Урок русского языка по программе Т.Г. Рамзаевой в 4-м классе по теме "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе.
  2. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас именами прилагательными через организацию беседы по картине И.Я. Грабаря “Зимний пейзаж;
  3. Воспитывать эстетический вкус, умение наблюдать красоту вокруг;

Тип урока:

  • урок – путешествие

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • презентация к уроку,
  • раздаточный материал снежинки,
  • бумажная елка,
  • музыка Чайковского из цикла«Времена года», «Зима».

Ход урока:

I. Организационный момент.

Музыка + фон (презентация слайд №1)

- Представьте себе, что мы путешествуем по зимнему лесу. (слайд №2 лес)

- Глубоко вздохнули, выдохнули (2 раза)

- Что вы почувствовали? (Свежий воздух).

Физминутка (пальчиковая)

Расправьте ладони, давайте покажем:

- Как светит солнышко летом?

- Как светит солнышко осенью?

– Как светит солнышко зимой?

– Как светит солнышко весной?

- А теперь представьте, что у вас замерзли руки, давайте их разотрем, что вы почувствовали? (согреваются ладони)

- Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему.

- Улыбнитесь мне, друг другу.

- Повернитесь, улыбнитесь гостям. Тихо сели.

- - Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на парту.

Повторяйте за мной.

  • Я в школе на уроке.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание мое растет.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я готов к работе!

II. Подготовка к изучению нового.

1) Наблюдение над языковым материалом.

– Откройте тетради, запишите число

(На доске словосочетания)

  • Высокий сугроб
  •  пушистая снежинка
  •  белоснежное одеяло

- Посмотрите внимательно, что объединяет эти словосочетания? (Все ед. ч.)

Запишите в тетрадь словосочетания и определите род имен прилагательных.

- Определите род имен прилагательных (с места)

  • высокий (м.р., )сугроб
  • пушистая (ж.р.,) снежинка
  • белоснежное (ср. р.) одеяло

- Поставьте данные словосочетания во мн. ч., запишите в тетрадь. У доски ученик.

Высокий сугроб - высокие сугробы пушистая снежинка - пушистые снежинки белоснежное одеяло - белоснежные одеяла

- Определите род прилагательных во мн. ч. (не определяется)

- Как определяем род имен прилагательных? (по имени сущ. с которым связано прил. по смыслу, какого рода это имя сущ. такого рода и имя прил.)

- Можно ли определить род имен существительных во мн. ч.?

Сугробы, снежинки, одеяла, дети (нет, т.к. нельзя определить, какой это род мужской или женский)

- Кто скажет, какая тема нашего урока? (склонение имен прилагательные мн. ч.,) (сл №3 тема)

Цель нашего урока научиться склонять имена прил. мн. ч., использовать их устной и письменной речи

2) Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 150

- Прочитайте правило самостоятельно.

- Чтение Федоровой А.

- Прочитайте правило друг другу.

- Как изменяются имена прилагательные во мн. ч.? (только по падежам) (слайд. №4 правило).

- Как не изменяются имена прилагательные мн. ч.? (не изменяются по родам).

- Как определить падеж имени прилагательного во мн. ч.?(как в ед. ч. падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного к которому оно относится).

- Какой сделаем вывод?

Вывод со слайда читает ученик.

III. Формирование полученных знаний и умений.

- Давайте просклоняем словосочетания: высокие сугробы, пушистые снежинки (по строчке разные ученики у доски)

И.п. (какие?) высокие сугробы, пушистые снежинки,

Р.п. (каких?)высоких сугробов, пушистых снежинок,

Д.п. (каким?) высоким сугробам, пушистым снежинкам,

В.п. (какие?) высокие сугробы, пушистые снежинки,

Т.п. (какими?) высокими сугробами, пушистыми снежинками,

П.п. (о каких?) о высоких сугробах пушистых снежинках

- Какие окончания имеют имена прилагательные мн. ч

(Слайд №5 таблица)

И.п. В.п.

ые, ие

Р.п. П.п.

их, ых

Д.п.

ым, им

Т.п.

ыми, ими

Физминутка (слайд №6 лес)

Хорошо гулять по лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в сторону раскинул.
Хорошо гулять по лесу!

- Тихо сели.

Давайте, послушаем музыку и глазками последим за тем, как падают снежинки. (Слайд со снежинками №7)+ (музыка)

IV. Развитие речи.

1) Эмоциональный настрой.

- Что вам сейчас представлялось, когда слушали музыку? (зимний день в лесу, полянку, изредка можно почувствовать легкие порывы ветерка.)

- Какое название может быть у этой музыки? (слайд №8)

- Эта прекрасная музыка из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Зима»

- Как зиму можно назвать ласково? (зимушка, красавица, волшебница, матушка)

- Какая бывает зима? (великолепная, прекрасная русская зима, снежная, холодная, суровая)

- Как выглядит земля с приходом зимы? (Покрыта белоснежным одеялом, укутана снежным покрывалом)

- С чем можно сравнить деревья зимой? (Одеты в белые платья, меховые шубы, шапки).

- Мы назвали много разных слов, которые нам помогли описать зиму, как они называются? (Имена прилагательные)

Картины зимы можно описать не только словами и музыкой, красоту

зимней природы показывают красками художники в своем творчестве.

- Посмотрите, как изобразил зиму в своем творчестве И.Я. Грабарь. Картина называется “Зимний пейзаж» (слайд №9 картина)

2) Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1954году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений художника. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в морозный зимний день. И.Я.Грабарь передает зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

3) Беседа по содержанию картины.

- Описывая картину, не забывайте употреблять как можно больше имен прилагательных в разных падежах.

- Что вы видите на картине? (лесную снежную поляну).

- Это пейзаж, потому что на картине изображено описание природы.

- Удалось ли И. Грабарю передать красоту зимнего дня? (да художник использовал разнообразные краски, картина кажется яркой и весёлой).

- Какое время суток изобразил художник? (Зимний день)

- Какая погода? (теплая)

- А день какой? (солнечный)

- Почему вы так решили? (На картине не изображено солнце, но от тонких, белоствольных, задумчивых берёзок, пышных, колючих елей подает серая тень).

- Что вы видите на переднем плане картины? (Художник изобразил молодую кривую березу и сломленную елку).

- Как вы думаете, почему художник решил изобразить их на переднем плане? (Как и в жизни рядом с красивым – некрасивое, рядом с больными и здоровыми людьми рядом находятся больные, старые и немощные люди, которым мы должны оказывать помощь, не отталкивая их от себя).

- Что вы видите на заднем плане картины? (Красуются пушистые, вечнозелёные ели и тонкие красавицы березки, высокие, чуть не до неба, широкие, покрытые инеем, каждая веточка точно из снега, свесили снежные ветки).

- Что выделяется более всего на переднем плане. А что же самое главное в зимней красоте? (Более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально во время работы сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба).

- А как нам толкует это слово словарь? (Подготовленный ученик из словаря. Снег – это атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.)

- А какого он цвета? (Разного, белого, серебристого, голубого, розового…)

- О небе что можно сказать? (Небо высокое, нежное, голубоватое)

- Что можно сказать о воздухе? (Воздух тихий, прозрачный).

- Какое настроение создает эта картина? (Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает праздничное настроение. Художник хорошо показал (красоту, изящество) зимы).

А теперь, внимание. Какая изученная часть речи обогащает наш язык, делает его выразительным? (Имя прилагательное).

4. Лексическая работа. (На доске)

  • Небо - ярко-синее, высокое, голубоватое, безоблачное;
  • Берёзы - жемчужные, белые, словно невесты, тонкие красавицы; хрустальные ветки.
  • Тени – серо – голубые, длинные;
  • Ели – пушистые, темно - зелёные;
  • Снег - снег кажется хрустальным, пушистый, сиреневый, розоватый, беловато - розовый голубой, серебристый; изобразил, показал, нарисовал;
  • День – солнечный, ясный, морозный

- Эти слова вам помогут в сочинении. Как их можно назвать? (Опорными)

- Художник И. Грабарь показал красоту зимней природы с помощью кистей и красок, П.И. Чайковский изображает зиму в музыке, а перед вами сейчас стоит задача описать красоту зимней природы словами.

Какое название можно дать вашей словесной картине? (Зимняя сказка, снежная сказка и т.д.)

- Предлагаю вам описать картину зимней природы в своем мини – сочинении словами.

5. Самостоятельная работа

6. Слушание рассказов.

- Кто желает поделиться результатами своего творчества?По времени письмо от зимы (слайд)

V. Итог урока. Рефлексия.

1) - С какой темой сегодня познакомились на уроке?

Что должны запомнить самое важное? (слайд №7 правило)

- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

- Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

2) Пришло время подвести итоги.

Вы фиксировали свои наблюдения о состоянии природы зимой, увидели ее необычные краски, слушали музыку, рассматривали репродукцию картины, и нашли образные выражения составляя свое мини – сочинение.

- А вызвала ли вся проделанная работа у вас творческий интерес. Если “ДА”, прикрепите снежинку на ёлочку.

На доске появляется елочка.

3) Д/з.

- стр. 131 упр. 343 правило выучить.

Зимний пейзаж.

На картине И. Э. Грабаря «Зимний пейзаж» с первого взгляда ничего особенного не заметишь. Надо всмотреться в прелесть этого сказочного мира.

На снежной лесной поляне таинственно застыла полоса леса. На её фоне стоят сестрицы – берёзки, тонкие стволы которых вбирают нежный отблеск белого снега и красавицы ели. Кажется, что берёзки обнялись и ждут весеннего солнечного тепла, которое оденет их в зелёную дымку листвы. Белизна снега выгодно оттеняет и без того яркий праздничный наряд елей.

Снег отражает голубую лазурь неба и кажется хрустальным.

Всюду царит нерушимая тишина, спокойствие, безмолвие. Чувствуется, что художник любит русскую природу и очень бережно относится к ней.