Урок русского языка с элементами риторизации

Разделы: Русский язык


Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Цели урока: развитие у обучающихся осознанного восприятия художественного текста; совершенствование творческой активности.

Задачи урока:

Практические: отрабатывать умение опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте; формирование навыка осознанного выбора учащимися наиболее эффективных языковых средств в процессе создания текстов; формирование и развитие умения видеть и анализировать языковые особенности художественного текста.

Развивающие: развитие навыка использования особенностей художественного стиля, жанра художественного произведения в собственном творчестве;

Воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения

Необходимое оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку по теме, раздаточный материал, творческое задание для работы в группах, опорные схемы, таблицы

Ход и содержание урока

I. Организационный момент

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение в деловой ритм.

II. Этап подготовки к активному усвоению знаний нового материала

Слайд №1 (Приложение 1)

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение пройденного материала на предыдущих уроках.

Учитель:

- Какой раздел науки о языке мы изучаем на уроках?

- Что является в центре внимания этого раздела? (Текстоведение – раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты: особенности их содержания, построения, языковые средства связи).

- Сегодня на уроке мы продолжим рассматривать не только законы создания текста, но и основные правила использования языковых средств для логически правильной, точной, выразительной передачи смысла высказывания.

Великий русский язык – один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говорящий или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого.

Слайд № 2

К. Паустовский, высоко ценивший достоинства русского языка, так писал о русском языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

 - Какое свойство нашего языка описывает автор?

 - Что такое выразительная речь? (Это речь, в которой не только излагается какая-либо информация, но и ярко убедительно передаются мысли автора, его чувства, переживания, оценка того, о чём он пишет или говорит)

- Где можно найти образцы такой речи?

- В каких стилях речи важна эмоциональность, а в каких – она неуместна? (В научной и официально-деловой речи выражение эмоций неуместно, так как важнее оказывается точность и объективность)

Слайд № 3

Учитель: Выразительность речи может достигаться всеми языковыми средствами: и фонетическими, и лексическими, и словообразовательными, и грамматическими, и синтаксическими.

- О каких языковых средствах выразительности языка мы говорили на предыдущих уроках? (Фонетические и словообразовательные средства выразительности) (учащиеся дают ответы по таблице, заполненной дома; таблица № 1 в разделе «Дополнительная необходимая информация)

III. Этап усвоения новых знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, в чём секрет поэтических тропов, какую роль играют лексические средства выразительности в речи.

Тема урока на доске «Лексические средства выразительности».

1. Знакомство с теоретическим материалом по учебнику с.160

Учитель: Искусству красивой речи учат нас писатели и поэты, которые, по словам М. Горького, «сделали чудо». Один из приемов создания образности речи – употребление слов в переносном значении.

- Вспомните, пожалуйста, что такое тропы ? (Тропы – обороты речи, употребление слов и выражений в переносном значении, которые не утратили свежести образа. Наиболее распространенными тропами являются метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.)

Слайд № 4

2. Работа в группах (каждая группа получает свой конверт, задание которого приготовлено заранее)

Слайд № 5

  • Дать определение тропу или фигуре речи
  • Найти в предложенных поэтических отрывках примеры…
  • Риторическая игра
  • Риторическая задача

(все задания см. в Приложении 2)

1группа. Эпитет Слайд № 6

2 группа. Сравнение Слайд № 7

3 группа. Метафора Слайд № 8

4 группа. Олицетворение Слайд № 9

5 группа. Антитеза Слайд № 10

Учитель: Так в чём секрет поэтических тропов?

3. Проверка задания по группам: в каждой группе готовится монологический ответ и делается вывод (секрет особой выразительности тропов заключается в использовании слов в переносном значении)

IV. Этап закрепления новых знаний

1. Коллективная работа. Анализ образной системы текста (характеристика использованных в нём троп) Учебник с. 161, упр. № 414

Учитель: Вы хорошо поработали в группах, и теперь, я думаю, мы готовы к текстоведческому анализу.

Слайд № 11

  • Выразительное чтение текста
  • Текстоведческий анализ
  • Заполнение таблицы №2 (дети находят языковые средства выразительности в тексте и выписывают)

2. Фронтальная проверка (таблица дана в разделе «Дополнительная необходимая информация»)

- Определите тему текста, главную мысль, тип и стиль речи.

- В тексте встретились три слова, на которые авторы учебника обращают внимание: перистым (однозначное ударение, перья), груди (здесь ударение определяет грамматическую форму предложного падежа), пестун (пестовать, «с любовью заботиться, старательно нянчить).

- Какие лексические средства выразительности нашли и выписали?

- Какая картина предстала вашему воображению?

Слайд № 12 Закат над океаном

Учитель: Благодаря лексическим средствам выразительности создаётся определённый настрой автора. Он пытается вызвать эмоции, передать свои чувства. Возникает не только зримый образ, но и отношение автора к нему.

 - Попытайтесь дома подобрать репродукцию картины русского художника, которая совпадала бы по теме и настроению с текстом К.М. Станюкевича и подготовьте по два вопроса по этой картине.

V. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Упр. 414(задание 2,3), 416 (задание 1,2 – устно, 3 - письменно), индивидуальное задание – упр. 420

VI. Подведение итогов

Слайд № 13-14 Риторическая игра.

Слово учителя. Наш урок подходит к концу. Очень хочется, чтобы ваша речь, дорогие ребята, не ограничивалась определенным количеством слов, потому что наша жизнь, поверьте, настолько прекрасна, что заслуживает достойного описания.

Задания для работы в группах, таблицы, опорные схемы (см. в Приложении 2)

Использованные источники и литература

1. УМК С.И. Львовой, В.В. Львова, изд. «Мнемозина», 2009г.

2. За страницами школьного учебника5 класс, С.И. Львова, изд. «Дрофа», 2002

3. За страницами школьного учебника6 класс, С.И. Львова, изд. «Дрофа», 2002

4. За страницами школьного учебника7 класс, С.И. Львова, изд. «Дрофа», 2005

5. «Говорите правильно» Е. В. Язовицкий, изд. Просвещение, 1964

6. Развитие речи: художественная речь. Учебная книга для 5 класса, под ред. Г.С. Меркина, Смоленский областной институт, 1997