Цели урока:
- Ознакомить учащихся с профессией “строитель”;
- С разнообразием жилищ, построенных разными народами, с древним зодчеством россиян;
- С устройством старинных и современных городов;
- Воспитывать уважительное отношение к профессии строителя и чувство гордости за талант и мастерство народов России.
Оборудование: презентация к уроку (приложение 1), на доске кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Разминка. Повторение изученного.
- Давайте, урок начнём с разминки. Необходимо разгадать кроссворд.
На доске:
- Название нашего государства. (Россия)
- Столица нашего государства. (Москва)
- Мама и папа – это … . (родители)
- Что отделяет государства друг от друга. (граница)
- Где записаны права и обязанности граждан? (конституция)
- Один из символов государства. (флаг)
III. Введение в новую тему.
- Что для вас значит слово “Родина”? (Ответы детей).
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
- Для кого-то вот и этот домик родное место, где
он родился, живёт.
- А кто мог построить этот домик?
Тема нашего урока “Человек – строитель”. Много предстоит узнать нового на уроке. Будьте внимательны, настройтесь на серьёзную работу.
IV. Работа по теме урока.
Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом. И для наших предков тоже.
- Кто такие предки? (Предки – древние
предшественники по роду).
- А в каких домах жили наши предки?
- Из чего и как они их строили, нам поможет узнать
учебник тетрадь. (с.24)
1) Чтение 1 предложения.
- Что случило жилищем древнему человеку? (пещера, шалаш, землянка)
Древние люди учились строить своё жилище у животных.
На доске:
Землянка | Гнездо |
Пещера | Нора |
Шалаш | Логово |
- Логово – место, где обитает зверь.
- Землянка – крутое углубление в земле, вырытое для жилья.
- Какие жилища, у каких животных “подсмотрел” человек?
Соотнеси жилище человека с жилищем животного.
2) Чтение 2, 3 предложений.
- Какой материал использовали древние люди для
строительства жилья?
- Все ли слова вам понятны?
Проводится словарная работа.
- Войлок – плотный толстый материал из шерсти или синтетических волокон.
- Береста – верхний слой коры берёзы.
- Солома – полые стебли злаков, остающиеся после обмолота.
- Тростник – водяное или болотное растение с коленчатым твёрдым стеблём.
3) Чтение до конца отрывка.
4) Просмотр фотографий на с.24.
Церковь в Кижах.
Двадцатидвухглавая Преображенская церковь. Сооружение выглядит торжественно и изящно, несмотря на суровость и простоту рубленых стен. О строителе Преображенской церкви в народе бытует предание, будто бы, закончив работу, забросил он свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: “Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой”.
Башня Якутского острога.
Острог – деревянное пограничное укрепление в 16-17вв.
У нас в Пермском крае тоже есть такой музей под открытым небом. Он находится рядом с деревней Хохловка.
История архитектуры прошла путь от шалаша из веток до многоэтажного дома из стекла и бетона. “Всё на свете боится времени, но время боится пирамид”, - гласит поговорка. Это про пирамиды древнего Египта, сооружённые много веков назад. Огромные, высотою с сорокаэтажный дом. Не верится, что они построены человеком. Сооружения состоят из миллионов блоков, вес каждого не менее двух с половиной тонн. Египетские пирамида считаются одним из семи чудес света.
5) С.25, задание 1.
В нашей стране проживают разные народы.
- Как вы думаете, одинаковые ли жилища строили разные народы нашей страны?
Рассмотрите на рисунках разные жилища.
- Чем они отличаются? (Формой, размером,
цветом, материалом).
- Какое из жилищ использовалось в прошлом? (Шалаш).
- Какой дом нафантазировал художник?
Чем он отличается от современных зданий?
6) Практическая работа.
Нарисуйте дом, в котором вы живёте.
- Шалаш и избу могут построить народы, живущие в
лесах, а иглу и чум ? (Жилища северных народов –
эскимосов, чукчей).
- Юрта? (Жилище степных жителей).
Ниже напишите, из чего сделаны изображённые жилища.
Юрта – из войлока;
Чум – из шкур, кожи оленя;
Изба – из брёвен;
Иглу – из ледяных глыб;
Шалаш – из веток;
Мой дом – из кирпича, панелей.
- Назовите новые строительные материалы, которые придумал человек и использует сейчас. ( стекло, бетон, металлы, пластмасса)
Но и дерево, камень используются в строительстве и сейчас. Их предпочитают люди, которые заботятся о своём здоровье.
V. Работа со сказками.
- А сейчас мне хотелось бы вспомнить про сказки.
“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”, – такими словами заканчиваются многие сказки.
- Почему, так говорят?
- Как вы думаете, а чему могут научить сказки
строителей?
Сказка “Три поросёнка” – учит правильно выбирать материал для дома и строить его тщательно, чтобы не бояться в нём бури, ни разбойников.
(Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего
смастерить дом из соломы.
Нуф-Нуф – из веток и тонких прутьев.
Наф-Наф – из камней).
Сказка “Лиса и заяц” – учит строителей строить дома так, чтобы в них можно было жить и в холодную зиму, и в жаркое лето.
VI. Разговор о строительных профессиях.
Мы с вами выяснили, что дом должен быть прочным, крепким, пригодным для жилья и в холодную зиму, и в жаркое лето.
- Кто же должен поработать, чтобы построить такой дом? Назовите строительные профессии. (Строители: маляр, плотник, плиточник, кровельщик, электрик, сантехник, штукатур, крановщик, архитектор, каменщик, бульдозерист, экскаваторщик и т.д.).
- А можно ли выделить профессию, которая
считается важнее всех остальных?
- А с человека, какой профессии начинается
строительство дома? (Архитектор).
Послушайте стихотворение:
Архитектор.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальник
Для больших и маленьких.
С.Баруздин
VII. Работа в тетради. (с.26)
1. Давайте в тетради прочитаем, какую ещё работу выполняет архитектор.
- В чём же ещё заключается работа архитектора?
Проспект – большая широкая и прямая улица.
Бульвар – широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной.
Сквер – небольшой общественный сад в городе.
Да важна работа архитектора, но один архитектор дом или город построить не сможет.
Пословица: “Дом возвести – не плетень заплести”.
2. С. 27, задание 4 (б)
- Найдите рисунки в центре и подпишите: где бульвар, проспект, площадь.
Красивым делают города здания, улицы, проспекты, бульвары, парки, скверы.
- Современный или старинный город изображён на рисунке? Поясните свой ответ.
VIII. Итог урока.
- Почему люди придумали многоэтажные дома?
- Что может “разрушить” город? (Шум, мусор,
дым,…)
- Что нужно сделать, чтобы город оставался чистым
и красивым?
IX. Рефлексия. Игра “Верю – не верю”.
- Я читаю высказывание. Если вы с ним согласны, то ставите плюс, а если не согласны – минус.
- Жилищем древнего человека могли быть пещера, шалаш, землянка. (+)
- Строили в старину дома из стекла, бетона, камня, металла. ( - )
- Недалеко от деревни Хохловка находится музей под открытым небом, где можно увидеть постройки, сооружённые без единого гвоздя. (+)
- Жилища разных народов отличаются формой, размером, материалом. (+)
- Шалаш и чум – жилища северных народов. ( - )
- Оказывается, сказки могут преподать урок и строителям. (+)
- Крановщик, артист, монтажник – строительные профессии. ( - )
- Архитектор проектирует городские постройки. (+)
- Современный город отличается от старинного города. (+)
- Важна ли профессия “строитель”? Почему?
Самопроверка:
- “5” – если нет ошибок или 1 ошибка;
- “4” – 2 или 3 ошибки;
- “3” – 4 или 5 ошибок.