Цели урока: продолжить знакомство с биографией и творчеством талантливого детского писателя Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”, произвести анализ данного произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
- Продолжить знакомить детей с биографией и творчеством Е.И. Чарушина;
- Познакомить детей с рассказом “Страшный рассказ”, его идейно-смысловым и художественным содержанием;
- Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью;
- Продолжить работу над выработкой хорошей дикции;
- Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
- Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
- Развивать устную речь учащихся;
- Формировать читательскую самостоятельность;
- Развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
- Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся;
- Расширять кругозор детей;
- Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления;
- Развивать все многообразие психических процессов;
- Развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
- Воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;
- Воспитание критического мышления.
Оборудование: учебник “Родная речь 2 класс” (сост. Л.Ф. Климанова и др.), выставка книг Е.И. Чарушина, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, портрет писателя, карточки для словарной работы “сени”, “чулан”, слого-логопедические таблицы на каждого ученика, на доске написаны пословицы, на партах должны лежать листы с текстами пословиц, скороговорок.
I. Организация детей на работу на уроке.
Настроились. Читаем быстро, уверенно, лучше, чем вчера. (Плакат на доске – чтение хором).
II. Чтение своих книг. Чтение по времени.
1. Чтение жужжащее.
2.
“Губы” – палец.
“Молния” – 20 сек.
“Губы”.
“Молния” – 1 мин.
“Губы”.
3. Чтение отрывка из произведения в течение 1 мин, четко проговаривая слова, особо уделяя внимание окончаниям. Получили удовольствие.
4.
- А теперь прочитайте еще раз, но красиво, для
души, выразительно. (1 мин.)
- Мы читали для души. Кто хочет рассказать о своей
книге? (Краткий рассказ 1-2 учеников).
III. Работа над техникой речи.
1. Поработаем над тембром – таким качеством голоса, по которому можно узнать, кто говорит, окраска голоса.
I ряд – маленькие колокола – бом-бом-бом.
II ряд – средние колокола – бом-бом-бом.
III ряд – большие колокола – бом-бом-бом.
“Ой”
– Зубная боль
– Удивление.
2. Четко хором один раз прочитаем слоговую таблицу – поработаем над дикцией.
3. Чтение – это интонация.
“Добрый день!”
- Произнесите тихо, спокойно.
- Произнесите весело.
- Произнесите с удовольствием.
- Произнесите с плохим настроением.
- Произнесите со страхом (вы воспитанные дети,
но боитесь сказать эти слова, но надо
поздороваться).
- Произнесите с возмущением.
- Посмотрите в глаза друг другу и вложите в эти
слова всю свою любовь.
IV. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на
прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”).
- Вам нужно было подготовить пересказ, но вначале
восстановите деформированный план рассказа.
- Ребята ловили утят. (2)
- Приказ взрослого. (3)
- Утка повела утят к озеру. (1)
- Семья продолжает путешествие. (4)
- Перескажите по этому плану.
- Что полезного вы взяли из этого рассказа?
V. Сообщение темы урока. Постановка цели.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя.
VI. Подготовительная работа.
1. Сообщения детей о жизни и творчестве Е.И. Чарушина (развитие устной монологической речи). Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу.
- Ребята подготовили для нас небольшие сообщения о Евгении Ивановиче Чарушине.
Послушаем. А для улучшения внимания проведем “мозговую гимнастику” – упражнение “Шапка для размышления”.
Сообщение 1.
Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник –архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования.
Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.
Сообщение 2.
Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных (анималистические рассказы, animal – животное), их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью.
2. Выставка книг Е.И. Чарушина.
(Носит ознакомительно-рекомендательный характер).
- Посмотрите на нашу выставку книг Е.И. Чарушина. Многие из них вы уже читали. Какие? О ком они?
3. Подготовка к восприятию текста.
- Откройте учебники на с. 136. Прочитайте название
рассказа.
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?
- Посмотрите на иллюстрацию. О ком это
произведение, судя по иллюстрации?
- Проверим свои предположения, послушав рассказ.
Во время моего чтения постарайтесь понять, о чем этот рассказ и кто его главные герои.
VII. Первичное восприятие текста.
Учебники детей закрыты.
Читает учитель для целостного восприятия текста произведения.
VIII. Проверка первичного восприятия текста.
- Какое впечатление произвел рассказ?
- В какой момент вы волновались?
- Кто главные герои этого рассказа?
- Кого испугались мальчики?
Физкультминутка.
Встали, сели, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее.
- О еже нам подготовили небольшое сообщение. Послушайте его внимательно. Сведения, которые вы услышите, нам в дальнейшем пригодятся.
Сообщение 3.
Еж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи, мыши.
В случае опасности ежик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя.
К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку.
Еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, гусениц, грызунов и ядовитых насекомых.
Серый ежик весь в иголках,
Словно он не зверь, а елка.
Хоть колюч молчун лесной –
Ежик добрый, а не злой.
IX. Чтение и анализ произведения.
1. Словарная работа.
(Проводится с использованием “Толкового словаря русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
- Прежде чем перечитать рассказ, уточним
значения некоторых слов.
- Что такое сени? (В деревенских избах и в
старину в городских домах: помещение между жилой
частью дома и крыльцом). Чулан? (Помещение в
доме, служащее кладовой).
2. Речевая разминка.
- Для развития скорости чтения поработаем со скороговоркой.
Вспоминаем правила разучивания скороговорок. Первый раз читаем медленно, второй раз со средней скоростью, затем три раза быстро.
Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
- Кто запомнил, сколько иголок в шкурке ежа?
(16000 – появляется карточка на доске).
3. Самостоятельное чтение:
(Жужжащее чтение; перед чтением – задание).
- Подумайте, почему рассказ Евгений Чарушин назвал “страшным”?
Помните! (Чтение пословиц с доски хором).
“Чтение без размышления – пустое занятие.”
Пословица.
“Настоящее чтение учит быть человеком.”
Пословица.
Просьба: при чтении видеть следующее слово и знаки препинания.
Гимнастика для глаз. Упражнение “Зоркие глазки”.
4. Анализ произведения.
- Почему автор назвал рассказ страшным?
Каждый высказывает свою точку зрения.
- Почему мальчики испугались ежа?
- Какими вы представляете мальчиков?
- Как автор говорит об этом вначале рассказа?
- Какую подсказку нам дает? (“в постельки”)
Проведем “веселую переменку”. Помассируем ушки, одновременно ногами делая круговые движения.
- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?
Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.
Чтение диалога двумя учащимися
- Почему они так говорят? (Чтобы убедить себя,
что им не страшно).
- В тексте много многоточий. Что означает
многоточие? (показывает страх мальчиков).
Это психологическая пауза.
- Сравним: мальчики читают вместе быстро; девочки
с паузами.
- При чьем чтении страх чувствовался сильнее?
- Изменилось ли настроение мальчиков, когда
пришли родители?
- Каким тоном будем читать дальше?
- Переверните лист. Прочитайте восклицательное
предложение. Какое чувство будете передавать при
чтении? (Удивление)
- Боялись ли мальчики топота и пыхтения по ночам
потом? Почему?
- Можно ли назвать мальчиков трусами?
Выскажите свою точку зрения.
5. Работа с пословицами.
- На столе лежат карточки с пословицами. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.
“Все хорошо, что хорошо кончается.”
“На всякую беду страха не напасешься.”
“У страха глаза велики.”
- Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”?
- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.
- Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами
все лето?
- Какими мальчики показаны в конце рассказа? (Любят
животных, добрыми)
- Докажите словами из текста. (“Дали молока… и
кусок мяса”).
X. Итог урока.
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
Кто его автор?
- Чему научил нас рассказ Е. Чарушина? (Учиться контролировать свой страх, бережно относиться к животным).
XI. Выставление оценок. Похвала.
- Хочу выразить благодарность за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли, ведь (обращение к пословице).
“Настоящее чтение учит быть человеком”.
XII. Домашнее задание.
С.136-138. Выразительное чтение по ролям.