Патриотический игровой проект, посвященный годовщине победы под Сталинградом, – "Это было, было, было…"

Разделы: Классное руководство


Патриотизм – преданность и любовь
к своему отечеству, своему народу.
С.И. Ожегов

Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров и система поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников. Следовательно, изначально патриотизм – это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и даёт возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма.

Патриотизм – это не значит только одна
любовь к своей Родине. Это гораздо больше
…Это сознание своей неотъемлемости
от Родины и неотъемлемое переживание
с ней её счастливых и несчастных дней.
А.Н. Толстой

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Память связывает поколения. Это духовный мост через годы, десятилетия. И силу свою, и храбрость, и красоту, и мужество – весь дух свой человеку помогает обрести священная память о защитнике родной земли.

Война…Нынешнему поколению это слово известно только из истории, рассказов фронтовиков, из воспоминаний о суровых минувших днях. Летом 1941 года, когда коварный враг напал на Советский Союз, прозвучало обращение к советскому народу со словами мужества, надежды, веры: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Эти слова стали всенародным лозунгом Великой Отечественной войны. Путь к Победе был долгим и суровым. Враг рвался к основным жизненным центрам страны, подошел к Ленинграду, Москве, захватил Киев, грозился самому существованию Советского государства. Красная Армия в грозных битвах мужественно отстаивала каждую пядь нашей земли. Сотни тысяч добровольцев поступили в народное ополчение, миллионы людей создавали оборонительные сооружения, чтобы преградить путь противнику. День и ночь без сна и отдыха трудился советский тыл, поставляя фронту продовольствие, вооружение, боеприпасы: «Всё для фронта, всё для победы!»

«Это было, было, было…»

Патриотический игровой проект, посвященный годовщине победы под Сталинградом.

Цели и задачи:

  • воспитание патриотизма и формирование гражданских качеств личности школьников;
  • изучение славной боевой истории Сталинграда;
  • приобщение учащихся к легендарному прошлому нашей страны;
  • повышение образовательного уровня и расширение читательского кругозора;
  • формирование навыков уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

Участники проекта:

  • учащиеся 8-х классов школы;
  • классный руководитель
  • учителя-консультанты;
  • учащиеся-координаторы 11-й класс.

Сроки реализации проекта:

  • неделя

Форма презентации:

  • историко-патриотическая игра – путешествие.

Проектные команды:

  • «Волжская твердыня»,
  • «Сталинградцы»,
  • «Гаситель»,
  • «Волжане» (5 человек от 8-9 классов школы).

Проектные задания: Команды-участницы должны подготовиться к преодолению «рубежей» (так называются конкурсные испытания игры):

«Спешите видеть». Участникам предлагаются на выбор фотографии исторических достопримечательностей современного Волгограда, нужно рассказать об одном из них, указать где оно находится и каким образом связано со Сталинградской битвой.

«Личность в истории». А.И. Еременко, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, В.И. Чуйков (ведущий читает биографию одного из четырех знаменитых полководцев Великой Отечественной войны, участники путешествия-игры должны узнать его и назвать его фамилию, имя, отчество).

Экспресс-викторина. Ведущий задает вопросы по истории Сталинградской битвы и жизни современного Волгограда.

«Гонка за лидером». Этот «рубеж» преодолевают три команды, отставшие от команды-лидера.

«Реквием». Каждой команде предлагается прослушать отрывки из песен: «Растет в Волгограде березка», «На Мамаевом кургане тишина», «Стоит над рекой исполин величавый», «Горячий снег», назвать песню, авторов музыки и слов и дать пояснение к тематике содержания песни.

«Единое братство». Команды разыгрывают треугольники-письма, в которых обозначены названия памятников героям Сталинградской битвы, нужно рассказать об этом человеке, указать место его памятника в Волгограде, рассказать, что ещё связано с именем этого человека в нашем городе (Михаил Паникаха, Василий Ефремов, Саша Филлипов, Рубен Руис Ибаррури).

Подведение итогов и награждение. Промежуточные итоги подводятся и отражаются на экране путешествия после преодоления каждого рубежа, каждый участник команды-победителя награждается грамотой, все остальные получают письменные благодарности за активное участие в проекте.

Ход историко-патриотической игры-путешествия

Рубеж «Спешите видеть»

Команды разыгрывают номера фотографий, на которых изображены исторические достопримечательности города Волгограда: Солдатское поле, «Гаситель», Дом Павлова, монумент «Стоять насмерть» на Мамаевом кургане. Один человек из команды-участницы рассказывает об этом месте, говорит, каким образом оно связано со Сталинградской битвой.

Рубеж Личность в истории»

Команды получают предварительное задание узнать о жизни четырёх известных полководцев Великой отечественной войны: А.И. Ерёменко, Г.К. Жукове, К.К. Рокоссовском, В.И. Чуйкове. Ведущий называет отдельно для каждой команды факты биографии этих людей, а участники игры должны как можно быстрее назвать фамилию, имя, отчество полководца.

А. И. Ерёменко

  1. На военную службу был призван в 21 год.
  2. В 1923 году окончил Высшую кавалерийскую школу, в 1925 году – курс усовершенствования комсостава, в 1935 году – Военную академию имени М. Н. Фрунзе.
  3. Во время войны командовал Сталинградским фронтом и внёс большой вклад в героическую оборону Сталинграда.
  4. 11 марта 1945 года ему было присвоено звание «Маршала Советского Союза».

Г. К. Жуков

  1. Был призван на военную службу в возрасте 19 лет в 1915 году.
  2. Великая Отечественная война застала его в должности начальника Генерального штаба Красной Армии.
  3. Он умел мгновенно разобраться в обстановке, принять необходимые, единственно правильные решения, подчинить своей воле огромные массы людей и привести их к успеху.
  4. Трудно найти орден, которым не был награждён этот человек.
  5. Он четырежды Герой Советского Союза.

К. К. Рокоссовский

  1. В Красной Армии с 18-и лет.
  2. Войска под командованием этого человека участвовали в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском.
  3. Автор книги « Солдатский долг».
  4. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

В. И. Чуйков

  1. Трудовая деятельность началась
  2. Первый бой в качестве помощника командира роты принял в апреле 1918 года.
  3. В начале лета 1942 года принимает командование 64-й, потом 62-й армией, вынесшей особую тяжесть борьбы за Сталинград.
  4. Дважды Герой Советского Союза.
  5. Согласно его завещанию, похоронен на Мамаевом кургане.

Рубеж «Экспресс-викторина»

1. Царицын был переименован в Сталинград:

а) В 1925 году
б) В 1935 году
в) В 1945 году

2. 12 июля 1942 года на базе полевого управления войск Юго-Западного фронта был создан:

а) Донской фронт
б) Сталинградский фронт
в) Юго-Западный фронт

3. Начало Сталинградской битвы приходится на:

а) 17 июля 1942 года
б) 17 августа 1942 года
в) 17 сентября 1942 года

4. В этот день в 16 часов 18 минут на город обрушилась фашистская армада, сбросившая более 12 тысяч бомб. В воздухе находилось одновременно до 82 самолётов «Люфтваффе». Это было:

а) 21 августа 1942 года
б) 22 августа 1942 года
в) 23 августа 1942 года

5. На защиту Сталинграда встали:

а) отряды народного ополчения
б) моряки Волжской военной флотилии
в) воины Сталинградского гарнизона
г) 10-я дивизия войск НКВД
д) курсанты военных училищ
е) воины двух артиллерийских полков

6. Командующим 13-й гвардейской дивизией, вступившей в бой в ночь с 13 на 14 сентября, был генерал:

а) М. С. Шумилов
б) А. И. Родимцев
в) В. И. Чуйков

7. Какое название носила военная операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом, разработанная под руководством Г. К. Жукова:

а) «Буран»
б) «Ураган»
в) «Уран»

8. Окружение мощной группировки врага у стен Сталинграда произошло:

а) 19 ноября
б) 19 октября
в) 19 декабря

9. 10 января 1943 года войска Донского фронта приступили к последней операции Сталинградской битвы, носившей название:

а) «Кулон»
б) «Кольцо»
в) «Круг»

10. Звание «Города-героя» Сталинграду было присвоено:

а) 1 мая 1945 года
б) 1 мая 1955 года
в) 1 мая 1965 года

11. Подвиг возрождения Сталинграда связан со знаменитым массовым движением за создание строительных бригад по инициативе:

а) А. М. Черкасовой
б) М. К. Агашиной
в) А. Н. Пахмутовой

12. Первым строительным объектом стал:

а) драмтеатр им. М. Горького
б) Дом Павлова
в) железнодорожный вокзал

13. По предложению В. И. Чуйкова первая восстановленная улица в Сталинграде была названа:

а) Комсомольской
б) Мира
в) Советской

14. Какое культурно-просветительское учреждение в 1954 году город получил в дар от Германской Демократической Республики?

а) Планетарий
б) Дворец пионеров
в) библиотеку им. М. Горького

15. Площадь Павших Борцов раньше называлась:

а) Николаевская
б) Петровская
в) Александровская

16. Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися в борьбе с захватчиками городу-герою Волгограду были вручены в ознаменование:

а) 30-летия Победы
б) 20-летия Победы
в) 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Рубеж « Гонка за лидером»

(Этот рубеж «преодолевают» команды, отставшие от лидера)

  1. Назовите скульптуру, венчающую вершину Мамаева кургана. (Мать-Родина)
  2. Назовите фамилию знаменитого сержанта, под командованием которого в течение 58 дней и ночей продолжалась героическая защита известного дома. (Павлов)
  3. Сколько дней и ночей продолжалась Сталинградская битва? (200)
  4. Каким образом обозначены рубежи переднего края обороны Сталинграда с современном Волгограде? (Танковые башни)
  5. Какой завод в годы Великой Отечественной войны выпускал знаменитый танк Т-34? (Тракторный завод)
  6. Назовите фамилию и имя легендарного снайпера, прославившегося в дни Сталинградской битвы и перезахороненного 31 января 2006 года на Мамаевом кургане. (Василий Зайцев)
  7. Где был пленён командующий 6-й армией фельдмаршал Паулюс? (В подвале Центрального универмага)
  8. Что находится на Аллее Героев рядом с обелиском в честь героев и символизирует вечную память о погибших? (Вечный огонь)
  9. Назовите имя и фамилию известной комсомолки, погибшей у деревни Паньшино. О ней написаны книги «Четвёртая высота», «Письма без марок». (Гуля Королева)
  10. Какое здание осталось не восстановленным после Сталинградской битвы как напоминание о страшных разрушениях в городе? (Бывшая мельница)

Рубеж «Реквием»

Командам предлагается прослушать фрагменты известных песен и Сталинградской битве и о городе Волгограде, назвать их авторов и рассказать, о чём эти песни, с какими событиями войны и современной историей они связаны.

  1. «Песня о Волгограде». О. Фельцман – Л. Дербенёв.
  2. «Растёт в Волгограде берёзка». Г. Пономаренко – М. Агашина.
  3. «Песня-сказ о Мамаевом кургане» А. Пахмутова – В. Боков.
  4. «Горячий снег». А. Пахмутова – М. Лыков.

Рубеж «Единое братство»

Команды выбирают один из треугольников-писем, где назван один из героев, которому в Волгограде установлен памятник. Надо рассказать об этом человеке, указать место памятника: Михаил Паникаха, Василий Ефремов, Саша Филиппов, Рубен Руис Ибаррури.

Подведение итогов, награждение победителей.

Литература, мультимедиа, Интернет-ресурсы

  1. Волгоград. Путеводитель по историческим местам города. «Советская Россия», 1977г.
  2. Волгоград. Четыре века истории. Нижнее-Волжское книжное издательство. Волгоград, 1989 г.
  3. Великая Отечественная. Краткая иллюстрированная история войны для юношества. Москва, «Молодая гвардия», 1975 г.
  4. CD: «Хроники возрождения», «БЭ Кирилла и Мефодия». 2002-2005 гг.
  5. Сайт в Интернете «Царицын, Сталинград, Волгоград». http://gorod.bayard.ru
  6. Сайт, посвящённый Мамаеву кургану. http://mamayevhill.volgadmin.ru