Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме "Дифференциация звуков [п]-[б]"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • Закрепить навык четкого произношения и различения звуков [П], [Б] в слогах, словах, фразах;
  • Учить определять и называть количество слогов в словах, место звука в словах, развивать навык звуко-слогового анализа слов; учить преобразованию слов, упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, воспитывать отзывчивость, дружелюбие, чувство товарищества.

Оборудование: Маркер, картинки со звуками [п] и [б] на липучках, цветные квадратики и полоски для звуко-буквенного анализа, “волшебный снежок”, снежинки, пособия “Волшебная снежинка” (зеркальная таблица), “Домики”, дощечки со словами, два “Звуковичка” для обозначения согласного твердого глухого и согласного твердого звонкого звуков 1.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед сообщает детям, что в детский сад пришло письмо от гномика из одной волшебной страны под названием Словарь.

Письмо: Здравствуйте, ребята! В нашей волшебной стране случилась беда. Злой Тролль забрал все слова со звуками П и Б. Никто из жителей нашей страны ни гномы, ни эльфы, ни даже волшебники не смогли помочь вернуть эти слова обратно в словарь. Одна Мудрая Сова рассказала нам, что на земле живут не только волшебники, но и люди. Люди, даже самые маленькие, знакомы с волшебством доброты, отзывчивости и дружбы. Стоит сказать волшебные слова, и вы окажитесь в волшебной стране под названием Словарь. Пожалуйста, помогите нам, ребята!

Гномик.

Логопед: Ребята, хотите помочь гномику и его друзьям (Ответы детей).Тогда нам нужно спешить. Нам придется преодолеть много препятствий на своем пути, но нам помогут дружба и наши знания.

2. Упражнения на дыхание.

Логопед: Подуем на снежинку и скажем вместе: “Раз, два, три, волшебство, скорей приди!” Вот мы оказались в волшебной стране.

3. Характеристика звуков.

Логопед: Ребята, вы помните, о каких звуках писал гномик в своем письме?
Дети: О звуках П и Б.
Логопед: Правильно, давайте вспомним, какие это звуки.
Ответы детей: Звук П – согласный, глухой, твердый. Звук Б – согласный, звонкий, твердый.
Логопед: Чем похожи эти звуки, чем различаются? Ответы детей.

4. Д/и “Повтори песенку ветра”.

Логопед: Вот в лесу поднялся ветерок. Он поет песенку:

ПА – ПА – БА
БА – ПА – ПА
БА – ПА – БА
ПА – ПА – БА

Давайте мы споем песенку ветерка. (Дети повторяют слоговые ряды).

5. Д/игра “Измени звук, назови слово”.

Логопед: Нам пора двигаться дальше. Смотрите, какой необычный снежный ком. Я предлагаю поиграть. Я буду называть слово со звуком Б, а вы – бросать снежный ком обратно и называть слово со звуком П.

Быль – пыль Бух - пух Борт – порт
Бока – пока Балка – палка Бочка – почка
Бот – пот Бар – пар Бабочка - папочка
Булька – пулька

6. Д/игра “Волшебная снежинка” (“Зеркальная таблица”).

Логопед: Какая красивая снежинка. На ней написаны буквы. Все ли буквы написаны правильно? (ответы детей) Обведите в кружок буквы, которые написаны правильно.

7. Д/и “Поселим жильцов”.

Логопед: Посмотрите, ребята, какие красивые домики стоят, но почему – то без жильцов. Наверно и здесь побывал злой Тролль. Мы все исправим. Скажите, это домик какого звука? Как вы догадались? (Ответы детей). В первом домике живут слова , в названии которых есть звук Б, а во втором – слова , в названии которых живет звук П. На первом этаже живут слова, которые состоят из одного слога, на втором этаже – слова, состоящие из двух слогов, а на третьем слова, состоящие из трех слогов.

8. Д/игра “Реши ребус” (рыбак, бабочка).

Здесь зашифрованы какие – то слова. Мы сможем отправиться дальше, если их прочитаем.

9. Д/игра “Расшифруй слова” (по первым звукам дети расшифровывают слова суп и зуб).

Логопед: Прочитайте слова.

Чем они похожи? (один слог, в словах живет гласный У, в конце слова слышится звук П).
Чем они отличаются? (в слове зуб в конце слова пишется буква Б).

Иногда совсем не ясно
Написание согласной.
Б или П?
Чтобы этот спор решить,
Надо гласный пригласить!
Если парный слышишь звук,
Будь внимателен мой друг.
Слово сразу изменяй,
К нему гласный подставляй.2

(Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук).

Зуб – зубы.

10. Звуковой анализ слова.

Логопед: Запишите слово зубы с помощью звуковых обозначений.

11. Д/игра “Волшебные таблички” (чтение слов).

Логопед: Тролль разделил каждое слово на две части и записал на дощечках, а дощечки спрятал. Для того, чтобы снять с них заклятие, нужно прочитать целое слово, связать их ниточкой дружбы и повторить это слово еще раз. Тролль думал, что теперь никто не сможет ни писать, ни читать, ведь он не верил в дружбу. Давайте с вами расколдуем эти слова и поможем им вернуться в Словарь.

(Зубы, губы, губа, банан, паста, папа, батон, тумба, укроп, труба, туман).

12. “Угостим Тролля”.

Логопед: Троллю никто не рассказывал добрых сказок и поэтому он стал таким злым и вредным. А мне даже жаль его. Ведь он не знает, что такое настоящая дружба и у него нет друзей. Я предлагаю угостить Тролля, возможно он станет добрее и у него появятся друзья. Тролль любит продукты, в названии которых живут звуки П и Б. Я буду называть один предмет, а вы – много:

Банан – бананы – много бананов;
Батон – батоны –
много батонов;
Бутерброд – бутерброды –
много бутербродов;
Абрикос – абрикосы –
много абрикосов;
Булка – булки –
много булок;
Пончик – пончики –
много пончиков.

13. Итог.

Логопед: Мы помогли гномику и его друзьям, вернули много слов в Словарь. А теперь нам пора возвращаться. Скажем: “Раз, два, три, вокруг себя повернись, в группе снова окажись”. Вот мы и в детском саду. Понравилось ли вам путешествие? Что понравилось больше всего? Гномы, эльфы приготовили для вас угощения(вручение сладких подарков).

  1. (Кислова Т.Р.“По дороге к Азбуке”. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3-4. /Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс, 1999.//Серия “Свободный ум”);
  2. Гадасина Л.Я. , Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 1999. – 95 с. – (Серия “Учительский портфель”).