Цель:
- Создание условий для знакомства с понятием “переменной”, “значением переменной”;
- Развитие логического мышления, наблюдательности, умения выполнять самооценку, учебно-познавательной компетенции;
- Воспитание чувства дружбы.
Оборудование: жетоны, протоколы, мультимедийное оборудование.
1) Орг. Момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Нашей встрече рада я.
Решать сложные задачи
Мы отправимся сейчас
Пожелаю всем удачи!
За работу, в добрый час!
2) Актуализация.
- Сегодня на уроке мы будем работать следователями и проведём различные математические расследования.
Где работают следователи? Чем они занимаются?
Вот и мы проведём расследование о некоторых математических понятиях.
За правильные действия во время расследования будут выданы жетоны и оценено ваше участие в расследовании. Ваша работа будет фиксироваться в протоколах.
Прежде, чем приступить к работе, нужно провести предварительное расследование, для того, чтобы повторить математические знания.
а) – Среди записей подозреваемых выберите те, которые являются математическими выражениями.
360 : 4 = 90;
72 + 280;
а + 65;
56 : 7;
х * 5 = 900;
а > 75;
а – с;
78 * в;
а + в = в + а;
М + х.
- Какие записи вы выбрали?
- Что в математике называют математическом
выражении?
- Какие виды выражений вы знаете? (слайд №2)
б) – Распределите данных подозреваемых по группам.
а * 6;
в : 7;
с + 250;
к - 280;
16 * 6;
84 : 7;
230 + 250;
600 – 280.
Слайд №3.
- Значения каких выражений вы можете найти
сразу?
- Почему в выражениях 1 группы вы не можете
назвать результаты?
- Какое значения может принимать буква а? в?
Это постоянная величина? А какая?
3) Постановка проблемы.
- Как бы вы предложили назвать букву, которая может принимать различные значения?
Было много предложений, а как же в математике называют эту величину?
4) Сообщение цели.
Что же нам надо выяснить в ходе нашего расследования?
5) “Открытие” детьми нового знания.
- Итак, расследуем дело о названии букв в математических выражениях.
Прочтите предложения:
Дядя Фёдор дружит с Шариком.
Дядя Фёдор дружит с Матроскиным.
Дядя Фёдор дружит с Галчонком.
Слайд №5
- Что в них изменяется?
- Составьте буквенные выражения, заменив
слова-имена существительные первыми буквами от
имени. А какой знак поставим между ними?
- Составьте математические выражения, заменив
изменяемую величину одной из букв латинского
алфавита.
- Запишите множество значений, которые
скрываются под этой буквой.
(Проверка по эталону) Слайд №6.
- Как бы вы назвали величину а, если под ней
скрываются различные значения?
- А как принято называть её в математике,
прочитайте в учебнике на стр. 65.
Миша прочитает о ней вслух.
- Так что же такое переменная? Слайд №7.
- Закончилось расследование по делу о названии
букв в математических выражениях?
- Как называют буквы в математических выражениях?
6) Первичное закрепление.
Но в математических следственных органах есть ещё множество нераскрытых дел. И одно из них на нашем экране: слайд №8
- Что за персонаж появился? Слайд №10.
- Может ли переменная с в предложении “За ответ
ученик получил отметку с” принимать значения 3, 4,
5, 6, 0, 24?
- Что же такое значение переменной?
Слайд №11.
- Ребята, к нам пришла срочная телеграмма.
“Я знал, что непременно,
Вы найдёте переменную.
Дальше следствие ведите,
Имя вы моё найдите.”
- Мы хорошие следователи, знатоки математического сыска и сможем узнать кто же нам прислал телеграмму. Для этого нам необходимо выполнить расследование, собрать всю необходимую информацию об отправителе телеграммы. Если выполним задание правильно – появится информация об отправителе
7) Закрепление пройденного.
а) Не все следователи также профессионально выполняют проводят расследование, надо найти ошибку в их действиях. Работа по учебнику стр. 66 № 10.
Проверка. (проверка на доске)
- Если число 90 меняет своё место, можно ли
назвать его переменной величиной?
- Что мы должны помнить при умножении круглых
чисел?
- Как мы записываем умножение круглых чисел в
столбик?
- Посмотрите на экран, появилась запись: Слайд “12.
“Я люблю смотреть телевизор”.
- Закончился 1 этап нашего расследования. Что мы узнали об авторе телеграммы?
б) Некоторые виды работ следователи выполняют секретно. Вот и мы выполним работу секретно, самостоятельно. № 11 стр. 66 б) 1 столбик.
- Проверять будем по эталону. Какие критерии
оценки мы выберем?
- Новая запись:
Я полюбил Галчонка.
- Что теперь мы знаем об авторе телеграммы?
в) – Всю работу выполнять самому очень долго и трудно, поэтому помощь товарищей необходима.
Работа в парах. №12 стр. 66
1 ряд – 1ст.
2 ряд – 2 ст.
(Проверка по карточкам).
Появляется запись: Слайд №16
“Я друг Дяди Фёдора”.
- Что мы знаем об авторе телеграммы?
г) Осталось нераскрытым дело о буквенных значениях. Решение уравнений с комментированием. Все ведут протокол, а … пойдёт к доске. (1ст. 1 урав., 2 ст. 1 урав.)
Может ли данная буква х называться переменной математического выражения?
Появляется запись:
“Мне подарили велосипед”.
- Мы можем определить кто прислал телеграмму?
- Кем вы сегодня работали?
- Из нас получились хорошие следователи. На этом
наша работа подошла к концу. Но некоторые дела
отправлены на доследование. Их вы выполните дома.
Страница 65 № 6.
Слайд №20
8) Итог урока.
- Какое математическое слово на уроке было для
вас новым?
- Что о нём вы узнали?
- Кто из вас понял, что такое переменная? Активно
ли вы работали на уроке? В протоколах укажите
количество ваших жетонов и поставьте сами себе
отметку.