Цели урока:
- Научить записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв;
- Научить применять свойства при выполнении упражнений.
Оборудование: портрет Н.И. Лобачевского.
Учебник: Виленкин Н.Я. Математика 5.
План урока:
- Организационный момент;
- Сообщение темы и цели урока, запись их в тетрадь;
- Актуализация знаний;
- Изучение нового материала;
- Физминутка;
- Первичное закрепления;
- Подведение итога урока;
- Домашнее задание, выставление отметок.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверка учителем и дежурными готовности класса, кабинета к уроку. Сбор тетрадей с домашним заданием. Ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания.
- Постановка цели урока.
На доске – портрет Н.И. Лобачевского
Учитель. “Математика – это язык, на котором говорят все точные науки” Н.И. Лобачевский. Небольшое сообщение про Н.И. Лобачевского.
Николай Иванович Лобачевский /1792-1856/ родился 20 ноября /1 декабря/ 1792 г. в Нижнем Новгороде, где жил до 1802 г. Остальная часть его жизни и деятельности прошла в Казани. Там, в 1811 г. Лобачевский окончил Казанский университет. В 1816 г. он стал профессором этого университета, а с 1827 по 1846 гг. был его ректором. 11 /23/ февраля 1826 г. на заседании отделения физико-математических наук.
Гениальный русский математик Лобачевский сыграл выдающуюся роль в создании принципиально новой области математики - неэвклидовой геометрии. Изданная в 1829 г. работа “Сжатое изложение основ геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных” стала началом неэвклидовой геометрии, получившей дальнейшее развитие в таких трудах Лобачевского, как "Воображаемая геометрия" /1835/. Часть сочинений Лобачевского была опубликована на немецком и французском языках за границей, однако и зарубежными, и отечественными математиками труды ученого были признаны и оценены лишь после смерти Лобачевского.
Математический язык, как мы знаем, включает в себя буквы латинского алфавита, математические знаки и символы. Сегодня на уроке мы с вами будем, говорить на этом языке и с помощью него научимся записать известные нам свойства сложения и вычитания в буквенном виде.
II. Актуализация знаний.
Учитель. На доске записаны выражения, найдите их значения, применяя для упрощения вычислений свойства сложения и вычитания.
- 46 + 554 =
- (157 + 25) + 5 =
- 0 + 7 =
- 319 – (19 + 180) =
- (27 + 35) – 15 =
- 48 – 0 =
- 48 – 48 =
Появляются решения:
- 46 + 554 = 554 + 46 = 600 – переместительное;
- (157 + 25) + 5 = 157 + (25 + 5) = 187 – сочетательное;
- 0 + 7 = 7 + 0 = 7 – свойство нуля;
- 319 – (19 + 180) = 319 – 19 – 180 = 300 – 180 = 120 – вычитание суммы из числа;
- (27 + 35) – 15 = 27 + (35 – 15) = 27 + 20 = 47 – вычитание числа из суммы;
- 48 – 0 = 48;
- 48 – 48 = 0 – свойство нуля.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Итак, мы знаем, что вместо чисел можно ставить буквы, тогда числовое выражение превратиться в буквенное. С помощью выражений записанных на доске, вместе выведем буквенную запись свойств сложения и вычитания.
Учитель работает у доски, учащиеся комментируют каждый шаг и записывают свойства в тетрадь.
Число 46 можем заменить буквой a , а число 554 – b. Тогда первое свойство запишется:
1. a + b = b + a - переместительное;
Число 157 можем заменить буквой a , число 25 – b, а число 5 – с. Тогда второе свойство запишется:
2. (a + b) + c = a + (b + c);
Число 7 заменим буквой a, тогда свойство нуля примет вид:
3. 0 + а = а + 0;
Число 319 можем заменить буквой a , число 19 – b, а число 180 – с. Тогда свойство вычитания суммы из числа запишется:
4. a – (b + c) = a – b – c;
Число 27 можем заменить буквой a , число 35 – b, а число 15 – с. Тогда свойство вычитания числа из суммы запишется:
5.
(a + b) – c = a + (b – c)
(a + b) – c = (a – c) + b;
Число 48 можем заменить буквой a , тогда свойство нуля запишется:
6.
a – 0 = a
a – a = 0.
Запись на доске | Запись в тетради |
1. –
переместительное; 2. – сочетательное; 3. – свойство нуля; 4. = 300 – 180 = 120 – вычитание суммы из числа; 5. = 27 + 20 = 47 – вычитание числа из суммы; 6. 7. – свойство нуля. |
Свойства сложения:
Свойства вычитания:
|
IV. Физминутка “Кот Васька” (пальчиковая гимнастика).
“Кот Васька (изобразить фигурку кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, а указательный и мизинец подняты вверх) увидел на дереве (изобразить фигурку дерево: прижать руки тыльной стороной друг к другу; пальцы растопырены, подняты вверх) гнездо (изобразить фигуру гнездо: обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить). В гнезде жили птенчики (изобразить фигуру гнездо: обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить). Кот Васька (изобразить фигуру кот) захотел съесть птенцов (изобразить фигуру гнездо) и полез на дерево (изобразить фигуру дерево). Но тут прилетела птичка-мама (изобразить фигуру птица: ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья), которая стала защищать своих птенцов (изобразить фигуру гнездо с птенцами). Кот (изобразить фигуру кот) испугался и убежал.
V. Первичное закрепление.
1. Выполнить задания № 337, 338, 339 (а) первый вариант – первую часть (применение свойств записанных до знака равенства), а второй вариант – вторую (применение свойств после знака равно). Затем учащиеся сравнивают получившиеся ответы.
№ 337. Запишите сочетательное свойство сложения с помощью букв a, b, c. Замените буквы их значениями: a = 9873, b = 6914, c = 10 209 – и проверьте получившееся числовое равенство.
(a + b ) + c = a + (b + c )
1 вариант | 2 вариант |
(9873 + 6914) + 10 209 = 16 787 + +10 209 = 26 996 | 9873 + (6914 + 10 209) = 9873 + +17 123 = 26 996 |
№ 338. Запишите свойство вычитания суммы из числа с помощью букв a, b, c . Замените буквы их значениями: a = 243, b = 152, c = 88 – и проверьте получившееся числовое равенство.
a – (b + c) = a – b – c
1 вариант | 2 вариант |
243 – (152 + 88) = 243 – 240 = 3 | 243 – 152 – 88 = 91 – 88 = 3 |
№ 339(а). Запишите свойство вычитания числа из суммы двумя способами. Проверьте получившиеся числовые равенства, заменив буквы их значениями:
а) а = 98, b = 47 и c = 58.
1 способ (a + b) – c = a + (b – c),
2 способ (a + b) – c = (a – c) + b.
1 вариант | 2 вариант |
1 способ (98 + 47) – 58 = 145 – 58 = 87 |
1 способ 98 + (47 – 58) – посчитать нельзя, так как вычитать можно из большего числа меньшее. 2 способ (98 – 58) + 47 = 40 + 47 = 87. |
2. Выполнить задания № 341 – 344.
Под буквами а, б задания учитель выполняет у доски, под буквами в, г – самостоятельно с последующей проверкой. № 343, 344 а – учитель, под буквой б – самостоятельно. Для проверки на обороте крыла доски заготовлено решение.
№341.
а) 23 + 49 + m = (23 + 49) + m = 72 + m;
б) 38 + n + 27 = (38 + 27) + n = 65 + n;
в) x + 54 + 27 = x + (54 + 27) = x + 81;
г) 176 + y + 24 = y + (176 + 24) = y + 200.
№342.
а)
28 + m + 72 при m = 87
28 + m + 72 = m + 100 = 87 + 100 = 187;
б)
n + 49 + 151 при n = 63
n + 49 + 151 = n + 200 = 63 + 200 = 263;
в)
228 + k + 272 при k = 48
228 + k + 272 = 500 + k = 500 + 48 = 548;
г)
349 + p + 461 при p = 115
349 + p + 461 = p + 810 = 115 + 810 = 925.
№343.
а) 35 – (18 + y) = 35 – 18 – y = 17 – y;
б) m – 128 – 472 = m – (128 + 472) = m – 600.
№344.
а) 168 – (x + 47) = 168 – (47 + x) = 168 – 47 – x = 121 – x;
б) 384 – m – 137 = 384 – (m + 137) = 384 – (137 + m) = 384 – 137 – m = 247
– m.
VI. Подведение итога.
Учитель:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какие задания мы сегодня выполняли?
- Для чего нам нужно знать правила сложения и
вычитания?
VII. Домашнее задание: П 9 (выучить буквенную запись свойств сложения и вычитания), № 364, 365.
Выставление отметок в дневники.