Предмет «Окружающий мир» имеет огромное воспитательное значение. В курсе предмета даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне (материал о них имеется в учебниках для каждого класса в соответствии с возрастом учащихся), о государственных праздниках, Конституции Российской Федерации, правах ребёнка. Одно из направлений воспитания учащихся средствами этого учебного предмета – поликультурное воспитание. Это понятие сравнительно недавно вошло в педагогический лексикон. Сегодня оно отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации как одна из задач системы образования.
Поликультурное воспитание – это воспитание детей на ценностях согласия, сотрудничества, взаимопомощи, воспитание толерантности как одного из важнейших личностных качеств, предполагающих уважение к другому мнению, к культуре и образу жизни других людей, стран и народов. Всё это сегодня очень важно для нашей многонациональной страны, для всего человечества.
Для поликультурного воспитания на уроках « окружающего мира» огромное значение имеет использование национально – регионального компонента. Регионализация предмета «Окружающий мир» позволяет учитывать национальное мировосприятие, основные традиции, культуру того или иного народа, общественное стремление к расширению сферы функционирования родного языка и в то же время является базой для восприятия общечеловеческих ценностей. Регионализация этого предмета обеспечивает в педагогическом процессе учёт социокультурной среды учащихся, этнографических и народно-хозяйственных особенностей региона.
Таким образом, курс «Окружающий мир» может стать мощным средством духовно-нравственного развития младших школьников. Содержание предмета «Окружающий мир», рассмотренное в контексте регионального компонента, способствует преодолению отрыва обучения от жизни, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств, развитию патриотических чувств, любви к Родине, как к малой, где родился, так и к стране в целом. Оно обеспечивает знакомство с особенностями региона и страны, а также приобщает школьников к национальной культуре родного народа, выступает фундаментом для взаимодействия с культурой других народов, мировой культурой.
В заключение хочется сказать о том, что познание детьми окружающего мира не ограничивается и не может ограничиваться рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её пределами. Сам учебный предмет «Окружающий мир» оказывается как бы системообразующим стержнем процесса познания окружающего мира. Он оказывает необходимое влияние на другие учебные предметы ( литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, иностранный язык и др.), которые своими средствами решают воспитательные задачи начального образования. Он обеспечивает и необходимые «выходы» во внеклассную работу, в дополнительное образование. Содержание курса «Окружающий мир» предусматривает систематическую работу над проектами, что позволяет работать с материалами и в группе продлённого дня, и в библиотеках, и дома с родителями. Последовательная реализация такого подхода позволяет максимально полно раскрывать богатейший воспитательный потенциал предмета «Окружающий мир».
В приложении 1 представлены таблицы, содержащие элементы поликультурного воспитания на уроках окружающего мира по классам.
В приложении 2 представлен конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику «Окружающий мир» (Ивченкова Г. Г., Потапов И. В.) УМК «Планета знаний».
Список литературы
- Краткий справочник школьника. 5-11 кл. / Е. П. Новикова и др. – М.: Филологическое общество «Слово»: ОЛМА –ПРЕСС. Образование, 2003.
- Моя первая книга о природе. Перевод на русский язык. «АСТ – ПРЕСС», 1996.
- Родная Башкирия. Пособие по краеведению. / Г. М. Муртазин, Р. М. Янгиров.- Башкирское книжное издательство, 1983.
- Учебники «Окружающий мир» для 1-4 классов. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. – М.: ОООО «Издательство Астрель», 2005.
- Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. – 4- изд., испр. и перераб. / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта, 2000.
- Энциклопедия животных. Перевод с англ. М. Авдониной. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999.