Цели:
- Ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”;
- Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;
- Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Оборудование:
- Магнитофон.
- Аудиокассета с записью звуков природы.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация.
- Конверты.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.
III. Изучение нового материала.
- Когда я пришла к вам на урок, на столе
обнаружила два конверта. Один адресован мне.
Посмотрим, что там. Кассета. Давайте ее послушаем.
Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при
помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки
речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о
языке – фонетика. Запишем тему нашего урока. (Приложение 1).
IV. Словарно-орфографическая работа.
- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.
- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
- Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
- Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
- Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
- Микрофон (прибор для усиления голоса);
- Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
- Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
- Фонотека (собрание звукозаписей);
- Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
- Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
- Патефон (граммофон с рупором).
- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
V. Движение темы.
- Давайте поиграем с вами.
1. Измените первый звук.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
сом – ком | чайка – гайка | моль – роль |
том | зайка | соль |
дом | байка | боль |
лом | шайка | голь |
ром | лайка | ноль |
2. Выньте один звук.
Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).
3. Добавьте один звук.
Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.
(Рисунок в презентации).
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим
человечком гласные звуки (рисунок в
презентации). Их в русском языке шесть.
Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с
этим человечком (рисунок в презентации). Их 36
в русском языке.
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот
звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).
VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.
- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр.
262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем
и читаем, звуки слышим и произносим).
- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из
какой сказки взяты эти примеры?
1.
Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.
2.
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.
- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?
Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.
Обе[т], вхо[т].
- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”
- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
В лс рдлсь лчк, В лс н рсл. |
В лесу родилась елочка, В лесу она росла. |
Ио и ео оая Еёая ыа. |
Зимой и летом стройная Зелёная была. |
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные
или согласные? Почему? (Согласные звуки
выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть
эту песенку? (Мелодичность, благозвучие
возникают благодаря гласным).
- Как же мы ответим на письмо?
VII. Итог урока.
- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
- В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
- Каких звуков больше: гласных или согласных?
VIII. Д/з: упр.267
Список литературы:
1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение,1991.