Подобные соревнования могут проводиться среди всех классов одной параллели начальной школы. Обычно в команду от каждого класса выбирают 5 мальчиков и 5 девочек. В эстафетах участвуют все команды в полном составе. За каждую эстафету команде присуждают 1, 2 или 3 балла, в соответствии с занятым местом. Участники соревнований должны быстро и без ошибок пройти дистанцию. Победа в соревнованиях присуждается команде, набравшей наименьшее количество очков. Командам можно заранее присвоить “зимние” названия – “Буран”, “Метелица”, “Вьюга”.
Программа эстафет
“Снежный ком”. Участники команд по сигналу проходят дистанцию, прокатывая одной рукой гимнастический мяч (фитбол) до ориентира и обратно.
“Мешок с подарками”. Встречная эстафета, каждая команда делится по 5 мальчиков и 5 девочек, и они организуют две колонны напротив друг друга. Первым участникам выдают широкие тканевые мешки для бега. Для удобства в мешки можно вшить легкие пластмассовые обручи диаметром 65 сантиметров, чтобы края мешков не заворачивались, и новому участнику было легче забраться в мешок. В результате этой встречной эстафеты мальчики и девочки поменяются местами – где стояли девочки окажутся мальчики и наоборот.
Рисунок 1
“Снежинки”. По всему залу на полу хаотично разбросаны бумажные снежинки по количеству всех участников. Если участвуют три команды по 10 человек, то снежинок будет 30. Такие снежинки дети могут приготовить сами на уроках труда, вырезав их из тетрадного листа. Желательно, чтобы все снежинки были одинакового размера. У первых участников команды в руках лопатка, вырезанная из плотного картона. Нужно с помощью лопатки поднять одну снежинку и отнести в ведро, на котором приклеена табличка с названием своей команды, после чего передать эстафету (лопатку) другому. Поддерживать снежинку рукой во время ходьбы нельзя. После эстафеты все вместе подсчитывают количество снежинок в каждом ведре.
“Прогулка на лыжах”. Каждый участник должен пройти дистанцию до ориентира и обратно на лыжероллере, отталкиваясь одной ногой. Разрешается руками менять направление движения лыжероллера.
Музыкальная пауза. Для небольшого отдыха участников соревнований и для развлечения зрителей рекомендуется провести музыкальную паузу. Всем желающим предлагается выйти на площадку и потанцевать. В нашем зале звучала песенка А. Усачева на известную мелодию “Летка-Енка”.
Рисунок 2
“Необычные снежки”. Данная эстафета может по праву называться конкурсом капитанов, так как успех всей команды во многом будет зависеть от их ловкости. Каждый капитан берет в руки мешок, который мы использовали для бега, и становится в центр обруча диаметром 90 сантиметров на определенном расстоянии напротив своей команды. Первый участник с небольшим резиновым мячом бежит до обозначенной линии, где находится капитан и пытается забросить мяч с отскока от пола в мешок. После чего вытаскивает мяч из мешка и передает его другому участнику эстафеты. Капитан не может выходить за пределы обруча, но может ловко управлять мешком для ловли мяча.
“Ледяные кольца”. Устанавливается вместо ориентира стержень высотой 30 сантиметров на прочной опоре. При наличии можно использовать обыкновенный кольцеброс. На расстоянии 1 метра (может и меньше, все зависит от размеров колец) у линии находится ведро с 10 кольцами. Каждый участник добегает до обозначенной линии и пытается набросить кольцо на стойку. После общего подсчета попаданий выявляется победитель эстафеты. Если система определения победителя в ваших соревнованиях будет иной, то каждое кольцо на стержне может приносить команде дополнительный 1 балл.
“Елки-палки”. У каждого участника в руках гимнастическая палка. По очереди, добегая до ориентира – яркой фишки, и оставляя палки, команды должны выложить на полу елку. Елка будет представлять собой три треугольника, “стоящих” друг на друге и ствол.
Игра со зрителями. Для отдыха и развлечения предлагается игра “Мяч учителю!”. Весь класс образует круг в центре, которого находится классный руководитель. В руках учителя мяч. По сигналу ведущего учитель бросает мяч по очереди всем ученикам. Ученики в свою очередь, возвращают мяч учителю. Игра по образу “Мяч капитану”. Когда все ученики сыграют, учитель поднимает мяч вверх. Так как эта игра является отдыхом и не оценивается жюри, то количество участников в каждом кругу может быть неодинаковым. Все зависит от быстроты и ловкости!
“Гирлянда”. По залу в том месте, которое не используется для проведения эстафет, разбросаны воздушные шарики по количеству всех участников. К каждому шарику прикреплена резинка (такие резинки используются для упаковки денежных купюр). Если условия и размер зала не позволяют, шарики можно укрепить на стенах, в качестве дополнительного украшения. Ведущий предлагает по очереди каждой команде взять шарики. Все участники на одну руку (например, левую) надевают резинку с воздушным шариком, а другой (правой) все держатся за длинную скакалку. Команда должна пройти “змейкой” дистанцию, где установлены яркие кегли или резиновые мячи на подставках, и таким же образом вернуться обратно. Кто быстрее? “Отрываться” от скакалки-провода нельзя. Во время движения руку с шариком дети поднимают вверх.
“Украшаем елку”. После предыдущей эстафеты у каждого участника остается в руках воздушный шарик. Надо пройти дистанцию, держа на ладони воздушный шарик до ориентира. Нести шарик надо аккуратно, не подбивая его – ведь это “хрупкая елочная игрушка”. Дойдя до ориентира, который представляет собой стойку высотой 110 – 120 сантиметров (желательно зеленого цвета), участник надевает резинку с шариком на стойку и бегом возвращается обратно. Поддерживать шарик другой рукой во время движения нельзя.
Рисунок 3
“Полоса препятствий”. И, конечно же, нельзя забыть о “Полосе препятствий”. Тем более что заключительным ориентиром теперь является настоящая елка из воздушных шариков. Сама полоса состоит из следующих заданий. Пропрыгать через низкую скамейку высотой приблизительно 25 сантиметров и длиной – 240 сантиметров (скамейка между ног); пролезть в обруч, закрепленный на стойке; выполнить кувырок вперед на гимнастическом мате; пролезть через тканевый тоннель; обежать ориентир – украшенную стойку и бегом вернуться обратно.
Рисунок 4
Подводятся итоги соревнований, и начинается самый приятный и волнительный момент награждения участников.