Цели урока:
- Образовательная – знать о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении) , об отличии числительных от других частей речи с числовым значением; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные;
- Воспитательная – воспитание чувства красоты, любви к своей стране, знание истории Родины;
- Развивающая – уметь анализировать повторяемую часть речи комплексно, развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели.
- Сегодня на уроке мы, ребята, совершим заочную экскурсию по Санкт - Петербургу. Экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, о его дореволюционном прошлом, пройдем по современным улицам. Вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
- Откроем тетради, запишем число и тему урока:
Повторение темы «Имя числительное».
II. Подготовка к экскурсии.
- А что такое экскурсия?
(Лексическое значение слова зачитывает учитель из толкового словаря).
Экскурсия
1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления.
2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
- Чтобы отправиться на экскурсию, нужны билеты. Ответьте правильно на вопросы, и билеты получены.
(Вопросы вытягивают по рядам, отвечают коллективно или один ученик от ряда).
- 1-й билет – дать определение числительного.
- 2-й билет – разряды количественных числительных (с примерами).
- 3-й билет – правописание мягкого знака на конце и в середине числительных.
- Билеты есть, можно отправляться в путь. А чтобы нам не было скучно в пути, мы напишем словарный диктант.
Двенадцать экземпляров, восемнадцать бассейнов, трехсотый километр, триста лет, пятимиллионный житель, пятеро медвежат, три пятых сада, с обеих сторон, пятьсот шестьдесят семь зданий.
Проверка производится по цепочке, дополнительно определяется вид числительного.
III. Фронтальное повторение.
- Мы прибыли в Петербург. Посмотрим виды города.
(В классе оформлен стенд с фотографиями достопримечательностей города).
- Кто основал город? Почему он так назван?
- Петербург – один из красивейших городов нашей страны. В городе много музеев, памятников архитектуры, красивые набережные, старинные здания. У города богатая история. Многие поэты, писатели посвящали и посвящают городу свои произведения.
Запись слов А.С.Пушкина (на доске и в тетради).
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
А.С.Пушкин.
- Объясните знаки препинания.
Задание 1.
- Спишите с доски, замените цифры словами.
1) Санкт - Петербург основан в 1703 году. Городу более 300 лет
2) К концу 18 века в Петербурге имелось свыше 200 улиц, а к середине 19 века – более 500. Сейчас насчитывается около 1,5 тысяч улиц, проспектов и переулков.
3) Город часто страдает от наводнений. Например, во время наводнения в 1824 году было снесено 324 дома, повреждено более 3000 разных построек.
Задание 2.
- Вспомним, как склоняются составные количественные и порядковые числительные. В чем разница в склонении?
- Просклоняем по вариантам (устно).
- I вариант 324 дома
- II вариант 1824 год
- Особенность Петербурга в том, что он почти весь построен на островах. Сколько же рек и каналов в городе?
Помощник экскурсовода 1 читает текст:
В пределах современного Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяженностью почти в 300 километров. В черте города имеется 100 водоемов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных километров, то есть 1/10 часть площади города.
- Выполним морфологический разбор числительного 93 реки.
Помощник экскурсовода 2 читает текст:
До середины 19 века главным видом городского транспорта Петербурга были извозчики. В 1847 году появились первые маршрутные общественные кареты-омнибусы. В 1862 году появилась первая конная железная дорога. А торжественное открытие первой линии трамвая состоялось 16 сентября 1907 года.
- Выполним синтаксический разбор предложения (письменно).
В тысяча восемьсот шестьдесят втором году появилась первая конная железная дорога.
- Произведите морфемный разбор слов: извозчики, первая, появились, конная, шестнадцатого, городского, пятеро.
Помощник экскурсовода 3 читает текст:
Вот так описывает открытие первой линии трамвая одна из газет начала 20-го века: «В начале десятого утра приглашенные гости стали съезжаться к Александровскому саду, где был разбит шатер. У входа в сад двумя рядами выстроились вагоновожатые в новой форме: пятеро с одной стороны, пятеро с другой. Тут же выстроились убранные национальными флагами десять вагонов-моторов.
В течение целого дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением, и ни один вагон не отходил не переполненным пассажирами».
- Просклоняйте: пятеро вагоновожатых.
- Завершая путешествие по городу, вспомним, чем отличаются числительные от других частей речи.
В тетради начертим два столбика
Числительные |
Другие части речи |
- Выберите из предложений слова и заполните таблицу (предложения записаны на доске):
- На смену пятиэтажным домам пришли пятнадцатиэтажные.
- Территория города составляет 600 квадратных километров.
- Удвоилась сеть городского транспорта.
- За проезд в трамвае до 1987 года жители платили 3 копейки, а в автобусе – пятак.
IV. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы повторяли имя числительное, путешествуя по Санкт-Петербургу.
- Что нового узнали о городе?
- Заинтересовал ли вас город?
- Какова роль числительных в речи?
- Для чего нужно изучать числительное?
- И в завершении запишем в тетрадь и на доску слова А.С.Пушкина:
Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!