Цель:
- Формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе.
- Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас именами прилагательными через организацию беседы по картине И.Я. Грабаря “Зимний пейзаж;
- Воспитывать эстетический вкус, умение наблюдать красоту вокруг;
Тип урока:
- урок – путешествие
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- презентация к уроку,
- раздаточный материал снежинки,
- бумажная елка,
- музыка Чайковского из цикла«Времена года», «Зима».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Музыка + фон (презентация слайд №1)
- Представьте себе, что мы путешествуем по зимнему лесу. (слайд №2 лес)
- Глубоко вздохнули, выдохнули (2 раза)
- Что вы почувствовали? (Свежий воздух).
Физминутка (пальчиковая)
Расправьте ладони, давайте покажем:
- Как светит солнышко летом?
- Как светит солнышко осенью?
– Как светит солнышко зимой?
– Как светит солнышко весной?
- А теперь представьте, что у вас замерзли руки, давайте их разотрем, что вы почувствовали? (согреваются ладони)
- Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему.
- Улыбнитесь мне, друг другу.
- Повернитесь, улыбнитесь гостям. Тихо сели.
- - Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на парту.
Повторяйте за мной.
- Я в школе на уроке.
- Я радуюсь этому.
- Внимание мое растет.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я готов к работе!
II. Подготовка к изучению нового.
1) Наблюдение над языковым материалом.
– Откройте тетради, запишите число
(На доске словосочетания)
- Высокий сугроб
- пушистая снежинка
- белоснежное одеяло
- Посмотрите внимательно, что объединяет эти словосочетания? (Все ед. ч.)
Запишите в тетрадь словосочетания и определите род имен прилагательных.
- Определите род имен прилагательных (с места)
- высокий (м.р., )сугроб
- пушистая (ж.р.,) снежинка
- белоснежное (ср. р.) одеяло
- Поставьте данные словосочетания во мн. ч., запишите в тетрадь. У доски ученик.
Высокий сугроб - высокие сугробы пушистая снежинка - пушистые снежинки белоснежное одеяло - белоснежные одеяла
- Определите род прилагательных во мн. ч. (не определяется)
- Как определяем род имен прилагательных? (по имени сущ. с которым связано прил. по смыслу, какого рода это имя сущ. такого рода и имя прил.)
- Можно ли определить род имен существительных во мн. ч.?
Сугробы, снежинки, одеяла, дети (нет, т.к. нельзя определить, какой это род мужской или женский)
- Кто скажет, какая тема нашего урока? (склонение имен прилагательные мн. ч.,) (сл №3 тема)
Цель нашего урока научиться склонять имена прил. мн. ч., использовать их устной и письменной речи
2) Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 150
- Прочитайте правило самостоятельно.
- Чтение Федоровой А.
- Прочитайте правило друг другу.
- Как изменяются имена прилагательные во мн. ч.? (только по падежам) (слайд. №4 правило).
- Как не изменяются имена прилагательные мн. ч.? (не изменяются по родам).
- Как определить падеж имени прилагательного во мн. ч.?(как в ед. ч. падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного к которому оно относится).
- Какой сделаем вывод?
Вывод со слайда читает ученик.
III. Формирование полученных знаний и умений.
- Давайте просклоняем словосочетания: высокие сугробы, пушистые снежинки (по строчке разные ученики у доски)
И.п. (какие?) высокие сугробы, пушистые снежинки,
Р.п. (каких?)высоких сугробов, пушистых снежинок,
Д.п. (каким?) высоким сугробам, пушистым снежинкам,
В.п. (какие?) высокие сугробы, пушистые снежинки,
Т.п. (какими?) высокими сугробами, пушистыми снежинками,
П.п. (о каких?) о высоких сугробах пушистых снежинках
- Какие окончания имеют имена прилагательные мн. ч
(Слайд №5 таблица)
И.п. В.п. |
ые, ие |
Р.п. П.п. |
их, ых |
Д.п. |
ым, им |
Т.п. |
ыми, ими |
Физминутка (слайд №6 лес)
Хорошо гулять по лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в сторону раскинул.
Хорошо гулять по лесу!
- Тихо сели.
Давайте, послушаем музыку и глазками последим за тем, как падают снежинки. (Слайд со снежинками №7)+ (музыка)
IV. Развитие речи.
1) Эмоциональный настрой.
- Что вам сейчас представлялось, когда слушали музыку? (зимний день в лесу, полянку, изредка можно почувствовать легкие порывы ветерка.)
- Какое название может быть у этой музыки? (слайд №8)
- Эта прекрасная музыка из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Зима»
- Как зиму можно назвать ласково? (зимушка, красавица, волшебница, матушка)
- Какая бывает зима? (великолепная, прекрасная русская зима, снежная, холодная, суровая)
- Как выглядит земля с приходом зимы? (Покрыта белоснежным одеялом, укутана снежным покрывалом)
- С чем можно сравнить деревья зимой? (Одеты в белые платья, меховые шубы, шапки).
- Мы назвали много разных слов, которые нам помогли описать зиму, как они называются? (Имена прилагательные)
Картины зимы можно описать не только словами и музыкой, красоту
зимней природы показывают красками художники в своем творчестве.
- Посмотрите, как изобразил зиму в своем творчестве И.Я. Грабарь. Картина называется “Зимний пейзаж» (слайд №9 картина)
2) Рассматривание картины.
Художник написал эту картину в 1954году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений художника. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в морозный зимний день. И.Я.Грабарь передает зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
3) Беседа по содержанию картины.
- Описывая картину, не забывайте употреблять как можно больше имен прилагательных в разных падежах.
- Что вы видите на картине? (лесную снежную поляну).
- Это пейзаж, потому что на картине изображено описание природы.
- Удалось ли И. Грабарю передать красоту зимнего дня? (да художник использовал разнообразные краски, картина кажется яркой и весёлой).
- Какое время суток изобразил художник? (Зимний день)
- Какая погода? (теплая)
- А день какой? (солнечный)
- Почему вы так решили? (На картине не изображено солнце, но от тонких, белоствольных, задумчивых берёзок, пышных, колючих елей подает серая тень).
- Что вы видите на переднем плане картины? (Художник изобразил молодую кривую березу и сломленную елку).
- Как вы думаете, почему художник решил изобразить их на переднем плане? (Как и в жизни рядом с красивым – некрасивое, рядом с больными и здоровыми людьми рядом находятся больные, старые и немощные люди, которым мы должны оказывать помощь, не отталкивая их от себя).
- Что вы видите на заднем плане картины? (Красуются пушистые, вечнозелёные ели и тонкие красавицы березки, высокие, чуть не до неба, широкие, покрытые инеем, каждая веточка точно из снега, свесили снежные ветки).
- Что выделяется более всего на переднем плане. А что же самое главное в зимней красоте? (Более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально во время работы сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба).
- А как нам толкует это слово словарь? (Подготовленный ученик из словаря. Снег – это атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.)
- А какого он цвета? (Разного, белого, серебристого, голубого, розового…)
- О небе что можно сказать? (Небо высокое, нежное, голубоватое)
- Что можно сказать о воздухе? (Воздух тихий, прозрачный).
- Какое настроение создает эта картина? (Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает праздничное настроение. Художник хорошо показал (красоту, изящество) зимы).
А теперь, внимание. Какая изученная часть речи обогащает наш язык, делает его выразительным? (Имя прилагательное).
4. Лексическая работа. (На доске)
- Небо - ярко-синее, высокое, голубоватое, безоблачное;
- Берёзы - жемчужные, белые, словно невесты, тонкие красавицы; хрустальные ветки.
- Тени – серо – голубые, длинные;
- Ели – пушистые, темно - зелёные;
- Снег - снег кажется хрустальным, пушистый, сиреневый, розоватый, беловато - розовый голубой, серебристый; изобразил, показал, нарисовал;
- День – солнечный, ясный, морозный
- Эти слова вам помогут в сочинении. Как их можно назвать? (Опорными)
- Художник И. Грабарь показал красоту зимней природы с помощью кистей и красок, П.И. Чайковский изображает зиму в музыке, а перед вами сейчас стоит задача описать красоту зимней природы словами.
Какое название можно дать вашей словесной картине? (Зимняя сказка, снежная сказка и т.д.)
- Предлагаю вам описать картину зимней природы в своем мини – сочинении словами.
5. Самостоятельная работа
6. Слушание рассказов.
- Кто желает поделиться результатами своего творчества?По времени письмо от зимы (слайд)
V. Итог урока. Рефлексия.
1) - С какой темой сегодня познакомились на уроке?
Что должны запомнить самое важное? (слайд №7 правило)
- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)
- Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
2) Пришло время подвести итоги.
Вы фиксировали свои наблюдения о состоянии природы зимой, увидели ее необычные краски, слушали музыку, рассматривали репродукцию картины, и нашли образные выражения составляя свое мини – сочинение.
- А вызвала ли вся проделанная работа у вас творческий интерес. Если “ДА”, прикрепите снежинку на ёлочку.
На доске появляется елочка.
3) Д/з.
- стр. 131 упр. 343 правило выучить.
Зимний пейзаж.
На картине И. Э. Грабаря «Зимний пейзаж» с первого взгляда ничего особенного не заметишь. Надо всмотреться в прелесть этого сказочного мира.
На снежной лесной поляне таинственно застыла полоса леса. На её фоне стоят сестрицы – берёзки, тонкие стволы которых вбирают нежный отблеск белого снега и красавицы ели. Кажется, что берёзки обнялись и ждут весеннего солнечного тепла, которое оденет их в зелёную дымку листвы. Белизна снега выгодно оттеняет и без того яркий праздничный наряд елей.
Снег отражает голубую лазурь неба и кажется хрустальным.
Всюду царит нерушимая тишина, спокойствие, безмолвие. Чувствуется, что художник любит русскую природу и очень бережно относится к ней.