Урок биологии для 7-го класса по теме "Класс пресмыкающиеся"

Разделы: Биология


Цели:

  • повторение внешнего строения пресмыкающихся;
  • ознакомление с внутренним строением рептилий на примере змей и ящерицы;
  • рассмотрение примеров приспособления к сухопутному образу жизни;
  • воспитания экологически-грамотного поведения в природе.

Средства обучения: таблицы, презентация.

Ход урока

1. Введение.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Речь сегодня пойдёт об удивительных животных. (Региональный компонент: перевод русского названия на якутский язык, который характеризует способ передвижения этих животных. Имеется некоторая сложность в восприятии этой темы, т.к. эти животные не обитают в нашей местности. Дети часто путают земноводное углозуба сибирского с изображениями ящерицы.)

2. Создание проблемной ситуации.

Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода.

– Как смогли выжить в изменившихся условиях первые пресмыкающиеся?

Проблема: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим внешнее и внутреннее строение рептилий, способы их передвижения, пройдем систематику, т.е. научимся различать этих животных.

Часть 1. Особенности внешнего строения.

– Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Работа по слайду№4:

  • Тело ящерицы разделено на …
  • Между головой и туловищем появилась ….
  • На голове расположены ...
  • Глаза имеют …
  • Конечности расположены ...

Пальцы заканчиваются …

– Какие изменения возникли у неё во внешнем строении по сравнению с лягушкой.

  • Тело ящериц и змей покрыто … кожей. Слайд № 5
  • В верхнем слое кожи образуется ….. чешуи.
  • Рост пресмыкающихся происходит в период ….

Какие из рептилий не линяют?

Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль?

Какие органы чувств имеются у этих животных? (по слайду, с помощью учебника)

2.Особенности внешнего строения ящерицы по сравнению с земноводными.(по учебнику)

– Какие изменения во внешнем строении пресмыкающимся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу? (заполняют схемы)

– В настоящее время пресмыкающиеся не встречаются лишь в холодных районах Земли. Они успешно освоили не только сушу, но и водные просторы. Но всё же их больше в жарких, засушливых территориях. Почему?

5. Часть вторая.

Внутреннее строение. Скелет. Слайд № 6,7

Сравнение скелета змей и ящериц. Способы их питания в связи с особым строением челюстей.

6. Часть третья.

Изучение внутренних органов. Слайд № 8,9

Сравнение расположения внутренних органов у некоторых представителей из рептилий.

7. Часть четвертая.

Изучение систематики.(слайды с гиперссылкой № 10-14).

8. Часть пятая.

Рефлексия. Решение головоломок.

Оценка знаний.

3. Домашнее задание.

Задание самым любознательным: узнать интересные факты из жизни пресмыкающихся. Параграфы 49-53.

Презентация