Урок по внеклассному чтению с использованием регионального компонента "Северный чародей" (урок-размышление по сказкам С.Г. Писахова)

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомиться со сказками С.Г. Писахова,
  2. Определить для себя особенности этих сказок и понять какие качества человека ценит сам автор.

Задачи:

  • знакомство с биографией и творчеством северного сказочника С.Г. Писахова;
  • совершенствовать навык выразительного чтения;
  • работа над жанром «сказка»;
  • работа над составлением портретной характеристики героя;
  • работа над выразительными средствами;
  • знакомство с диалектными словами;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою «малую» родину.

Оборудование:

  • тексты сказок С.Г. Писахова,
  • портрет Писахова,
  • детские иллюстрации по сказкам С.Г.Писахова,
  • компьютер,
  • ММ проектор,
  • экран,
  • диск с презентацией по Писахову.

На доске:

- Эпиграф: «Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков, - я свои сказки веду от имени Сени Малины».

-На доске слова:

Погребица, студили, по-зажилью, поветерью несло, шаньги.

- Какие необычные обороты речи вы выписали?

  • всамделишна облизьяна
  • насилу отругались
  • поют вперегонки и без удержу
  • торговаться учнут
  • дохла льдина, к делу гожа
  • всяческо благорастворение
  • бочки порозны к берегу подкатывают
  • а котора рыба побойче
  • вприсядку пустятся до уморения!

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.
  3. Знакомство с героем и рассказчиком многих сказок Писахова Сеней Малиной (работа с портретом).
  4. Проверка домашнего задания. (Чтение наизусть сказок Писахова).
  5. Работа над художественными средствами.
  6. Работа с диалектными словами.
  7. Особенность композиции сказок С.Г. Писахова.
  8. Инсценировка детьми сказки «Как поп работницу нанимал».
  9. Вывод.
  10. Домашнее задание к следующему уроку.

Ход урока

В тишине просмотр слайдов 1, 2. Слайд 3 (под голос учителя) (Презентация)

Учитель: «Невысокого роста, плотный, приземистый – в народе таких называют «кряжистый». Большая не по росту голова с шапкой буйных седых волос, прикрывающих крупные уши. Очень длинные седые, слегка вьющиеся усы. Ровно подстриженная в кружок борода. Черты лица резкие, выразительные. Крупный нос. Высокий умный лоб над очень густыми и необычайно длинными кустистыми бровями. А первое, что привлекает внимание - это ясные чистой голубизны глаза»

(Слова журналиста Болотникова).

Имя Степана Григорьевича Писахова известно каждому северянину. Он родился и умер в одном и том же деревянном доме на Поморской улице в городе Архангельске. Известность он завоевал и как талантливый живописец, певец северной природы.

Слайды 4, 5,6,7,8. Репродукции его картин перед вами. Но и как мудрый, лукавый, добрый сказочник. Северным чародеем называли его.

В его шкатулке - пусть не малахитовой, а из северных валунных пород - хранились сказки и легенды, легкие, шутливые, озорные, вместе с тем передававшие самые заветные думы народа.

Цель урока: Мы с вами попытаемся сегодня поближе познакомиться со сказками С.Г. Писахова, определить для себя особенности этих сказок и понять какие качества человека ценит сам автор.

- Какие сказки вам понравились? Чем?

- Очутиться в какой сказке хотели бы вы и почему?

Учитель: В деревне Уйма, недалеко от Архангельска, в 1928 году Писахов познакомился с крестьянином Семеном Михайловичем Кривоноговым, по прозвищу Сеня Малина, талантливым сказочником. Семен Михайлович рассказывал ему, как он с дедом «на корабле через Карпаты ездил» и «как собака Розка волков ловила». С тех пор Сеня Малина становится героем и рассказчиком многих сказок Писахова.

Зачитывается эпиграф с доски: «Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков, - я свои сказки веду от имени Сени Малины»,- говорит писатель.

- Каким вы представляете Сеню Малину?

- Посмотрите, как по разному ребята изобразили его. (Портреты на доске).

- Какие главные черты Сени сумели изобразить ребята? (Мудрость, хитринка, лукавство).

- Портреты – это всегда характеристика героя.

- А так Сеню Малину видят художники (слайд 9).

- Но больше всего о Сене Малине мы узнаем из историй, которыми он делится с нами. Одна из них сейчас прозвучит.

Ученик:

«Поехал я раз за дровами в лес, дров наклал воз, домой собрался ехать, да вспомнил: заказала старуха глухарей настрелять.

Устал я, неохота по лесу бродить. Ну, жду, сижу. Летят глухари. Я ружье вскинул и давай стрелять, да так норовил, штобы на дрова падали да рядами ложились.

Настрелял я глухарей воз. Поехал, Карьку не гоню - куда тут гнать. Ехал, ехал, да и заснул. Долго ли спал – не помню. Просыпаюсь, перед самым носом елка. Што такое?

Слез, посмотрел. Между саней и карькиным хвостом елка выросла, в обхват. Што делать? Схватил топор, срубил елку, да то ли топор откочил,

То ли лишний раз махнул топором, Карьке ногу отрубил. Поскорее взял серы еловой свежей, ногу и залепил. Сразу зажила.

- Вру? А вот сейчас Карьку выведу. Посмотри, не узнаешь, котора нога была рублена».

Учитель: Спасибо тебе, Сеня.

- А кто такая Карька про которую ты рассказал историю?

Учитель: Ребята хотели еще рассказать истории. А вы подумайте, какие черты характера проявляются в каждой истории. (Смелый, находчивый, с фантазией, мастер на все руки, любит свой край, умеет замечать прекрасное вокруг).

- В жизни очень важно обладать юмором, находчивостью.

- Когда я перечитывала сказки, он мне напомнил одного литературного героя. Он, как и Сеня Малина, путешественник, он летал, попадал в необычайные ситуации.

- Кто он? (Мюнхгаузен).

- А чем похож?

- Откройте, пожалуйста, сказку «Не любо – не слушай», прочитанную вами дома.

- Эта сказка была первой напечатана в сборнике «На Северной Двине».

- А что, ребята, в этой сказке выдумано? Что является небывальщиной?

- Какое художественное средство помогает автору создать атмосферу небывальщины? (Гипербола).

- Если уж крупна морошка, то по 3 фунта и боле.

- Если пить кофей, то по 18 чашек.

- Если вырывать зуб с помощью поезда, то так, чтобы 2 вагона оторвало, а зуб целый!

- Найдите в сказке примеры бывальщины.

- Какие слова помогают понять, что действие в сказке «Не любо – не слушай» происходит на Севере? (Архангельский край, река наша Двина, мишки белы с моржами, семга да треска, полярные совы, чайки, гаги, гагарки, гуси, северны орлы, тюлени с нерпами).

- Во многих сказках дается не только указание на север, но и конкретное место. Деревня Уйма, что в 18 верстах от Архангельска, Жаровиха, Лявля, Глинник, Заостровье, Кегостров, Соломбала.

- И это придает особую достоверность происходящему.

- Более всего Писахов хотел заставить нас всех полюбить север, несмотря на суровые зимы, холода…

- С помощью чего удается Писахову передать живую речь северного народа, обстановку, в которой живут герои. (Диалектные слова)

- Приведите примеры диалектных слов из «Не любо - не слушай» с объяснениями, приготовленными заранее по словарю Даля.

На доске слова:

Погребица, студили, по-зажилью, поветерью несло, шаньги.

- Какие необычные обороты речи вы выписали?

  • всамделишна облизьяна
  • насилу отругались
  • поют вперегонки и без удержу
  • торговаться учнут
  • дохла льдина, к делу гожа
  • всяческо благорастворение
  • бочки порозны к берегу подкатывают
  • а котора рыба побойче
  • вприсядку пустятся до уморения!

- Это разговорные обороты, которые можно услышать только в устной речи северян, они тоже придают определенный колорит сказкам.

- Степан Григорьевич Писахов в совершенстве владел и северными диалектами и разговорной речью.

- А вы заметили, ребята, что сказки Писахова необычны по композиции?

- Кто помнит, что такое композиция?

-Как обычно начинаются сказки? (Жили- были…В некотором царстве, в некотором государстве…)

- А как традиционно начинаются сказки Писахова? Зачитайте начала нескольких сказок.

В них действительно нет традиционного зачина, концовок, повторов, нечистой силы. Они часто строятся в форме беседы, как та сказка, которую мы сейчас услышим.

«Как поп работницу нанимал».

Инсценировка сказки детьми.

Вывод:

Сказки С.Г. Писахова дружны с правдой. Он верит, что все под силу русскому человеку: и месяц с неба достать и поле вспахать в телеге без всякого коня, и работать целый день без устали.

Основная мысль его сказок – мысль о замечательном духовном богатстве русского народа, о его безмерной силе, щедром сердце, могучем разуме.

И русский мужик всегда стремится жить для других, приносить радость и счастье всему народу, как это делал Степан Григорьевич Писахов.

Учитель читает текст слайдов 10,11.

Учитель: Хочу поблагодарить вас за урок. Поставлю «5» всем, кто активно работал сегодня. И в качестве домашнего задания для тех, кому особенно понравились сказки Писахова, предлагаю попытаться сочинить подобную сказку. Как это сделала Света, которой очень хотелось, чтобы ее сказка прозвучала на уроке.

Слайд 12.

(Сказка по мотивам С.Г. Писахова. Сочинила Алексеева Светлана)

На охоте.

Пошел я рябчиков стрелять в лес. Иду, нету никого в лесу. Тишина! Смотрю: след лосиный. Я думаю: «Зря крупну дробь с собой не взял!» Подумал я минут с десяток, плюнул на все и пошел дальше. Иду я дальше. Вдруг слышу: бежит кто-то. Оглянулся, а там лось. Я испугался, полез на сосну. В секунду влез на верхушку. Лось за мной! Я на другу сосну, он за мной! Так мы весь лес три раза обежали. Потом я устал и развернулся. Лось встал как столб, а я ему из ружья в левый глаз! А потом в правый! Лось ослеп. Я его в сани запряг и поехал. Медведь нас увидел и давай смеяться на весь лес. Так и околел со смеху. Я его на сани. Еду дальше. Слышу: «Плюх! Плюх!» Смотрю: рябчики падают с неба. Это медведь, когда смеялся, их смехом убил. Я быстрее собрал дичь в сани. Приехал я домой и всем рассказывал как двумя выстрелами столько дичи наловил.

Чудо-дерево.

Был у нас на деревне дед Афоня. Все в огороде возился. Вот и придумал он: пусть в ночь Ивана-Купалы каждый в ямку на его огороде что-нибудь положит. Люди и положили. Кто горшок, кто башмак. А по весне дед Афоня и вовсе пропал! Никто его не видел. Отпели его в церкви. Только к осени на огород зашли и ахнули: дерево аж под небо ушло! А на верхушке дед Афоня сидит, бублики ест. Сняли его. Афоня все и рассказал. Оказалось, что вещи те проросли. Дед залез на верхушку кустика и уснул. А как проснулся, оказался на дереве высотой семь километров! Так и просидел все лето, бубликами кормясь.