Цели:
- повторение внешнего строения пресмыкающихся;
- ознакомление с внутренним строением рептилий на примере змей и ящерицы;
- рассмотрение примеров приспособления к сухопутному образу жизни;
- воспитания экологически-грамотного поведения в природе.
Средства обучения: таблицы, презентация.
Ход урока
1. Введение.
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Речь сегодня пойдёт об удивительных животных. (Региональный компонент: перевод русского названия на якутский язык, который характеризует способ передвижения этих животных. Имеется некоторая сложность в восприятии этой темы, т.к. эти животные не обитают в нашей местности. Дети часто путают земноводное углозуба сибирского с изображениями ящерицы.)
2. Создание проблемной ситуации.
Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода.
– Как смогли выжить в изменившихся условиях первые пресмыкающиеся?
Проблема: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим внешнее и внутреннее строение рептилий, способы их передвижения, пройдем систематику, т.е. научимся различать этих животных.
Часть 1. Особенности внешнего строения.
– Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Работа по слайду№4:
- Тело ящерицы разделено на …
- Между головой и туловищем появилась ….
- На голове расположены ...
- Глаза имеют …
- Конечности расположены ...
Пальцы заканчиваются …
– Какие изменения возникли у неё во внешнем строении по сравнению с лягушкой.
- Тело ящериц и змей покрыто … кожей. Слайд № 5
- В верхнем слое кожи образуется ….. чешуи.
- Рост пресмыкающихся происходит в период ….
Какие из рептилий не линяют?
Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль?
Какие органы чувств имеются у этих животных? (по слайду, с помощью учебника)
2.Особенности внешнего строения ящерицы по сравнению с земноводными.(по учебнику)
– Какие изменения во внешнем строении пресмыкающимся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу? (заполняют схемы)
– В настоящее время пресмыкающиеся не встречаются лишь в холодных районах Земли. Они успешно освоили не только сушу, но и водные просторы. Но всё же их больше в жарких, засушливых территориях. Почему?
5. Часть вторая.
Внутреннее строение. Скелет. Слайд № 6,7
Сравнение скелета змей и ящериц. Способы их питания в связи с особым строением челюстей.
6. Часть третья.
Изучение внутренних органов. Слайд № 8,9
Сравнение расположения внутренних органов у некоторых представителей из рептилий.
7. Часть четвертая.
Изучение систематики.(слайды с гиперссылкой № 10-14).
8. Часть пятая.
Рефлексия. Решение головоломок.
Оценка знаний.
3. Домашнее задание.
Задание самым любознательным: узнать интересные факты из жизни пресмыкающихся. Параграфы 49-53.