Структура и содержание методической работы в условиях сельской школы

Разделы: Администрирование школы


Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Обновление содержания образования в настоящее время требует от учителя широкого кругозора, понимания философии образования, знания и владения современными педагогическими технологиями, рефлексивных и прогностических умений. В сельской школе, отдаленной от централизованных методических служб, все это должно стать результатом работы системы внутришкольной методической работы, связанной со стимулированием самообразования, саморазвития, рефлексии учителя.

В средней общеобразовательной школе № 26 поселка Ясная Поляна Предгорного района смоделирована и успешно функционирует такая система методической службы, которая ориентируется на личностно ориентированный подход к каждому педагогу и является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей.

Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления. Это основной вид образовательной и воспитательной деятельности, представляющей совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями с целью овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса. Одной из основных задач методической работы является выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей, анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение инновационных педагогических технологий. Методическая служба в школе дает возможность членам педагогического коллектива те только участвовать в реализации государственных программ, но и принимать участие в их составлении, апробации, стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности ученика.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи методической работы в условиях сельской школы:

  1. Разработка и апробация перспективных методов, приемов и технологий.
  2. Решение проблемы развития творческих способностей учащихся в условиях модернизации образования.
  3. Поиск путей обновления содержания образования.
  4. Исследование психолого-педагогических основ развития творческих способностей учителей и учащихся в системе развивающего обучения.
  5. Теоретическая подготовка педагогических кадров.

Задачей руководителя, отвечающего за данное направление работы школы, является осознание современных концепций образования, научно-методическое обеспечение разработки и апробации новых технологий обучения и воспитания, выявление и учет индивидуальных особенностей каждого педагога, организация исследовательской работы по определению и использованию передового педагогического опыта. В средней школе № 26 методической работой руководитель заместитель директора по учебно-воспитательной работе Алексеева Татьяна Ивановна, руководитель и учитель высшей категории, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2007 года.

Так как образовательный процесс строится в школе системно, то и методическая работа представлена в виде системы, которая состоит из следующих направлений:

  1. Нормативно-правовая база методической работы.
  2. Информационно-аналитическая работа.
  3. Планово-прогностическая деятельность.
  4. Работа с документацией.
  5. Выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта.
  6. Профессиональная подготовка и повышение квалификации учителей.
  7. Диагностико-коррекционная работа.

Повышение профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива СОШ № 26 осуществляется в рамках методической работы как системы взаимосвязанных действий. Эта система отличается целостностью, основывается на анализе результатов работы школы, успехах педагогической науки и направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.

Таким образом, основными целями методической работы в школе являются:

  • непрерывное повышение профессионального мастерства учителя в области учебного предмета и методики его преподавания (качественный творческий рост педагогов);
  • развитие общей эрудиции учителя;
  • формирование и развитие навыка научно-исследовательской и экспериментальной работы

В ходе анализа деятельности педагогического коллектива определяется методическая тема, над которой работает весь коллектив. Эта тема проходит через большинство педсоветов, совещаний при директоре, родительских собраний, заседаний МО и методического совета, методические недели и, наконец, через призму этой темы осуществляется вся методическая работа в школе. Работа над темой рассчитана на срок от 3-х до 5-ти лет. Так, последними темами, над которыми работал педагогический коллектив, стали «Проблемы самоопределения и самореализации учащихся в условиях личностно ориентированного подхода», «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность».

Исходя из этого, основные принципы методической работы в школе № 26 можно сформулировать следующим образом:

1. Целевое проблемно - тематическое планирование методической работы по следующим направлениям:

  • управление методической работой (педсоветы, заседания методического совета, утверждение планов, организация выпуска методического сборника, художественного альманаха «Созвездие», газеты «Школьные вести» и т. д.)
  • научно-методическое обеспечение учебного процесса (анкетирование, мониторинг, аттестация учителей, организация школьного этапа конкурса «Учитель года», круглые столы, семинары и т. д.)
  • методическая работа с кадрами (заседания методических объединений, методические недели, предметные недели, изучение и обобщение педагогического опыта работы, работа над темой, экспериментальная работа и т.д.)
  • работа с учащимися (олимпиады, подготовка к ЕГЭ И ГИА в новой форме, участие в конференциях и т.д.)

2. Методическая работа есть система взаимосвязанных действий и исходит не из предложений и пожеланий учителей, а из целей и задач программы развития школы и анализа результатов образовательного процесса. Такой системный подход к методической работе находит отражение в плане методической работы школы, в плане работы методического совета, а также в экспериментальной работе школы. Методические объединения разрабатывают свой план работы на основе этих планов.

3. Создание предметных проблемных творческих групп, активное использование творческого потенциала молодых учителей, организация школьного этапа конкурса «Учитель года».

4. Постоянное целенаправленное изучение, обобщение и внедрение передового опыта.

5. Акцент на структуре и содержании образования – его целостности, преемственности, последовательности, качестве, психолого-педагогической и методической грамотности учителя.

6. Формирование оптимальной системы обеспечения и управления образовательным процессом на основе педагогической диагностики и системного контроля. Контроль и диагностика должны, в первую очередь осуществляться со стороны учителя, а не администрации. Значит, основной задачей методической службы со стороны руководителя должно быть обучение учителей диагностике и контролю, анализу программ, учебников и самоанализу уроков. Заместитель директора осуществляет инспектирование.

Структура методической службы отражена в следующей схеме:

Управление методической работой МОУ СОШ № 26 представлено следующим образом (приложение 5):

Работа в условиях модернизации образования, профильного обучения требует творчески работающего учителя. Поэтому повышение квалификации педагогов идет сразу по нескольким направлениям:

  • комплексная, общая для всех подготовка (семинары, круглый стол, методическая неделя)
  • индивидуальная или групповая (аттестация, конкурс «Учитель года», курсы)
  • обучение учителей навыкам анализа собственной профессиональной деятельности

Имея структурное подразделение дополнительного образования (эстетическое отделение), школа работает над проблемой развития творческих способностей учителей и учащихся. Результатом этой работы явилось написание учителями ряда программ по эстетической кружковой работе, разработка программ спецкурсов, выпуск литературно-художественных альманахов, издательская деятельность школы, составление пакета разноуровневых контрольных работ, участие в различных конкурсах и т.д.

Важной частью методической работы является отработка навыка самоконтроля и самооценки деятельности учителя. Цель: вовлечение в методическую работу самих исполнителей. С этой же целью разработаны памятки «Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью», «Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя», «Вопросы для самоанализа урока», «Деятельность учителя по активизации познавательной деятельности учащихся на уроке» и др.

Анализ степени профессионализма учителя ведется по таким критериям, которые не всегда можно определить при посещении урока или анализе результатов контрольного среза. В ходе аттестации заместитель директора определяет, понимает ли учитель принципы содержания своего предмета, умеет ли составить программу спецкурса, кружка, написать пояснительную записку, может ли определить свое место в системе современных образовательных технологий, владеет ли навыками работы над статьей, может ли обобщить свой опыт работы. В ходе методической работы развиваются индивидуальные творческие способности учителя. Так 40 % учителей школы участвуют в различных конкурсах, владеют навыками составления программ, публикуют свои работы, вместе с учащимися, участвуют в практических конференциях.

Задаче самореализации личности учителя подчинена и работа методических объединений. Методическое объединение является основной формой организации методической работы в школе. В школе № 26 организована работа 6 методических объединений:

  • учителей русского языка, литературы и истории (7 человек);
  • учителей естественно-математического цикла (9 человек);
  • учителей технологии, физической культуры, ОБЖ (5 человек);
  • учителей иностранного языка (4 человека);
  • учителей начальной школы (9 человек);
  • учителей эстетического отделения (8 человек)

Основная задача методического объединения – повышение теоретического и методического уровня учителя, совершенствование его педагогического мастерства.

Ежегодно в рамках методической работы рассматривается деятельность школьных методических объединений, организуется повышение профессионального мастерства педагогов через проведение теоретических и практических методических семинаров, открытых уроков, круглых столов, методических педсоветов, творческих отчетов. В рамках научно-теоретического направления методической работы осуществляется и организация работы методических объединений. Каждое МО определяет свою тему, над которой работает в течение ряда лет, обязательно соотнося ее с темой школы.

Важной частью работы методических объединений является составление и изучение программ для профильного обучения, тестовых заданий, текстов разноуровневых контрольных работ, апробация новых методов и приемов обучения. Практическая работа предполагает конкретную работу с каждым учителем: вовлечение в экспериментальную работу, посещение и анализ открытых уроков, участие в семинарах и конкурсах, обсуждение методических проблем.

Практическая работа требует систематизации документации методического объединения. Все материалы систематизированы по следующим блокам:

1. Документы, регламентирующие работу МО:

  • стандарт по предмету
  • программы (в том числе по спецкурсам, элективных курсов)
  • инструктивно-методические письма
  • рекомендации по предмету
  • перечень учебников, по которым работают учителя
  • нормы оценок
  • контрольные цифры выполнения практической и теоретической части предмета
  • требования к ведению тетрадей
  • требования к единому орфографическому режиму

2. Планирование работы МО:

  • положение о МО
  • положение о методической неделе
  • положение о предметной неделе
  • кадровый состав МО
  • анализ работы МО
  • план работы на год
  • план проведения предметной недели
  • графики контрольных работ, открытых уроков
  • перечень тем по самообразованию

3. Методические разработки учителей

4. Контроль по образовательной области:

  • итоги контрольных работ
  • копии справок по проверке тетрадей и т.д.

5. Протоколы заседаний МО

В школе осуществляется организация и проведение научно-методических недель как формы повышения квалификации педагогического мастерства. Методическая неделя школы – это не традиционная предметная неделя. В ходе научно-методической недели методический совет организует ряд мероприятий, решая конкретные методические задачи, которые определяются заместитель директора по УВР, обсуждаются методическим советом и утверждаются приказом по школе.

Планирование методических недель связано с темой и методическими проблемами школы, проводятся они согласно нормативно-правовой документации, регламентирующей методическую работу в школе: «Положению о методической неделе», «Положению о методическом совете», «Положению о методическом объединении» и др. Целью таких недель является повышение квалификации и компетентности педагогов школы, обмен опытом работы, мотивация деятельности педагогов по внедрению инновационных технологий в обучение. Так, были проведены методические недели, вызвавшие особый интерес:

  • самореализация личности учителя и учащихся в образовательном пространстве школы (2006 год)
  • современные педагогические технологии: оптимальный выбор форм и методов обучения и развития познавательной активности учащихся (2007 год)
  • разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов (2008 год)
  • создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время - важнейшее условие мотивации учебной деятельности (2009)

В ходе методических недель проводятся нестандартные открытые уроки и внеклассные занятия по предметам, круглые столы, теоретические семинары, смотр учебных кабинетов, педагогические чтения с целью обобщения опыта и др.

Каждое методическое объединение выпускает свой методический бюллетень, в котором отражается работа учителей по заданной теме или проблеме, педагоги рассказывают о методах и приемах, которые они используют на уроках для создания ситуации успеха и реализации личности учащегося на уроке. «Круглые столы» проводятся с участием методистов педагогических колледжей городов Кавказских Минеральных Вод которые рассказывают учителям о новых современных технологиях, о проблемах обучения в современной школе, проводят практические занятия, обучают учителей педагогическому психологическому анализу урока.

Традиционным в школе стало проведение предметных недель, в ходе которых учителя проявляют хорошие организаторские способности, применяют разнообразные формы, вызывающие повышенный интерес учащихся к предметам: интеллектуальные и развивающие игры, КВН, малые олимпиады, интегрированные уроки и др.

Результаты методической работы непосредственно связаны с ее задачами, основными принципами и целями и оцениваются по следующим показателям:

  • рост профессионализма учителей и готовность решать задачи, поставленные перед школой;
  • владение учителями новыми педагогическими технологиями;
  • высокая мотивация педагогической деятельности;
  • способность учителей к профессиональному саморазвитию

Все формы методической работы дают результат не только в плане выше перечисленных показателей, но, конечно же, влияют на повышение уровня учебно-воспитательного процесса в школе.

Рождение новой школы – длительный и сложный процесс. Он требует совершенствования не только содержания обучения, но и обновления методического обеспечения, ориентированного на формирование творческой личности учителя, признав его ценность и необходимость для современного общества. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого и необходима действенная и эффективная структура методической службы в школе.

Приложения.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.