Цель: создать условия для:
- развития у детей литературного вкуса, видение красоты слова, учить выражать свои чувства;
- формирования умения определять и анализировать композицию произведения;
- развитие у детей филосовского видения мира;
- воспитание гуманного отношения ко всему живому.
Оборудование:
- макеты радуги,
- телевизора, карточки.
Ход урока
1. Постановка целей и задач урока.
Урок начнем с улыбки .Подарите друг другу улыбки. Итак, урок литературного творчества. Сегодня мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Главную проблему урока я сформулировала словом «жизнь».Перед вами план работы. По мере выполнения работы будем переворачивать карточки и увидим их цвета.
С каким произведением мы начали знакомиться?
- Кто его автор? (Мы справились с первым этапом урока .Перевернем карточку появляется красный цвет)
2. Проверка домашнего задания.
- Какое было дом. зад?
(Выразительно читать произведение)
- Покажите, как вы научились красиво читать?
Виды чтения.
- Птичий базар (жужжащее чтение)
- Чтение «разведка» (учитель начинает читать новые абзацы в тексте, дети находят и поднимают руку, по указанию учителя читают)
- Чтение по ролям (разговор деда и внука с.90.)
- Чтение диктора (ученик садится за макет телевизора и читает отрывок)
3. Решение целей и задач урока.
А) Игра «Филосовский стол.»
Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди .А теперь представьте себе, что вы –философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.
Вопросы.
- Почему произведение называется «Ука»?
- Что вы знаете о лягушках в природе? (болотные ,озерные, прудовые)
- Объяснил ли дед внуку, что это была за лягушка?(Нет)
Послушайте сообщение ,которое ребята приготовили об «Уке».
«Ука» - она же «жерлянка».
Сверху серая или чёрная снизу оранжевая ,в чёрных пятнах.
Самец - жерлянки лежит ,распластан на поверхности пруда .
Он кричит «Унк» и тело его вибрирует. По воде мелкой дрожью разбегаются круги.
Рывком вперед двинулся опять «Унк»,и круги по воде .
Привстаните ,чтобы лучше рассмотреть - он тут же нырнет. Но и со дна только глуше, услышите его почти неумолкаемое «Унк».
При теплой погоде, таких «Унк »раздается 18-20 раз в минуту.
Кожа жерлянок - ядовита. Предупреждает о своей несъедобности жерлянка так:
Переворачивается чёрно-красным брюхом вверх! Когда напугана, словно пеной ,покрывается ядовитыми выделениями .Берегите глаза, чтобы не попал в них жерлянкин кожный секрет. Даже если низко наклониться над «пенной» лягушкой, они бывает, слезятся и зудят. Зимуют жерлянки в норах мышей ,полевок, в погребах, в рыхлых береговых наносах, кое-где зимуют в воде.
- Какие чувства возникли у вас при чтении?
- Как вы, думаете зачем писателю нужно было описывать это событие?
- Какая главная мысль произведения? (Сколько мы живем столько узнаем нового. Природа-это таинство, которое мы все время отгадываем)
4. Физминутка.
Раз мы говорили о природе и о месте человека в ней, исполним озерную симфонию
- Жаба – тррр (тонкая трель)
- Желтобрюхая жерлянка – хуу, хуу…..(глухо)
- Краснобрюхая – унк, унк….
- Чесночница -тук, тук…..
- Самые крупные озерные –уорр, уорр, круу…
- Ярко-зеленая прудовая - коэкс, коэкс…..
- Травяная лягушка - роор, роор…
Б) Поговорим о композиции произведения
Из каких частей состоит рассказ?
Озаглавьте их
- Поход за клюквой
- Незнакомый крик
- Не цапля, а Ука с красным животиком (счастливый конец)
А теперь попробуем разделить рассказ на части по другому принципу. Я называю литературные понятия ,а вы приводите пример из текста.
- Экспозиция (Это введение в рассказ. Где и когда происходят события)
- Завязка - (Начало развития действия в рассказе. Обычно начинается со слова «однажды»)
- Кульминация - (Самое напряженное действие, заставляющее переживать, волноваться)
- Развязка - (Завершение всех действий в рассказе)
Мы отлично поработали .Поэтому открываем карточку.
5. Творческие задания
А) Объявляется конкурс ораторов
Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.
Представьте себя лягушкой, расскажите о себе.
Б) А теперь поработаем в группах.
1-я группа - изображает сценку «Встреча Г.Снегирева. и «Уки».
(Посадил в карман понес домой, показывает деду, а лягушки нет)
(Сделать из пластилина)
2-я группа - сочинить стихотворение по поводу произведения.
3-я группа занимается законотворчеством: придумывает законы ,по которым человек должен жить в природе.
4-я группа «Журналисты».
Пишут заметку по поводу находки Г.Снегирева.
6. Подведение итогов .
Какое главное слово произведения? (Любознательность)
Сегодня мы поработали над произведением Снегирева Г.Я «Ука» и пришли к выводу, что у каждого живого существа самое дорогое-жизнь. У большого -большая жизнь, у маленького - маленькая. У каждого жизнь единственная, поэтому мы должны беречь и ценить. Одним словом, жизнь – это радуга.
(открывается последняя карточка)
Объявляется благодарность активным ученикам.
7. Домашнее задание
с91-92 (выполняют все) читают выразительно
Приготовить сообщение о бурундуках -1гр.
Нарисовать иллюстрацию к этому рассказу - по желанию.
Урок окончен. Всем спасибо!