
Петр назначает его командиром конницы, но в 1700 году она потерпела сокрушительное поражение под Нарвой. Неудачная разведка, произведенная отрядом Шереметева, бегство его конницы должны были подорвать расположение Петра. Но Петр прислал одобрительное письмо Шереметеву и чин генерал-фельдмаршала. В своих ответных письмах Шереметев пишет царю: “Бог видит мое намерение сердечное, сколько есть во мне ума и силы, с великою охотою хочу служить, а себя я не жалел и не жалею...” И Шереметев на деле доказывает это! Ряд блестящих побед:
- под Эрестере (1701 год);
- при Гуммельсгофе (1702 год);
- взял Нотебург (1703 год), Копорье, Ямбург, Дерп (1704 год);
- взял Ригу (1710 год).
Самым счастливым годом военной карьеры Шереметева можно назвать 1703 год. В конце 1703 года состоялся торжественный въезд Шереметева и Петра в Москву. Это был звездный час для Шереметева! Никогда больше не будет у него столь блестящих побед на поле боя, а благосклонность к нему царя никогда не будет столь велика!
Шереметева подводила его осторожность и медлительность в военном деле, отсутствие инициативности. Это стало раздражать Петра. Опять возникло недоверие к Шереметеву. Борис Петрович сильно переживал свои отношения с Петром. Несколько раз Шереметев просит у царя отставки, но каждый раз Петр отказывает ему в просьбе. Почти до конца жизни Шереметев был на военной государственной службе. Умер он в Москве 17 февраля 1719 года. Царь так и не освободился от чувства недоверия к Шереметеву, но отдавал должное храбрости этого человека, ценил его заслуги перед Отечеством.
Интересно
- Единственным поражением Шереметева в Северной войне была битва у деревни Мур в 1705 году.
- 1714 году у Шереметева погибает сын – Михаил, возвращаясь из турецкого плена на родину. Шереметев очень переживал эту потерю. Борис Петрович хотел оставить военное дело и уйти в монахи. Но Петр распорядился иначе: фельдмаршала он не освободил от службы и приказал 60-летнему графу жениться. Во втором браке Шереметев был счастлив, у него было 5 детей.
Субъективно
5. Задания для учащихся.
Учитель. Представьте, что вам надо взять интервью у Шереметева и вы можете задать только один вопрос. Вопрос должен быть оригинальным, интересным, связанным с деятельностью Шереметева. Запишите вопрос в тетрадь.
(Ответы учащихся.)
6. Работа с учебником.
Учитель. В конце нашего урока мы рассмотрим материал еще об одной исторической личности – о Голицыне Михаиле Михайловиче (1675–1730). Про этого человека кратко написано в ваших учебниках – с. 209. Преображенский).
(Работа с учебником – выборочное чтение и ответы на вопросы учебника.)
Учитель. Дополню этот рассказ вот такой историей.
Кратко
(Рассказ учителя.)
В 1714 году, во время Северной войны, русская армия под командованием Голицына вышла в тыл шведскому корпусу. Шведы тут же атаковали, но были отбиты. Офицеры предложили Голицыну немедленно начинать контратаку, воспользовавшись смятением противника. Но Голицын решил дождаться еще хотя бы двух атак шведов. Только после третьей отраженной атаки русские перешли в наступление и без особого труда разбили неприятеля. Чего же ждал Михаил Михайлович? (Предположения и ответы учащихся.)
Ответ. Он ждал, пока шведы, бегая туда-сюда, утрамбуют снег для удобства русской атаки.
7. Итог урока.
Подведем итог урока.
- О каких выдающихся деятелях эпохи Петра вы узнали сегодня на уроке?
- Какие сходные качества можно выделить у всех этих людей?
- На сколько сегодня вы оцените свои познавательные успехи? (по десятибалльной системе).
8. Домашнее задание.
Дома составьте доклад о других сподвижниках Петра на свой выбор.