"Решение задач по теме "Плотность вещества" в 7-м классе

Разделы: Физика


Цели:

  1. Выработка умений самостоятельно применять знания, переносить их в новые условия;
  2. Закрепление умений проводить измерения с помощью мензурки, весов;
  3. Закрепление умений пользоваться справочной литературой, работать с таблицами;
  4. Продолжение формирования вычислительных навыков;
  5. Развитие навыков работы в коллективе;
  6. Воспитание чувства ответственности;
  7. Формирование умения планировать, прогнозировать эксперимент.

Оборудование (всё в четырёх экземплярах): весы с разновесами, мензурки, бруски и цилиндры из алюминия, стаканы с водой, карточки с заданиями.

Структура урока.

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Применение знаний и умений: решение задач.
IV. Информация о домашнем задании.
V. Подведение итогов и рефлексия.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Объяснить результат опыта: на чашки уравновешенных весов поместим цилиндры одинакового объёма: один – медный, а другой – алюминиевый. Почему нарушилось равновесие весов?
  2. Что такое плотность вещества?
  3. Единицы измерения плотности?
  4. Какие величины надо измерить, чтобы рассчитать плотность вещества, из которого изготовлено тело? Какими приборами?
  5. Как определить цену деления шкалы прибора?

III. Решение задач.

1. Ученик решает задачу у доски, “проговаривая” свои действия, остальные решают в тетрадях.

Задача: Определить плотность морковки, имеющей массу 42 г и объём 50см3.

После решения проводится обсуждение.

Вопрос: Плотность морковки 0,94 г/см3. Что вы можете сказать об её качестве (дряблая, сочная и т.д.)?

(После ответов демонстрируется морковка и выясняется, кто прав в своём ответе: морковка оказалась дряблой).

2. Организуем работу четырёх лабораторий. (Учащиеся работают в группах по четыре человека).

Каждая лаборатория должна решить экспериментальную задачу и ответить на вопрос, изложенный в карточке с заданием.

Экспериментальная задача. Определить массу алюминиевой отливки, пользуясь мензуркой. Оборудование: алюминиевая отливка (каждой группе – разная), мензурка, стакан с водой.

Проводят обсуждение проблемы, составляют план решения задачи, выполняют эксперимент, вычисления. Каждая лаборатория сдаёт отчёт. Затем проверяют полученный результат с помощью весов (получают дополнительное оборудование: весы с разновесами).

Проводится анализ результатов и обсуждение случаев, когда на практике необходимо определять массу тела через его объём.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Задание лаборатории №1. Вы закупаете для своего предприятия алюминиевые отливки. Нет ли в них брака: пустот или внутренних трещин?
Задание лаборатории №2. Вы копали огород и нашли ложку. Думаете, что она серебряная. Как это проверить?
Задание лаборатории №3. В школьную столовую привезли морковь два разных поставщика. Все овощи упакованы в одинаковые коробки. Как быстро выбрать морковь для закупки?
Задание лаборатории №4. На рынке вам предлагают купить литровую банку мёда за 200 рублей. Как вам сориентироваться, не дорого ли это, если вы знаете, что 1 кг мёда везде стоит дешевле?

После обсуждения в группах учащиеся предлагают свои ответы и все их обсуждают.

3. Выполнение тестовых заданий.

Каждому ученику предлагается карточка с тестовым заданием. Карточки составлены на четыре варианта? (А.В. Постников Проверка знаний учащихся по физике. М., Просвещение1992)

Вариант 1.

I. Чугунная, фарфоровая и латунная гири имеют одинаковую массу. Какая из них имеет наибольший объём?

  1. Чугунная.
  2. Фарфоровая.
  3. Латунная.

II. Ледник длиной 40 м и шириной 15м заполнен слоем льда толщиной 3м. Какова масса льда?

  1. 2000 т;
  2. 1800т;
  3. 5400т;
  4. 1200т;
  5. 1620 т.

III. Вычислите объём куска парафина, если его масса 0,19кг.

  1. 162м3 ;
  2. 0,002м3 ;
  3. 0,0002м3 ;
  4. 5 000м3 ;
  5. 3 .

IV. Объём лёгких у спортсменов в 2 раза больше, чем у людей, не занимающихся спортом. Вычислите массу воздуха, вдыхаемого спортсменом при одном вдохе, если объём лёгких 6 000 см 3?

  1. 4,6 г;
  2. 0,77 г;
  3. 17,2 г;
  4. 7,74 г;
  5. 0,29 г.

Вариант 2.

I. Стальной, латунный и чугунный шарики имеют одинаковые объёмы. Какой из них имеет наибольшую массу?

  1. Стальной.
  2. Латунный.
  3. Чугунный.

II. Плотность человеческого тела 1070 кг/м3. Вычислите объём тела человека массой 53,5 кг.

  1. 20 м3.
  2. 0,05 м3.
  3. 2 м3.
  4. 0,5 м3.
  5. 0,57 м3.

III. Ведро вместимостью 10 л наполнено керосином. Вычислите массу бензина.

  1. 7,1 кг.
  2. 71 кг.
  3. 8 кг.
  4. 10 кг.
  5. 12 кг.

IV. Человек, находящийся в покое, за 1 мин. поглощает до 200 см3 кислорода. Вычислите массу кислорода, необходимую человеку на 1 час.

  1. 20,6 г.
  2. 0,93 г.
  3. 17,2 г.
  4. 12,4 г.
  5. 0,29 г.

Вариант 3.

I. Из стали, чугуна и латуни изготовлены шарики одинаковой массы. Какой из них имеет меньшие размеры?

  1. Чугунный.
  2. Латунный.
  3. Стальной.

II. Сколько рейсов должен сделать самосвал грузоподъёмностью 5 т, чтобы перевезти 100 м3 гранита?

  1. 500 рейсов.
  2. 20 рейсов.
  3. 4 рейса.
  4. 52 рейса.
  5. 30 рейсов.

III. Какой вместимости надо иметь тару, чтобы хранить керосин массой 100 кг?

  1. 100 л.
  2. 800 л.
  3. 12,5 л.
  4. 125 л.
  5. 80 л.

IV. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо 0,65 м3 кислорода в сутки. Вычислите массу кислорода.

  1. 20,6 кг.
  2. 0,93 кг.
  3. 2.2 кг.
  4. 7,74 кг.
  5. 0.29 кг.

Вариант 4.

I. Стальные, латунные и чугунные детали имеют одинаковые объёмы. Какие из них имеют наименьшую массу?

  1. Стальные.
  2. Чугунные.
  3. Латунные.

II. Ковш экскаватора за один раз захватывает 1.5 м3 грунта плотностью 2600 кг/м3. Какова масса грунта?

  1. 1,7 т.
  2. 2,7 т.
  3. 3,9 т.
  4. 1733 т.
  5. 2,8 т.

III. Плотность сплава цинка и свинца 8100 кг/м3. Каков объём слитка массой 16,2 кг?

  1. 1,3 м3.
  2. 0,002 м3.
  3. 0,0002 м3.
  4. 500 м3.
  5. 5 м3

IV. В течение суток человек вдыхает воздух объёмом 16 м3. Вычислите массу воздуха.

  1. 20,6 кг.
  2. 12,4 кг.
  3. 0,08 кг.
  4. 1.2 кг.
  5. 2 кг.

4. Задача для самостоятельного решения.

В аквариум длиной 30 см и шириной 20 см налита вода до высоты 25 см. Определить массу воды в аквариуме.

(№271. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике.М., Просвещение. 2007)

После того, как задача решена большинством учащихся, правильное решение демонстрируется на экране через мультимедиапроектор. Проводится краткий анализ.

IV. Информация о домашнем задании: повторить п.20 21 учебника; определить плотность мыла.

V. Подведение итогов и рефлексия.