«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все,
что он может, как прекрасна, была бы Земля наша».
А.П. Чехов
Человечество вступило в новую эпоху, которая характеризуется дестабилизацией окружающей среды, вызванной потребительским отношением самого человека к окружающей природе, низким уровнем экологической культуры населения. Человек использует природные ресурсы для удовлетворения своих жизненных потребностей. Современное состояние окружающей среды становится кризисным, что угрожает здоровью каждого в отдельности и благополучию всего человечества в целом. Для дальнейшего существования цивилизации нужен разумный подход и нравственное отношение к природе, где важным звеном является экологическое воспитание и образование детей в школьном возрасте. Именно в этом возрасте знания об окружающей среде переходят в убеждение о ценности природы, школьнику прививается умение адекватно с ней взаимодействовать, что затем перерастает в экологические потребности.
Одним из инновационных методов, позволяющим добиться позитивных результатов в экологическом воспитании школьников, является метод проектов. По своей сути метод проектов относится к методам проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний», в учебном процессе используется исследовательский подход к приобретению знаний. Проектная технология позволяет развить познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии. Применение метода проектов всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую (работа в малых группах). Деятельность групп направлена на достижение определенных учебных целей. Группы ответственны за решение поставленных задач, выполнение различных проектов, демонстрацию своих успехов. Учебные группы становятся неотъемлемой и центральной организующей структурой экологического образования.
Работа по методу проектов использую уже несколько лет, были подготовлены и реализованы проекты: «Покормите птиц зимой», «Экология моей школы», «Посади дерево», «Родина негромкая моя…», «Погода и народный календарь». Вашему вниманию предлагаю экологический проект «Вода в моем селе», который был представлен на областном конкурсе «Школа будущего».
Цель проекта: выяснить, как изменяется качество питьевой воды в нашем селе.
Задачи:
- Узнать мнение медиков о чистоте воды в нашем селе;
- Проверить воду на пригодность к употреблению;
- Провести опрос населения и построить диаграммы по результатам опроса;
- Написать сочинения о водоемах своего села;
- Выпустить буклет «Всех выведем на чистую воду!»
Слова главного государственного санитарного врача страны Г. Онищенко подтверждают актуальность проблемы: «Несмотря на относительную защищенность подземных вод от загрязнений, благодаря чему их стремятся использовать для питьевого водоснабжения, к настоящему времени обнаружено около 1800 очагов их загрязнения, 78% которых - в европейской части страны».
Значимость проблемы на местном уровне подтверждают сведения, предоставленные сельской администрацией:
Динамика использования водных ресурсов с. Дубровки
(данные по водозабору из родника Центральный)
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Кол-во водопользователей |
1001 |
980 |
971 |
920 |
915 |
820 |
Объем воды, забранный из источника |
88000 м3 |
89000 м3 |
90000 м3 |
90000 м3 |
92000 м3 |
92300 м3 |
Проект проводился на занятиях объединения «Турист-эколог» и рассчитан на период сентябрь – ноябрь.
План реализации проекта
№ п/п |
Этапы проекта |
Участники мероприятий |
1. |
На занятии учащиеся знакомятся с темой проекта, разбиваются на команды, выдвигают гипотезы исследования. Защита I этапа проходит в форме открытого занятия, где дети демонстрируют свои презентации. Приложение 1 |
Участники проекта |
2. |
Исследовательская работа «Определение свойств воды». Защита II этапа проходит в форме обсуждения сообщений. Приложение 2. |
Участники проекта, учитель химии Старшеклассники и администрация школы |
3. |
Социологический опрос населения «Что думают наши односельчане о качестве питьевой воды». Защита III этапа проходит в форме демонстрации диаграмм, выполненных с помощью программы Excel. Приложение 3. |
Участники проекта
Старшеклассники и учитель информатики |
4. |
Работа над темами сочинений. Защита IV этапа проходит в форме конкурса сочинений. Приложение 4. |
Участники проекта, учитель русского языка |
5. |
Всероссийский урок «Чистая вода». Отчетной работой этого этапа будет являться буклет «ВСЕХ ВЫВЕДЕМ НА ЧИСТУЮ ВОДУ!». Приложение 5. |
Ученики и администрация школы Участники проекта, учитель информатики |
6. |
Обсуждение структуры и содержания презентации проекта. Защита проекта проходит в форме открытого занятия, где представляются лучшие работы, и определяется победитель. |
Участники проекта Родители, администрация школы и учителя |
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты, которых удалось добиться:
- повышения уровня заинтересованности школьников в защите и сохранении природной среды;
- развития организаторских способностей учащихся и повышения их экологической культуры;
- привлечения внимания населения села к проблемам охраны вод и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.
Таким образом, актуальность проектной деятельности заключается в том, что она связана с развивающим, личностно-ориентированным, проблемным обучением и может широко использоваться в образовательных учреждениях. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, осуществляя взаимодействие со специалистами и родителями.