Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”;
  2. Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;
  3. Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.

Оборудование:

  1. Магнитофон.
  2. Аудиокассета с записью звуков природы.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Презентация.
  5. Конверты.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.

III. Изучение нового материала.

- Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Кассета. Давайте ее послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока. (Приложение 1).

IV. Словарно-орфографическая работа.

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

  • Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
  • Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
  • Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
  • Микрофон (прибор для усиления голоса);
  • Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
  • Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
  • Фонотека (собрание звукозаписей);
  • Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
  • Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
  • Патефон (граммофон с рупором).

- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).

V. Движение темы.

- Давайте поиграем с вами.

1. Измените первый звук.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
сом – ком чайка – гайка моль – роль
том зайка соль
дом байка боль
лом шайка голь
ром лайка ноль

2. Выньте один звук.

Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).

3. Добавьте один звук.

Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).

- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

(Рисунок в презентации).

Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.

- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.

“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).

VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.

- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры?

1.

Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.

2.

Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.

- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?

Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.

Обе[т], вхо[т].

- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”

- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.

В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Ио и ео оая
Еёая ыа.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.

- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
- Как же мы ответим на письмо?

VII. Итог урока.

- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.

  • Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
  • На какие две группы делятся звуки речи?
  • Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
  • В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
  • Каких звуков больше: гласных или согласных?

VIII. Д/з: упр.267

Список литературы:

1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение,1991.