Цели:
- Выработка умений самостоятельно применять знания, переносить их в новые условия;
- Закрепление умений проводить измерения с помощью мензурки, весов;
- Закрепление умений пользоваться справочной литературой, работать с таблицами;
- Продолжение формирования вычислительных навыков;
- Развитие навыков работы в коллективе;
- Воспитание чувства ответственности;
- Формирование умения планировать, прогнозировать эксперимент.
Оборудование (всё в четырёх экземплярах): весы с разновесами, мензурки, бруски и цилиндры из алюминия, стаканы с водой, карточки с заданиями.
Структура урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Применение знаний и умений: решение задач.
IV. Информация о домашнем задании.
V. Подведение итогов и рефлексия.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
II. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Объяснить результат опыта: на чашки уравновешенных весов поместим цилиндры одинакового объёма: один – медный, а другой – алюминиевый. Почему нарушилось равновесие весов?
- Что такое плотность вещества?
- Единицы измерения плотности?
- Какие величины надо измерить, чтобы рассчитать плотность вещества, из которого изготовлено тело? Какими приборами?
- Как определить цену деления шкалы прибора?
III. Решение задач.
1. Ученик решает задачу у доски, “проговаривая” свои действия, остальные решают в тетрадях.
Задача: Определить плотность морковки, имеющей массу 42 г и объём 50см3.
После решения проводится обсуждение.
Вопрос: Плотность морковки 0,94 г/см3. Что вы можете сказать об её качестве (дряблая, сочная и т.д.)?
(После ответов демонстрируется морковка и выясняется, кто прав в своём ответе: морковка оказалась дряблой).
2. Организуем работу четырёх лабораторий. (Учащиеся работают в группах по четыре человека).
Каждая лаборатория должна решить экспериментальную задачу и ответить на вопрос, изложенный в карточке с заданием.
Экспериментальная задача. Определить массу алюминиевой отливки, пользуясь мензуркой. Оборудование: алюминиевая отливка (каждой группе – разная), мензурка, стакан с водой.
Проводят обсуждение проблемы, составляют план решения задачи, выполняют эксперимент, вычисления. Каждая лаборатория сдаёт отчёт. Затем проверяют полученный результат с помощью весов (получают дополнительное оборудование: весы с разновесами).
Проводится анализ результатов и обсуждение случаев, когда на практике необходимо определять массу тела через его объём.
Каждая группа получает карточку с заданием.
Задание лаборатории №1. Вы закупаете
для своего предприятия алюминиевые отливки. Нет
ли в них брака: пустот или внутренних трещин?
Задание лаборатории №2. Вы копали огород и
нашли ложку. Думаете, что она серебряная. Как это
проверить?
Задание лаборатории №3. В школьную
столовую привезли морковь два разных поставщика.
Все овощи упакованы в одинаковые коробки. Как
быстро выбрать морковь для закупки?
Задание лаборатории №4. На рынке вам
предлагают купить литровую банку мёда за 200
рублей. Как вам сориентироваться, не дорого ли
это, если вы знаете, что 1 кг мёда везде стоит
дешевле?
После обсуждения в группах учащиеся предлагают свои ответы и все их обсуждают.
3. Выполнение тестовых заданий.
Каждому ученику предлагается карточка с тестовым заданием. Карточки составлены на четыре варианта? (А.В. Постников Проверка знаний учащихся по физике. М., Просвещение1992)
Вариант 1.
I. Чугунная, фарфоровая и латунная гири имеют одинаковую массу. Какая из них имеет наибольший объём?
- Чугунная.
- Фарфоровая.
- Латунная.
II. Ледник длиной 40 м и шириной 15м заполнен слоем льда толщиной 3м. Какова масса льда?
- 2000 т;
- 1800т;
- 5400т;
- 1200т;
- 1620 т.
III. Вычислите объём куска парафина, если его масса 0,19кг.
- 162м3 ;
- 0,002м3 ;
- 0,0002м3 ;
- 5 000м3 ;
- 5м3 .
IV. Объём лёгких у спортсменов в 2 раза больше, чем у людей, не занимающихся спортом. Вычислите массу воздуха, вдыхаемого спортсменом при одном вдохе, если объём лёгких 6 000 см 3?
- 4,6 г;
- 0,77 г;
- 17,2 г;
- 7,74 г;
- 0,29 г.
Вариант 2.
I. Стальной, латунный и чугунный шарики имеют одинаковые объёмы. Какой из них имеет наибольшую массу?
- Стальной.
- Латунный.
- Чугунный.
II. Плотность человеческого тела 1070 кг/м3. Вычислите объём тела человека массой 53,5 кг.
- 20 м3.
- 0,05 м3.
- 2 м3.
- 0,5 м3.
- 0,57 м3.
III. Ведро вместимостью 10 л наполнено керосином. Вычислите массу бензина.
- 7,1 кг.
- 71 кг.
- 8 кг.
- 10 кг.
- 12 кг.
IV. Человек, находящийся в покое, за 1 мин. поглощает до 200 см3 кислорода. Вычислите массу кислорода, необходимую человеку на 1 час.
- 20,6 г.
- 0,93 г.
- 17,2 г.
- 12,4 г.
- 0,29 г.
Вариант 3.
I. Из стали, чугуна и латуни изготовлены шарики одинаковой массы. Какой из них имеет меньшие размеры?
- Чугунный.
- Латунный.
- Стальной.
II. Сколько рейсов должен сделать самосвал грузоподъёмностью 5 т, чтобы перевезти 100 м3 гранита?
- 500 рейсов.
- 20 рейсов.
- 4 рейса.
- 52 рейса.
- 30 рейсов.
III. Какой вместимости надо иметь тару, чтобы хранить керосин массой 100 кг?
- 100 л.
- 800 л.
- 12,5 л.
- 125 л.
- 80 л.
IV. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо 0,65 м3 кислорода в сутки. Вычислите массу кислорода.
- 20,6 кг.
- 0,93 кг.
- 2.2 кг.
- 7,74 кг.
- 0.29 кг.
Вариант 4.
I. Стальные, латунные и чугунные детали имеют одинаковые объёмы. Какие из них имеют наименьшую массу?
- Стальные.
- Чугунные.
- Латунные.
II. Ковш экскаватора за один раз захватывает 1.5 м3 грунта плотностью 2600 кг/м3. Какова масса грунта?
- 1,7 т.
- 2,7 т.
- 3,9 т.
- 1733 т.
- 2,8 т.
III. Плотность сплава цинка и свинца 8100 кг/м3. Каков объём слитка массой 16,2 кг?
- 1,3 м3.
- 0,002 м3.
- 0,0002 м3.
- 500 м3.
- 5 м3
IV. В течение суток человек вдыхает воздух объёмом 16 м3. Вычислите массу воздуха.
- 20,6 кг.
- 12,4 кг.
- 0,08 кг.
- 1.2 кг.
- 2 кг.
4. Задача для самостоятельного решения.
В аквариум длиной 30 см и шириной 20 см налита вода до высоты 25 см. Определить массу воды в аквариуме.
(№271. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике.М., Просвещение. 2007)
После того, как задача решена большинством учащихся, правильное решение демонстрируется на экране через мультимедиапроектор. Проводится краткий анализ.
IV. Информация о домашнем задании: повторить п.20 21 учебника; определить плотность мыла.
V. Подведение итогов и рефлексия.